Конспект НОД «Ветер-озорник».

Ольга Грачева
Конспект НОД «Ветер-озорник».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №31 «Аленький цветочек»

города Губкина Белгородской области

«Ветер-озорник»

Конспект НОД по разделу «Познавательное развитие» в старшей группе по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство», авторы: Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова.

Грачева О. Ф., воспитатель МБДОУ

«Детский сад комбинированного вида №31

«Аленький цветочек»

Программное содержание: закрепить знания детей о таком природном явлении, как ветер, о его особенностях и значении для человека и окружающего мира; учить детей самостоятельно делать выводы и обобщения, устанавливать связи между предметами и явлениями в процессе экспериментальной деятельности, в дидактических играх; пополнять словарный запас детей такими словами, как «обжигающий», «свирепый», «пронизывающий»; побуждать их активно использовать слова, характеризующие ветер; познакомить с народными приметами о ветре; воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Физкультура», «Художественное творчество».

Предварительная работа: наблюдение детей за ветром во время прогулок; определение направления ветра с помощью флюгера, султанчиков, флажков, вертушек; беседы о ветре; ведение календаря погоды; знакомство детей с произведениями искусства и литературы, в которых речь идет о ветре.

Пособия: два обруча; мяч; разноцветные листочки с деревьев; вазы; набор карточек для игры «Польза-вред»; таз с водой; кораблики; веера, вентилятор; магнитофон с записью шума ветра; баночки с песком; сундучок; мыльные пузыри.

Ход мероприятия:

Дети заходят в группу и становятся на ковер.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Не увидишь меня глазом,

Я способен на проказы.

На бегу, срываю шляпы,

Ёлок раскачиваю лапы.

Унести бельё с веревки,

Хватит у меня сноровки.

Пролистать могу газету,

Громко шелестя при этом…

Вот в лесу любой заметит:

Лес шумит, гуляет…

Дети: ветер.

Воспитатель: Почему ветер называют невидимкой?

Дети: Ветер нельзя увидеть глазами, его можно только почувствовать.

Воспитатель: А вы хотите увидеть ветер?

Дети: да!

Воспитатель: подойдите к окну. Посмотрите, к батареи я прикрепила тонкие полоски бумаги. Какой воздух над батареями?

Дети: теплый.

Воспитатель: сейчас я открою форточку и впущу с улицы холодный воздух. Холодный воздух из форточки будет опускаться вниз, а теплый – от батареи подниматься вверх. Значит, они встретятся. Что тогда произойдет?

Дети: появится ветер.

Воспитатель: этот ветер заставит двигаться полоски бумаги. Так, что такое ветер?

Дети: это перемещение теплого и холодного воздуха.

Воспитатель:

Ты знаешь, что такое ветер?

Он дует всех сильней на свете –

На море волны поднимает

И гор вершины облетает,

Увидеть может всю планету,

Когда летит по белу свету.

Ты на качелях вверх взлетаешь

И тоже ветер ощущаешь.

И словно птица вверх и вниз

Ты с ветром рядышком летишь.

Воспитатель: Какой бывает ветер?

Проводится игра «Какой ветер

Дети берут мяч, передают друг другу и называют качества ветра.

Дети: сильный, слабый, ураганный, порывистый, легкий, холодный, злой, колючий, теплый, северный, южный, ласковый и др.

Воспитатель: А еще ветер бывает свирепый, обжигающий, пронизывающий.

Воспитатель: Как вы думаете, дует ли на улице ветер? Как можно узнать?

Дети: нужно посмотреть в окно: если веточки деревьев качаются, листочки шевелятся - значит ветер есть. Можно определить по проходящим людям: ветер может развивать волосы, поднимать полы одежды. А если выйти на улицу и взять с собой султанчики, вертушки и флажки, то по ним тоже можно определить ветер. Султанчики и флажки будут развиваться на ветру, вертушки – крутиться.

Воспитатель: давайте посмотрим в окно и определим есть ли сегодня на улице ветер?

Дети описывают свои наблюдения, делают вывод ветряная ли сегодня погода.

Воспитатель: а что умеет делать ветер?

Дети: гудеть, свистеть, освежать, дуть, кружить листья, качать деревья, поднимать волны на воде и т. д.

Воспитатель: ветер называют озорником, знаете почему?

(читает стихотворение)

Дует ветер-озорник.

Быть послушным не привык.

Он с дождем приносит тучи

Просто так, на всякий случай:

Он поднимет пыль столбом,

Вихри снега за окном,

Он с деревьев листья рвет,

Их по улице несет.

Ветер, ветер, не шали!

Ты покой нам принеси!

Воспитатель: Посмотрите, ребята! Налетел ветер-озорник в группу и все листочки раскидал. Давайте соберем листочки в букеты и поставим их в вазы.

Проводится игра «Собери букет».

Дети собирают листочки клена, каштана, рябины, тополя и ставят их в вазы.

Воспитатель: С давних пор отношение людей к ветру было неоднозначное: ветер мог принести такой нужный в засуху дождь, а мог затем и погубить весь урожай. Безоговорочно любили и ждали ветер моряки и мельники, уж слишком их жизнь зависило от него. Большинство же людей ветра опасались. Ветер ассоциировался с переменами, причем не всегда в лучшую сторону. Люди наблюдали за ветром, примечали его особенности.

-Усиление ветра после продолжительной тихой погоды – к дождю.

- Если ветер долго дул в одном направлении, а потом вдруг стал дуть в обратном – очень скоро начнется дождь.

Воспитатель: много разных дел умеет делать ветер и хороших и плохих.

Ребята, давайте поиграем в игру «Польза - вред».

У меня есть картинки на который изображены дела ветра «доброго», а на других «злого» ветра. В зеленый обруч я положу портрет «доброго» ветра – суда вы будите выкладывать карточки с добрыми делами – здесь ветер приносит пользу людям, а в красный - «злого» ветра – суда вы выкладываете карточки с делами злого, где ветер приносим вред.

Всем детям раздаются карточки, они выкладывают их в обруч и объясняют свои действия.

Воспитатель: давайте вспомним пословицы и поговорки о ветре.

Дети: Плох тот ветер, который добра не приносит.

Ветер и без крыльев летает.

За ветром в поле не угнаться.

Ветер кликать – зря голос срывать.

Воспитатель: давайте поиграем с ветром. Представьте, что вы стали деревьями. Ваши ноги превратились в ствол, руки в ветки, а пальцы в листья.

Физминутка «Дует, дует ветер».

Дует, дует ветер, поднимают руки вверх

Дует, задувает. раскачивают руки влево вправо

Желтые листочки с дерева срывает. круговые движения кистями рук

И летят листочки прямо к нам под ножки, опускают руки вниз

Падают листочки прямо на дорожку. садятся на корточки

Воспитатель: дети, а можно ли создать «искусственный» ветер?

Дети: да, надо заставить воздух двигаться – подуть друг на друга, помахать рукой.

Воспитатель: давайте попробуем сделать искусственный ветер.

Дети машут руками, дуют друг на друга.

Воспитатель: Но люди придумали предметы, которые помогают делать искусственный ветер. Подойдите к столу и посмотрите на эти предметы. Что это за предмет?

Дети: веер.

Воспитатель: в некоторые времена женщины обязательно носили с собой веер. Они обмахивались веером, тем самым создавали «искусственный» ветер. Легкий ветер охлаждает нашу кожу. Попробуйте создать «искусственный» ветерок, чтобы освежить себя.

Дети обмахиваются веерами.

Воспитатель: посмотрите, как называется этот предмет?

Дети: вентилятор.

Воспитатель: он тоже заменяет собой ветер. Давайте его включим. Пропеллер крутится и воздух перемещается, что создает искусственный ветер.

Воспитатель показывает картинку с изображением кондиционера.

Воспитатель: что изображено на этой картинке.

Дети: это - кондиционер. Его люди тоже создали, чтобы заменять ветер. С его помощи можно в комнате создавать теплый и холодный воздух.

Воспитатель: давайте подойдем к другому столу (на столе миска с водой). Представьте, что это море. Как вы думаете, какое сейчас море?

Дети: спокойное.

Воспитатель: а почему вы так решили?

Дети: на море нет волн, вода не двигается.

Воспитатель: что надо сделать, чтобы на море появились волны?

Дети: надо подуть на воду.

Воспитатель: давайте подуем на воду, чтобы образовались волны.

Дети выполняют.

Воспитатель: Ветер заставляет воду двигаться и гонит волны. Давайте спустим на воду кораблики. Почему они не плывут?

Дети: нет ветра.

Воспитатель давайте поможем корабликам отправиться в плавание.

Дети дуют на парус и кораблики плывут.

Дети:

Ветер- ветерок, натяни парусок,

Гони мой баркас на всех парусах!

Вей, вей, ветерок, натяни парусок,

Кораблик гони – до Волги-реки!

Внезапно слышится шум ветра.

Воспитатель: что это?

Дети: ветер.

Воспитатель: видно ветер услышал, что мы о нем беседуем, и решил вмешаться, вам помочь.

Ветер сидел на ветке и смотрел,

Играют детки – кораблики пускают дружно.

Эй, помочь наверно нужно.

Среди моря замер флот,

Ни назад и ни вперед.

Чуть подул, и вот удача!

Малыши у моря скачут и кричат:

«Плывут! Ура!»

Очень славная игра.

Воспитатель показывает детям картину с изображением песчаной бури пустыни с барханами. Спрашивает у детей, откуда появляются в пустыне такие холмы.

Дети: их тоже делает ветер.

Воспитатель: я вам предлагаю самим попробывать сделать такие холмы в песке.

Перед каждым ребенком стоим стеклянная банка с небольшим количесвом песка. Банка закрыта крышкой с дырочкой. В дырочке вставлена соломинка. Это – имитация пустыни. Дети дуют через соломинку, появляются холмики – барханы.

Дети делают вывод, что так с помощью ветра песок путешествует в пустыне.

Воспитатель: посмотрите, здесь какой сундучок. Кто же мог его оставить? Давайте посмотрим, что в нем? Да это же мыльные пузыри! Это вам ветер подарил. Вы будите дуть, как ветер и пускать мыльные пузыри.

Воспитатель раздает детям мыльные пузыри.

Итог мероприятия: Дети, о чем мы сегодня с вами беседовали, что вам больше запомнилось, понравилось.

Дети: Мы сегодня беседовали о ветре. Вспомнили, что ветер – это перемещение теплого и холодного воздуха. Учились находить ветер в комнате и на улице. Нам понравилось играть с ветром. Узнали, что ветер может быть «злой» и «добрый». Учились делать «искусственный ветер». Очень понравилось делать барханы в «пустыне», пускать кораблики.

Воспитатель: свои наблюдения за ветром и игры мы продолжим на прогулке.

Публикации по теме:

Профессиональная карта педагога ПРОФЕССИОНАЛЬНЯ КАРТА ПЕДАГОГА г. Белгород Новикова Наталья Анатольевна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр.

Путешествие по городу Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 139 Мы рады видеть Вас видеть на нашей странице.

Библиотека изображений:
  • Иллюстрации
  • Иллюстрации
  • День Победы, 9 мая
Автор публикации:
Конспект НОД «Ветер-озорник».
Опубликовано: 4 ноября 2013 в 20:29
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конкурс «Креативный неснежный снеговик». Фотоотчёт.
Дo самогo главнoго прaздникa, до Нoвого гoда, oстaлось совсем мaлo времени. Бoльше всего нoвогодних прaздникoв всегда ждут именно дети. Чтo является...
Конспекты занятий по ИЗО деятельности
Конспекты занятий по ИЗО деятельности. Творческие люди – очень эмоциональные личности. Всем нам хочется стать для своих малышей самым близким другом....
Конспект НОД в средней группе «Подарок для мамы» ОО «Художественно-эстетическое...
Конспект НОД в средней группе «Подарок для мамы» ОО «Художественно-эстетическое развитие» Цель: Обучить детей нетрадиционной технике рисования цветным...
Эссе «Моя профессия — воспитатель»
ЭССЕ «Моя профессия - воспитатель» Воспитатель – что это? Призвание? Работа? Или что-то другое? Каждый воспитатель на данный вопрос ответит по-своему....
Внучке 1 год! (О личном и о творчестве)
Доброго времени суток уважаемые коллеги! Кто следит за моими публикациями, возможно помнит как я обещала, что скоро мы будем творить, уже напару с...