Конспект образовательной деятельности по коммуникации «Журавль — вестник весны» в ОО «Речевое развитие»

Юлия Крупицкая
Конспект образовательной деятельности по коммуникации «Журавль — вестник весны» в ОО «Речевое развитие»

Цель: активизация лексического словаря, развитие связной речи дошкольников старшего возраста 6 – 7 лет.

Задачи

1. Обучающие:

- закрепить использование в речи как можно больше прилагательных, глаголов при описании признаков предмета и его действий;

- закрепить словообразование сложных прилагательных; научить согласовывать их с существительным;

- научить образовывать притяжательные прилагательные и согласовывать их с существительным;

- закрепить использование в связной речи пространственных предлогов;

- закрепить согласование числительного, прилагательного и существительного;

- учить находить главные признаки при описании предмета;

- учить составлять рассказ по схеме о птице, используя полные по высказыванию предложения.

2. Развивающие:

- развитие активного лексического словаря через серию лексико-грамматических игр;

- развитие связной речи;

- развитие слухового восприятия;

- развитие мелкой моторики рук;

- развитие речевого дыхания;

- развитие ориентировки в пространстве;

- развитие любознательности;

- внимания, памяти, мышления.

3. Воспитывающие:

- воспитывать интерес к словотворчеству и речевой культуре;

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края;

- воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Методы и приемы

- Наглядные (демонстрация (перо, следы, волшебный мешок, картинки с птицами, схема, красная книга, наблюдение (зрительная гимнастика);

- Словесные (беседа, художественное слово – загадки, лексико-грамматические задания, составление описательного рассказа);

- Практические (выполнение лексико-грамматических упражнений, дыхательная гимнастика, физкультминутка, ответы на вопросы, зрительная гимнастика).

Формы работы

- групповая;

- индивидуальная.

Оборудование

- Демонстрационный материал (перо, следы, презентация, волшебный мешок, картинки с птицами и их следами, схема описательного рассказа, красная книга).

- ИКТ-средства (ноутбук, мультиборд); mp3 записи голоса птиц.

- Раздаточный материал (перья, питание птицы (муляжи, ягоды и зерна).

Ход образовательной деятельности

1. Вводная часть.

Дети находят в группе перья у окна.

(Стоя на ковре)

Беседа. – Чьи это перья. (Это перья птичьи. Хоровой ответ и индивидуальный.)

Каждому раздается по одному перу.

Активизация относительных прилагательных. Игра «Опиши перо» – Перья какие? (Перья серые, перья легкие, пушистые, воздушные, нежные, маленькие. Индивидуальные ответы.)

Беседа. – Какого цвета наша птица? (Серого цвета)

Согласование числительного, прилагательного и существительного в числе и падеже. Игра «Сосчитай перья» - одно птичье перо, два птичьих пера, три птичьих пера, четыре птичьих пера, пять птичьих перьев. (Индивидуальные ответы.)

Словообразование. «Назови ласково» - перо – перышко, птица – птичка.

«Дыхательная гимнастика» - «Подуем на перышко». (Сдувание пера с ладони).

Активизация глагольных форм. Игра «Что делает перо» - что делает перо, когда мы на него дуем? (Перо летит. Перо кружится. Перо порхает.) – Почему?

Беседа. – Как в группе оказались эти перья? (Ответы и предположения детей.)

2. Основная часть.

- Что еще вы видите в группе необычного? (Дети находят птичьи следы.)

Ориентировка в пространстве. Активизация пространственных предлогов. Игра «Найди следы» (Я вижу птичьи следы под столом. Я вижу птичьи следы на столе. Я вижу птичьи следы под диванчиком. Я вижу птичьи следы под ковром.) После ответа ребенок поднимает перо.

Беседа. – Можем ли мы по следам определить, какая птица к нам в группу прилетала? (Предположения детей). – Каких птиц вы знаете? Назовите. (Голуби, вороны, утки, гуси и др.)

(Вокруг стола)

Активизация притяжательных прилагательных. Игра «Чей след?» Иллюстрация следов голубя, воробья, вороны, соловья. Это следы голубя. – Чьи это следы? – Голубиные, воробьиные, вороньи, соловьиные.

Сравнивание следов неизвестной птицы с предложенными. – Как вы думаете, а какого размера наша загадочная птица? (Большая, крупная – почему? – Потому что она оставила крупные, большие следы.)

Беседа. – Догадались какая это птица по следам и перьям? (Нет) – Зачем она прилетала к нам в группу? (Предположения) – Может она хотела сообщить нам какую-нибудь новость?

Беседа. – Хотите узнать, как называется таинственная птица? – С помощью чего вы обнаружили в группе перья и следы? (Глаз, зрения.) – А теперь нам нужны ваши уши. – Что позволяют нам уши? (Слышать, слушать звуки, различать звуки.)

(Садимся на стулья рядом с окном)

Прослушивание записи голоса загадочной птицы. (Дети садятся на стулья, закрывают глаза, пробуют представить себе птицу-незнакомку).

Знакомство с новой лексикой. Беседа. – Понравилось вам пение птицы? – Какие звуки произносила птица? – На что они похожи? – Может птица нам кричит о чем-то? – Голос птицы веселый или грустный? – А вам не кажется, что эта птица курлыкает? – Она произносит такие звуки: «Курлы-курлы-курлы». Это курлыканье. (Хоровое произнесение существительного «Курлыканье». Как наша незнакомка-птица поет – курлыкает). – Как же называется эта птица? – В какое время года мы можем услышать курлыканье птицы?

– Какое сейчас время года? (Весна! Докажите.)

Составление описательного рассказа «Приметы весны».

Беседа. – Если птица к нам прилетела весной – значит она какая? (Перелетная). – Какие птицы называются перелетными. – Догадались, как называется таинственная перелетная птица?

Физкультминутка. «Чтобы не сидеть от скуки»

(На ковре стоим)

Игра «Волшебный мешок» (лягушка, рыба, червяки, ягоды сушеные, желуди, зерна) + загадки. С помощью загадок определите, какие предметы находятся в мешке. – Теперь, только с помощью рук достань мне червяка, лягушку, рыбу и т. д. (У каждого свой предмет).

Беседа. – Зачем все эти предметы нашей птице? Как вы думаете? (Это ее корм, питание).

Игра «Чем питается птица?» (Каждый использует в ответе название своего предмета. Птица питается желудями. Птица питается лягушками.)

Беседа. – Теперь мы еще знаем, чем наша перелетная птица питается. – А если она любит лягушек, где она будет жить в Калининградской области? (На болотах, рядом с болотами). – А если она любит рыбу, где она будет обитать? (Рядом с реками, озерами) и т. д. –Догадались, кто это?

(у доски)

Составление описательного рассказа о птице с помощью символов. (Размер, цвет, перелетная, курлыкает, чем питается, где живет)

(На стульях перед мультибордом)

Презентация «Перелетные птицы Калиниградской области» с использованием лексико-грамматических заданий.

Дети узнают на последнем слайде журавля.

Беседа. Правильно! Это журавль. - Как вы догадались? (Называют все признаки.)

Игра «Назови ласково журавля»? Журавушка, журавка, журавлик.

«Назови птенцов журавля»

«Чье крыло? Чей хвост? Чьи ноги? Чьи птенцы? Чьи следы? Чьи перья?»

Образование сложных слов. Игра «Подружи словечки» Какой у журавля клюв? (Длинный – значит он длинноклювый; длинная шея -, длинные ноги -, большие крылья - .)

3. Заключительная часть.

Беседа. Зачем журавль прилетал к нам в группу? (Предположения) – А может он хотел нам сообщить о весне! Весна – это прекрасное время года, когда оживает вся природа. Прекрасные песни начинают петь птицы! Нужно всем радоваться весне. Журавль принес нам весточку весны!

Демонстрация. Красная книга.

Отношение к птицам, природе.

Наблюдение за птицами. Зрительная гимнастика. «Ищем журавлей в небе».

Публикации по теме:

Планирование непосредственно образовательной деятельности в образовательной области «Речевое развитие» по теме «Весна» Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое. Задачи: 1. Научить.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательно-речевое развитие» Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Познавательно – речевое развитие» Тема: «В гости к солнышку».

«Лесные шорохи весны». Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» .

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» на тему «Весна» Цель: развивать диалогическую форму речи детей. Задачи: Образовательные задачи: • Систематизировать знания детей о весне; • Учить отчётливо.

Библиотека изображений:
  • Птицы
  • Весна
  • Весна
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности по коммуникации «Журавль — вестник весны» в ОО «Речевое развитие»
Опубликовано: 13 декабря 2017 в 21:48
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Божьи коровки на летней полянке» — оттиск пробкой и рисование...
Уважаемые коллеги предлагаю вашему внимаю детский мастер-класс "Божьи коровки на летней полянке" - оттиск пробкой и рисование мятой бумагой. Материал:...
Фотоотчет. Оформление группы к Новому Году.
Вот и настало то волшебное время, когда мы окунаемся в сказку. Так и мы с ребятами решили побывать в сказке и оформили гпуппу в этом стиле. Новый год -...
Куклы из фетра.
Кукла – самая древнейшая из всех игрушек – появилась почти одновременно с появлением человека. И всегда была рядом с ним, принимая самые разнообразные...
Фотоотчёт о праздновании Рождества в группе «Теремок»
Сегодня, 17 января, у нас в детском саду праздновали РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО! Вот такое приглашение появилось у центрального входа в садик. Утром...
Консультация для родителей «Быт и устои казачьей семьи»
До конца IXX – начала XX веков характерно существование большой неразделенной семьи. Длительному сохранению ее способствовало особое социальное положение...