Получи документы

Конспект НОД в старшей группе по экспериментальной деятельности «Камни. Как человек использует камни»

Рузан Минасян
Конспект НОД в старшей группе по экспериментальной деятельности «Камни. Как человек использует камни»

ЧУ ДО Детский сад «Замок детства»

Конспект НОД в старшей группе по экспериментальной деятельности

На тему: «Камни. Как человек использует камни»

Воспитатель группы № 4

Р. А. Минасян

2019 г.

Цель: расширять и закреплять знания детей о свойствах камней.

Задачи:

1. Формировать у детей элементарных представлений о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства

Публикация «Конспект НОД в старшей группе по экспериментальной деятельности „Камни, Как человек использует камни“» размещена в разделах

2. Расширять знания о том, для чего нужен камень и как использует человек свойства камня.

3. Продолжать умение вести рассуждение, обосновывать свою точку зрения.

4. Развивать активность детей в процессе познавательно-экспериментальной деятельности.

Интеграция образовательных областей: «познание», художественное творчество», «коммуникация», «социализация», «здоровье».

Материалы и оборудование: мультимедийная презентация, фонограмма, коллекция камней, камни на каждого ребенка, материал для творчества, рюкзак.

Предварительная работа: беседы: «Что такое горы?», «Как человек использует камни», «Подземная кладовая», «Какими бывают камни.

Вступительное слово:

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела.

Так скорей, друзья, за дело!

Будьте все внимательны,

Активны и старательны.

Ход НОД

1. Сюрпризный момент.

Воспитатель:

Ребята, сегодня у нас необычное занятие.

Сегодня придя на работу я увидела на столе сундук, а рядом лежала записка.

Давайте вместе прочитаем, что там написано:

«Здравствуйте, дорогие дети! Направляю вам этот сундук, но открыть его сможете только тогда, когда отгадаете загадку.»

В сережках у мамы огнем он горит

В пыли на дороге ненужным лежит

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелкий – в ладошке лежать

Тяжелый, большой – одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?

Дети: камень

2. Основная часть

Воспитатель: Давайте проверим, правильно ли мы отгадали загадку (открывает сундук). Смотрите, в сундуке камни. Значит. Мы с вами правильно отгадали загадку. Давайте теперь о камнях и побеседуем. Но прежде чем начать беседу давайте разделимся на две команды: первая команда «Команда мастеров», которая будет работать в мастерской. А вторая «Команда исследователей», которая будет работать в лаборатории.

Но мы должны выбрать кто в какой команде будет работать.

Я буду задавать вам вопросы по сказке «О Гноме и камне Радуге», которую мы читали с вами раньше.

Кто правильно ответит на вопросы – станет мастером, а остальным нужно буде подучиться в команде исследователей.

Вопросы:

1. Скажите название камня, который нашел Гном. (Камень Радуга)

2. Когда камень сверкнул красным цветом, то Гном подумал, что это? (Рубин)

3. Дальше камень изменил свой цвет и тал отливать оранжевым, значит это был камень? (Яшма)

4. Потом он оказался желтого цвета, название такого камня -? (Янтарь)

5. Далее камень поменял свой цвет и засиял зеленым цветом. Что это за камень? (Изумруд)

6. И снова камень изменил цвет – стал голубым. (Аквамарин)

7. В следующий раз камень отливал синим цветом. (Сапфир)

8. И последний цвет камня был фиолетовый. (Аметист)

9. И в конце концов камень стал прозрачным как стекло. (Алмаз)

Воспитатель: Пройдите на свои места, ребята. Где мы можем увидеть камни?

Дети: на улице, в горах, в море, на даче…

Воспитатель: Камни бывают очень разные. Они различны по размеру, цвету, форме. В старину люди считали, что камни различаются еще и магическими свойствами: влияют на самочувствие человека, его настроение, лечат разные болезни. Считалось, что у каждого человека есть свой камень, который защищает его. Такие камни называют амулетом.

Посмотрите на экран (слайд 1-3)

Воспитатель: Что вы видите? Горы - это огромные глыбы камня. Когда от них откалываются кусочки, получаются маленькие камешки. Но камни есть не только в горах, они есть и под землёй, и под водой. Камни, которые вымываются из реки или моря гладкие. Как вы думаете, почему? (Предположения детей). Правильно, вода сглаживает волнами все неровности. Под водой камни трутся друг о друга, постепенно становясь гладкими.

В горах и под землей люди находят драгоценные камни, которые обрабатывают и вставляют в украшения (слайд №4).

Для чего ещё служит камень человеку? (Ответы детей). А еще из камней строят дома, башни, мосты и дороги, станции метро (слайды №5-8 каменные дома, станции метро и памятники). Даже памятники великим людям делают из камня (слайд № 9). Как вы думаете, почему? (Ответы детей).

Воспитатель: А кто знает, как называют людей, которые ищут и изучают камни?

Дети: Геологи (изображения геологов слайд №10).

Воспитатель: Правильно, геологи. Геологи это люди, которые путешествуют по разным местам и изучают недра земли. Глубоко под землей ищут они полезные ископаемые, работают в лабораториях по изучению их свойств, составляют карты. Работа у геологов трудная. Им приходится жить в палатках и готовить пищу на костре. Сейчас геологам, помогают научные приборы и разные машины. Но все равно им приходится проходить пешком сотни километров, взбираться на горы с тяжелыми рюкзаками за спиной. В рюкзаках специальные молотки, чтобы отбивать куски крепкой горной породы (Слайд№11 орудия труда геологов). Иногда земные сокровища таятся в глубоких пещерах. И туда тоже спускаются геологи! Геолог должен быть сильным и смелым, уметь находить дорогу по карте и компасу. И еще геолог должен быть верным другом. Вот такая у геологов сложная и интересная работа!

Воспитатель: Дети, а вы бы хотели на время стать геологами и отправиться в экспедицию в горы на поиски камней?

Дети: Хотим.

Воспитатель: Представьте, что мы с вами пойдем в горы, поэтому должны соблюдать правила безопасности. Вы можете мне сказать, как нужно вести себя в горах?

- Не шуметь, потому что может быть обвал и засыплет камнями;

- Внимательно смотреть нет ли обрыва и можно ли пройти по тропинке;

- Если разожгли костер, то его нужно потушить (почему);

- Не мусорить (почему). Молодцы, вы все знаете.

Воспитатель: Но прежде чем отправиться в путь надо собрать рюкзак.

Воспитатель: Ребята, что вы знаете о камнях? Как появились камни? Давайте построим гору и покажем как появились камни.

3. Физкультминутка

«Гора»

Стоит гора – старушка (поднимают руки вверх)

До небес макушка (тянутся на цыпочках)

Ее ветер обдувает (обмахивают себя кистями рук)

Ее дождик поливает (встряхивают кистями рук)

Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)

И каждый день, и каждую ночь (воспитатель дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки)

Катятся, катятся камешки прочь (часть детей отходит в сторону).

(Игра продолжается до тех пор, пока все «камешки» не раскатятся в стороны).

Раскатились камешки с той горы

Ничего не осталось от нашей горы. (Показывает двумя руками на пустое место).

Воспитатель: Пройдите на свои места, ребята.

Воспитатель: Вот мы с вами и пришли в лабораторию, где будем исследовать камни.

Ребята, крепости и башни стояли много лет и до сих пор сохраняют свою прочность.

Камни окружают нас повсюду.

Предлагаю построить прочный дом из собранных камней.

Воспитатель: Какие интересные камни вы нашли. Они разные или одинаковые? (Ответы детей). Да, верно, все камни разные и каждый несет в себе свою тайну. Давайте присядем у подножия горы и постараемся открыть тайны камней, которые мы нашли.

4. Опытно-экспериментальная работа

Присаживайтесь за столы, на свои рабочие места.

ОПЫТ №1. «Цвет»

Воспитатель: Рассмотрите свой камень, какого он цвета? (Ответы детей).

Вывод: камни разного цвета.

ОПЫТ №2. «Определение температуры»

Воспитатель: Теперь прислоните камень к щеке. Какой он, теплый или холодный? (Холодный).

Значит, что мы можем сказать?

Вывод: камни могут быть холодными и теплыми.

ОПЫТ №3. «Определение характер поверхности»

Воспитатель: Посмотрите на камни через лупу. Потрогайте свои камни и скажите, какие они на ощупь, гладкие или шероховатые? (Воспитатель спрашивает несколько детей, у всех камни гладкие). А посмотрите, какой камень я нашла, потрогайте его. Какой он, гладкий или шероховатый? Что интересного вы увидели? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т. д.).

Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: камни бывают гладкие и шероховатые.

ОПЫТ №4. «Плавучесть»

Воспитатель: А как вы думаете, что произойдет с камнем, если мы его опустим в воду? ( Ответы детей: он утонет). Давайте проверим. (Опускают камень в стакан с водой и камень тонет). А почему камень утонул? (Ответы детей) Да, вы правы, камень тонет в воде, потому что он тяжелый. А сейчас достаньте камень из воды. Что с ним произошло? (Камень стал мокрым и цвет камня стал более ярким). Молодцы, вы очень внимательные дети.

Опыт №5

Белый камешек растаял

На доске следы оставил. (Мел).

О каком камне говорится в загадке?

Мел – это тоже камень. Найдите среди камней мел и покажите его. Как вы думаете, чем мел отличается от других камней?

(Белый, оставляет следы, им можно рисовать).

Какой он по твердости? Возьмите гвоздик и проведите по нем. Что можно сказать о меле?

(Он хрупкий).

7. Рефлексия

- Сегодня вы узнали много интересного и полезного о камнях, провели исследования в нашей исследовательской лаборатории, узнали свойства камней, узнали, какие есть камни в природе. А что интересного вы узнали?

А последок я вам покажу вулканические камни : один черный – он извергался очень давно, другой красный – его извержение произошло совсем недавно.

Спасибо вам всем за работу.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Удивительные камни». Конспект непосредственной образовательной деятельности«Удивительные камни». Конспект непосредственной образовательной деятельности Цель: Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства с разнообразием мира камней и их свойствами. Задачи образовательных.

Конспект НОД по познавательно-экспериментальной деятельности «Эти удивительные камни» в подготовительной группе ДОУКонспект НОД по познавательно-экспериментальной деятельности «Эти удивительные камни» в подготовительной группе ДОУ Цель: Познакомить детей с многообразием камней. Их свойствами и особенностями Задачи: Обучающие: Учить классифицировать камни по различным.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Эти обыкновенные необыкновенные камни» МБДОУ-ХОТЫНЕЦКИЙ ДЕТСКИЙ САД «АЛЕНУШКА» Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе. Тема: : «Эти обыкновенные необыкновенные.

Конспект ООД по опытно-экспериментальной деятельности «Эти загадочные камни»Конспект ООД по опытно-экспериментальной деятельности «Эти загадочные камни» Цель: Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами и особенностями. Задачи: • Учить классифицировать камни по различным признакам.

Конспект занятия по поисково-исследовательской деятельности «Эти удивительные камни» в старшей группе .

Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Удивительные камни» Конспект по экспериментальной деятельности. ТЕМА: "Удивительные камни" Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Эти обыкновенные и необыкновенные камни» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОЛОСАТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛИВАНОВСКОГО РАЙОНА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ.

Непосредственно-образовательная деятельность «Камни» в старшей группе Цель: создание социальной ситуации развития в процессе поисково-исследовательской деятельности по теме: "Камни". Задачи: создать условия.

Конспект ООД в старшей группе «Удивительные камни» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 КОНСПЕКТ Непосредственной образовательной деятельности.

Конспект занятия по лепке в старшей группе «Драгоценные камни и маленькие секреты для листовичков» Занятие по лепке в старшей группе. Тема: Драгоценные камни и маленькие секреты для листовичков. Цель: Вызвать у детей интерес к незнакомому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД в старшей группе по экспериментальной деятельности «Камни. Как человек использует камни»
Опубликовано: 10 ноября 2019 в 00:47
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД