Конспект НОД по развитию речи в старшей группе по лексической теме «Продукты питания»

Cветлана Куликова
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе по лексической теме «Продукты питания»

«Образование прилагательных, антонимы, многозначные слова, глаголы, синонимы»

Цель: Упражнять в практическом употреблении прилагательных со

значением соотнесённости с продуктами питания.

Продолжать знакомить со словами -близнецами (омонимы,

Со словами-друзьями (разные по звучанию, но имеют

одно значение, синонимами).Со словами, которые

имеют противоположное значение (антонимы)

Познакомить со словами, которые обозначают действие предмета.

Продолжать учить детей отвечать полными развернутыми

предложениями. Пополнять словарный запас детей.

Оборудование: конверт с письмом, игрушка Маши, целлофановые пакетики с крупами, плоскостные изображения бутылочек с картинками, картинки фруктов, клей, пластиковые стаканчики, трубочки, мяч, тарелочка с вареньем, ложки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Дети стоят полукругом. Здороваются с гостями.

2. Сообщение темы

Сегодня мы с вами будем говорить обо всём том, что можно кушать, о кашах, супах, напитках, о продуктах питания, о действии предметов и признаках предметов.

3. Основная часть

(Дети стоят в кругу и идет беседа с воспитателем)

- Ребята, что мы сейчас с вами делаем? (стоим, разговариваем)

- Правильно. Я вас о чем-то спрашиваю, а вы отвечаете. Люди, животные, птицы и даже предметы - выполняют какое-то действие.

Давайте поиграем. Я буду бросать мяч, называть предмет, а тот, кому я брошу мяч, говорит о возможном действии этого предмета.

НАПРИМЕР: Мяч - катиться, прыгает и т. д.

Солнце - светит. Дождь - льет, моросит, капает. Машина -

едет, остановилась. Дети - играют, спят, поют, танцуют.

Врач - лечит, дает лекарство. Собака - лает, охраняет.

Вода - течет, разливается.

- Понравилось играть? Видите, все, что находится вокруг нас - выполняет какое-то действие.

- Ой. я совсем забыла. Нам пришло письмо! (читаю письмо)

"Здравствуйте, дорогие ребята группы №6!

Приглашаю вас к себе на обед!

Мишка ушел на охоту, а меня оставил на хозяйстве. Надо приготовить много еды.

Гречневую кашу из гороха. Сварить персиковый сок из яблок. Маша"

Что-то я ничего не пойму. К то это - Маша (из мультфильма "Маша и Медведь".

- Не показалось ли вам письмо странным? Можно ли приговить гречневую кашу из гороха?Из чего готовят гречневую кашу? А из гороха какую кашу можно приготовить? А персиковый сок из яблок можно приготовить?

Да. беда. Надо помочь Маше, а то ничего у нее не выйдет и День рождения будет совсем грустный.

- Но подождите. тут приписка в письме.

Ребята, к нам можно добраться только по особой дорожке. Когда будете идти, ответьте, пожалуйста на все вопросы. Тогда дорожка приведет вас к нашему домику. "

(На полу дорожка, которая ведет к домику. Рядом, вдоль дорожки растут цветы, В озере плавают уточки, ползет змейка, играют куклы, едут машины. Надо ответить на вопросы: Какого цвета цветы? Что делают уточки? Куда едут машины? Что делают куклы? Какого цвета змейка? и т. д.)

- Тихо. кажется я слышу чей-то разговор.

- Кто вы? (Мы лисички, дружные сестрички)

- Ну а вы-то, кто же? (Мы лисички тоже)

- Как. с одной-то лапкой? (Нет. еще со шляпкой)

- Что-то я не пойму? Может вы ребята мне подскажете?

(это лисички - грибы, с одной шляпкой? И лисички - животные)

А. Так это наверно про слова - близнецы?

- Хорошо. а вот про эти слова, что вы можете сказать. Только слушайте внимательно!

В море суши полоса

Называется коса

И у девушки коса

Цвета спелого овса

На траве лежит роса

Косит травушку коса.

- Так сколько есть на свете кос?

Куршская коса, коса из волос, коса - инструмент)

- Это тоже слова-близнецы, но все они имеют разное значение.

Пойдемте дальше.

- Вот и пришли мы к домику. Появляется фотограИЯ Маши.

- Обратите внимание, дети, на лицо Маши. Какое оно? (лицо у Маши грустное, чуть не плачет)

- Какое настроение у Маши (грустное, унылое, невеселое и т. д.)

Да. Видно действительно ей очень грустно. Надо ей помочь. Обратите внимание, на столах, в тарелочках- крупа. Рассмотрите внимательно ее, возможно вам знакома одна из них.

- В зеленых тарелочках какая крупа? (гречка)

- Ребята, из- чего Маша обещала сварить гречневую кашу (из гороха)

- Есть ли в тарелочках горох?

- Какую кашу можно сварить из гороха? (гороховую)Потрогайте его.

- А из гречки?

Найдите эту крупу на столе. Потрогайте ее. Какого она цвета?

- А что это за белая крупа? (рис) Какую кашу можно из риса сварить (рисовую)

Точно так же рассматривают другие крупы и образовывают прилагательные из слов:гречка, горох, манка.

- Что еще хотела приготовить Маша на обед? (сок)

- Маша приготовила бутылочки. Помогите ей "разлить" сок. Выберите по картинке и наклейте каждый на бутылочку. На столах плоскостные бутылочки)

- Скажите, какой сок у вас в бутылочке?

- Из- чего готовят все эти соки (из фруктов)

- Молодцы. как вы быстро справились и помогли Маше.

Артикуляционная гимнастика

У вас на столах есть стаканчики с трубочками. Давайте представим, что пьем сок. Вытяните губы узкой воронкой. Сделайте вдох. Выдох. Расслабте губы. - 5 раз

Покажите узкое горлышко бутылочки. Вытяните губы то узкой, то широкой трубочкой.

- Ну что, кажется Маше мы помогли разобраться из какой крупы надо кашу готовить. И с соком разобрались.

А сейчас я предлагаю показать Маше как мы умеем определять признаки предметов.

На столах листочки с заданиями. Каждый должен проговорить свой ответ или нарисовать рисунок.

Например: камень тяжелый, а перо легкое. Красный шар летит, а синий нет. Красный карандаш длинный, а желтый короткий., и т. д.

4 Итог:

Ребята, погостили мы у Маши. Научили ее готовить кашу и сок. Как вы думаете. обрадовалась она нашей помощи? И какое у нее настроение?

А когда мы пришли какое настроение у нее было (грустное, унылое, невеселое). А сейчас? (радостное, веселое, светлое)

Еще научили ее находить признаки у предметов. Пора возвращатлся в детский сад.

Мы шли, шли, шли,

От Маши ушли.

Через полянку прошли,

В детский сад пришли.

Где мы побывали?Что готовили? Понравилось ли вам идти по волшебной дорожке? Что больше всего запомнили?

Спасибо всем!

Публикации по теме:

Перспективный план занятий для старших дошкольников СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ТЕМА ЗАНЯТИЙ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЙ СЕНТЯБРЬ 3 неделя Лексико-семантическое упражнение с синонимами на материале рассказывания.

Презентация «Мой первый словарик. Омонимы и многозначные слова» Мультимедийная презентация "Мой первый словарик. Омонимы и многозначные слова" является частью набора мультимедийных презентаций "Мой первый.

Библиотека изображений:
  • Еда, продукты питания
  • Еда, продукты питания
  • Еда, продукты питания
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе по лексической теме «Продукты питания»
Опубликовано: 28 января 2014 в 21:47
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...
Детский мастер-класс: «Снегурочкины сестрички!» (техника квиллинг).
В облаках летают Белые пушинки. Все желанья исполняют, Эти балеринки! Ну-ка, подставляй ладошки, И лови зимы-пушинку- Новогоднюю снежинку! Вот и...
«Наш подарок маме» (фото отчет)
-Моя мама самая красивая! -Мама ласковая! -Мамочка очень добрая и заботливая! -Моя мамочка любимая! Вот такие слова говорили дети о своих мамах,...