Бабенко Надежда
Конспект ООД для средней группы по познавательному развитию «Воздух-волшебник»
Цель: - формировать у детей представление о воздухе, его свойствах.
Задачи:
-Показать детям, что воздух находится везде, не только вокруг, но и внутри нас.
-Дать представление о его особенных свойствах (невидимый, легкий)
-Показать детям, что движение воздуха это ветер.
-Знакомство со способом обнаружения воздуха.
-Развитие познавательного интереса у ребят, наблюдательности, желания исследовать мир всеми доступными способами.
Публикация «Конспект ООД для средней группы по познавательному развитию „Воздух-волшебник“» размещена в разделах
-Развитие умения работать не только в коллективе, но и в одиночку во время проведения опытов.
-Воспитывать взаимопомощь, бережное отношение к природе.
Оборудование: По количеству детей - полиэтиленовые пакеты, прозрачные пластиковые стаканы с водой, соломинки, пенопластовые кораблики, веера, мыльные пузыри.
Воздушные шарики (немного сдутые, 2 таза с водой, скатерти, салфетки, таблички с пиктограммами, песочные часы, кукла Карлсона. Предварительная работа:
- Наблюдения за ветром.
-Изготовление корабликов с веерами.
-Надуваем шарики, заранее, чтобы они могли немного сдуться.
Ход занятия:
- Мы вчера с ребятами надували воздушные шарики, посмотрите, что с ними могло за это время произойти? (сдулись)
- Как вы думаете, почему они сдулись? (из него вышел воздух)
- Воздух? А где он этот воздух? Вы его видите? (нет, не видим)
- Если мы его не видим, значит какой он, воздух? (невидимый)
- Ну раз он невидимый, значит его и нет вовсе?
- Я вот тоже воздух не вижу, но знаю что он всегда вокруг нас. И сейчас я помогу вам узнать, что воздух есть вокруг нас. Помогу вам его увидеть!
-А чтобы его увидеть, его надо поймать. Попробуем? (пробуют руками ловить воздух)
-Что-то не получается! А хотите, я научу вас ловить воздух?
Опыт 1: С полиэтиленовым пакетом.
- Возьмем пакетики в руки. Что в нем? (он пуст)
-Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы пробуем ловить воздух пакетом. Мы набираем в пакет воздух и закручиваем его, чтобы он не бежал. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял все место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему? (В нем больше нет воздуха)
-Теперь мы свами знаем, то воздух невидимый и чтобы его увидеть, его нужно поймать. И мы с вами смогли это сделать!
-Теперь мы знаем, что воздух есть везде, он вокруг нас.
-Ребята, а чем мы с вами дышим? (воздухом)
-Вы уверены? Точно воздухом? А как он попадает внутрь? (мы вдыхаем его)
-Сначала мы его вдыхаем, а потом выдыхаем. Я приглашаю вас проверить, есть ли у нас внутри воздух? (садимся за столы)
Опыт 2: С трубочкой, опущенной в стакан с водой.
- Подуем тихонько в трубочку, опущенную в стакан с водой.
Что происходит? (воздух выходит из нас)
- Дуем тихо, а теперь сделаем бурю, прямо как на море, сильно дуем! (2-3-раза)
-Теперь вы все знаете, что внутри нас есть воздух.
-А как выдумаете, а зачем нам воздух, мне кажется, мы можем обойтись без него?
-Я предлагаю вам сыграть в игру. У меня есть песочные часики. Мы проверим, кто из нас дольше сможет не дышать. А я буду следить за этим. Набираем полную грудь воздуха и задерживаем дыхание.
-Вот видите весь песочек еще не успел пересыпаться в песочных часика, вы не смогли без воздуха прожить даже минутки. Что произойдет, если на земле не будет воздуха?
-Правильно все живое: люди, животные, растения, все погибнет!
-Ребята, а вы знаете, что наш воздух-невидимка – волшебник! Он умеет не только сам двигаться, но и двигать предметы?
-Вот сейчас я вам помогу увидеть, как воздух передвигает предметы. Скоро наступит весна, побегут ручейки, и можно будет пускать кораблики. А можно не ждать весну и попробовать прямо сейчас. Хотите?
-Выберите себе по кораблику.
-Давайте подуем! Какие молодцы!
-Что произошло с нашими корабликами? (они поплыли)
-Почему они поплыли? (потому что мы дуем)
- Да, когда мы дуем, мы толкаем воздух, воздух двигается и создается ветер. Ветер это движение воздуха.
-А если не дуть, как еще можно сделать ветер?
Опыт 3: С веером.
-Ребята, а вы знаете, что это за предмет? (веер)
-А для чего он нужен?
-Попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что чувствуете? (В лицо дует ветерок)
-Мы толкаем воздух веером, и тоже создаем ветер. Смотрите, от моего веера даже кораблики могут плыть!
Итог занятия: -Ой, ребята, пока мы тут с воздухом играли, за нами все это время кто-то наблюдал! Давайте-ка его поищем! (Дети находят Карлсона)
- Карлсон, дорогой, как ты к нам сюда попал?
-Я совершал утреннюю прогулку и увидел в окошко, как дети играют, мне тоже стало интересно, но открытое окошко я нашел не сразу!
-Так ты, все слышал, о чем мы с ребятами беседовали?
-Конечно, я все слышал, все видел, но ничего не запомнил, у меня ведь память дырявая!
-Ребята, поможем Карлсону вспомнить, о чем мы сегодня беседовали?
А помогут нам эти картинки. Мы расскажем, а Карлсон внимательно нас послушает.
(Ребята вспоминают, сравнивают картинки, нужные вывешивают на доску)
-Ой спасибо, ребята, я теперь все понял и все запомнил! И в благодарность хочу подарить вам подарок, но подарок не простой, а волшебный. С помощью него мы можем поймать наш воздух?
(Дарит мыльные пузыри, играет с детьми)