Линда Дукаева
Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Музыка вокруг нас»
Конспект ООД
по художественно-эстетическому развитию
в старшей группе :
«Музыка вокруг нас»
Цель.
Формировать представления о ладе в музыке. Доставить детям радость и эстетические переживания.
Задачи.
- Обогащение музыкального опыта детей. Расширение словарного запаса: понятия мажор, минор.
Публикация «Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе „Музыка вокруг нас“» размещена в разделах
- Установление ассоциативных связей в процессе обобщения музыкальных впечатлений.
-Развитие способности к звуковой фантазии, понимания смысла выразительных средств музыки.
-Развитие коммуникативного поведения детей, обеспечение взаимопонимания между всеми участниками мероприятия, в том числе гостями, зрителями.
Методы.
Словесный, слуховой, наглядно-образный, художественного исполнения, игровой. Добиваться, чтобы ребенок сам определял музыкальный образ, настроение в музыке : вдумайся - вслушайся - оцени - сравни - выскажись. Сюрпризный момент.
Приемы.
Дифференциация детей по склонностям и способностям; развитие восприятия музыки, чувства ритма; индивидуальный подход, прием яркой наглядности, позитивной оценки проявленных результатов детского творчества.
Предварительная работа.
Слушание мажорных и минорных произведений русских, мордовских и зарубежных композиторов. Беседа об их характере. Разучивание распевки, песни, стихов. Закрепление знакомых танцев (работа над выразительностью исполнения, разучивание нового. Работа с детьми с индивидуальным развитием в передаче ритмического рисунка на орешках в музыкальной игре. Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах. Пошив кукол, изготовление атрибутов.
Оборудование и материалы.
Столики, скатерти. музыкальный домик, персонажи Мажор и Минор, выражающие настроение радости и грусти.
Детские музыкальные инструменты : металлофоны, колокольчики, деревянные палочки, ложки. Грецкие орешки (по два на каждого ребенка).
Аудиозаписи с записями музыки к занятию.
Зал оформлен плакатами с изображением музыкальных инструментов, нотных станов с разноцветными нотками; поющих и музицирующих детей.
Ход занятия
Под мелодию «Песенка - чудесенка» дети входят в зал и выполняют музыкально-ритмические движения. По окончании песни останавливаются возле стульчиков, стоящих полукругом.
Музыкальный руководитель : Дети, сегодня мы опять с вами встретились на музыкальном занятии в нашей музыкальной стране. Посмотрите, как много гостей сегодня собралось в нашей музыкальной стране с ними обязательно надо поздороваться, давайте поздороваемся с ними песней.
Приветственная попевка: «Здравствуйте»
Музыкальный руководитель : А живут в нашей музыкальной стране удивительно добрые люди. Они умеют сочинять такие задушевные, лирические и такие весёлые песни, что слава о них идёт по всему миру. В этой стране не бывает ссор и драк. А любимое их блюдо – фасоль. Они берут «фа», добавляют «соль» и получается отличное лакомство.
Вы хотите познакомиться с жителями этой страны? (Ответ детей).
Я думаю, что с ними хотят познакомиться и наши гости.
(Музыкальный руководитель обращает внимание детей на музыкальный домик).
Музыкальный руководитель : А вот этот необыкновенный домик подарила жителям музыкальной страны их старая знакомая – Королева Музыки. Открыть его непросто. Ключиком к этому домику могут стать наши голоса. Когда они верно передадут мелодию песни, исполнят ее выразительно – домик откроется, и мы сможем увидеть спрятанное там чудо.
Ключики – голоса готовы? (Ответ детей). Попробуем открыть музыкальный домик песенкой –распевкой «Хитрая лиса»
Исполняется песенка – распевка «Хитрая лиса»
Дети (поют) :
Са – Са- Са, - это хитрая Лиса,
Су- Су - Су, - и живет она в лесу.
Сы – Сы-Сы, - много дела у Лисы,
Со – Со -Со, - она крутит колесо.
(По окончании песни-распевки под звуки «Музыкальной табакерки» Лядова воспитатель, одетый в Синьора Минора выходит из домика с грустными глазами).
Синьор Минор:Здравствуйте, дети!
Дети: Здравствуйте!
Музыкальный руководитель : Дети! Это житель музыкальной страны, тот, с кем я обещала вас познакомить. Какой он красивый! Но посмотрите внимательно, какие у него глаза?
Дети: Грустные, печальные.
Музыкальный руководитель : Дети, вы помните, что в музыкальной стране все жители выражают свое настроение музыкой. Как вы думаете, какая по характеру музыка подойдет к настроению нашего гостя?
Дети: Я думаю, ему подойдет грустная по характеру музыка. ( Дети подбирают определения: печальная, задумчивая, жалобная, тоскливая, обиженная, плачущая).
Музыкальный руководитель : Правильно! Такую музыку называют минорная музыка и нашего нового друга зовут Синьор Минор. Давайте послушаем его.
Синьор Минор: Меня зовут Синьор Минор, я вот что вам скажу:
Со смехом мне не по пути, я грустью дорожу.
Люблю, вздыхая, слезы лить и предлагаю вам:
Давайте вместе погрустим, о чем, не знаю сам.
Музыкальный руководитель : Дети, а вы помните минорные песни, которые слушали на музыкальных занятиях?
Дети:
Синьор Минор: Молодцы, дети спасибо вам! Вы назвали мои любимые песни.
Музыкальный руководитель : Раз тебя зовут Минор, значит, и песни, которые ты любишь, минорные. Вот послушай минорную песню «Осень -непогодушка».
Исполняется песня «Осень-непогодушка».
Синьор Минор: Очень, очень минорно. Спасибо вам, мои друзья, я счастлив был услышать такую проникновенную, задушевную песню.
Музыкальный руководитель : Дети, как вы считаете, а какие по характеру танцы могут понравиться Синьору Минору?
Дети: Я думаю плавные, лирические, медленные.
Синьор Минор: Правильно! Вот только сам я сейчас танцевать не могу – отлежал в домике. И вообще, мне сейчас грустно – прегрустно, ничто меня не радует.
Музыкальный руководитель : Дети, а может быть, мы с вами попробуем развеселить Синьора Минора? Давайте станцуем для него наш веселый, задорный национальный танец-лезгинку.
Музыкальный руководитель : Понравился тебе, Синьор Минор, наш танец?
Синьор Минор: Друзья, вы меня удивили. Только что звучала моя любимая минорная песня. И вдруг такое превращение… К чему такие кричащие звуки, такие звонкие хлопки, такие веселые ритмы? Мне даже стало плохо. Печальные образы были мне гораздо ближе… Но я знаю, кому эта музыка придется по вкусу. Мой любимый брат будет счастлив ее услышать.
Музыкальный руководитель : А где же он? Неужели мы забыли твоего братца в домике?
(Звучат переливы, выходит второй воспитатель, одетый в Мажора с веселым настроением).
Синьор Мажор: Друзья, представиться спешу, знакомству очень рад.
Меня зовут Синьор Мажор. Я лучший друг ребят!
С собой всегда я приношу улыбку, шутку, смех.
И если дружен ты со мной, то ждет тебя успех!
Тра-ля, ля-ля! Тра-ля, ля-ля! То ждет тебя успех!
Невероятно! Какие здесь в зале яркие краски. Как радостно, весело мне сейчас среди вас! Я чувствую себя абсолютно счастливым!
Музыкальный руководитель : Ребята, а вам нравится Синьор Мажор? (Ответ детей). Вглядитесь в его лицо. Оно веселое, улыбающееся. Как вы думаете, какая по характеру музыка близка нашему новому гостю?
Дети: Веселая, радостная, шутливая, забавная, плясовая, бодрая, энергичная.
Музыкальный руководитель : Такая музыка называется мажорная!
Синьор Мажор: А вы слышали на занятиях такую музыку? (Ответ детей). Назовите ее.
Дети:
Синьор Мажор: Верно. Вся это музыка очень мне близка по характеру. Дети, вы можете мне в подарок исполнить веселую песенку?
Музыкальный руководитель : Мы разучили веселую песенку «Все звучит вокруг» и сейчас для тебя ее исполним.
Исполняется песня «Все звучит вокруг»
Синьор Мажор: Ну что ж, петь весело вы умеете. А в веселые игры играете?
Музыкальный руководитель : Конечно, Синьор Мажор, ребята очень любят игру с орешками. Вот посмотри, какие они ловкие, ритмичные, музыкальные.
Игра с орешками «Взял-отдал»
Синьор Мажор: Как весело вы играете!
Музыкальный руководитель : Вот видишь, Синьор Мажор, какие энергичные, красивые и статные наши ребята.
Музыкальный руководитель :А под стать твоему радостному настроению и наш танец «Где-то там, за высокой горой». Смотри и радуйся!
Исполняется танец «Где-то там, за высокой горой»
Синьор Мажор: Спасибо, дети. Как я рад, что встретил здесь таких активных, бойких ребят.
Синьор Минор: А мне они были милы своей печалью, грустью, способностью сопереживать.
Музыкальный руководитель : А мы, уважаемые Мажор и Минор, приготовили для вас сюрприз.
(В центр зала выходят четверо детей).
Дети:1. С мажором будешь бодр и смел и всем на удивленье
Любую трудность победишь мажорным настроеньем!
2. С минором будешь тих и мил и трудные мгновенья
С улыбкой грусти обойдешь в минорном настроенье.
3. Так пусть всегда, так пусть везде – улыбка красит лица,
4. Улыбка с грустью пополам – нам тоже пригодится!
Синьор Мажор: Вам станет страшно вдруг в пути – смелей дружок, не трусь! Зови скорей: «Синьор Мажор!» Я тут же появлюсь!
Синьор Минор: А если грустные деньки припомнить захотим. Зовите так: «Синьор Минор!» – И вместе погрустим.
Музыкальный руководитель : Вот и подошла к концу наша встреча с двумя музыкальными братьями – Синьором Мажором и Синьором Минором. Я опять убедилась в том, что вы у меня самые музыкальные и внимательные дети. И надеюсь, что вы, ребята, теперь всегда будете различать музыку грустную, печальную - минорную и музыку веселую, бодрую - мажорную.
Музыкальный руководитель : Мы говорим синьорам Мажору и Минору: «Спасибо и до свидания. До новых радостных встреч!»
Рефлексия.
Музыкальный руководитель : Ну что ж, ребята, вот и пришла пора прощаться с нашими музыкальными братьями.
- узнали ли вы что-то новое сегодня? Какая музыка называется минорной? Мажорной?
- что больше всего вам понравилось?
- а что для вас было наиболее трудным?
Вы все сегодня замечательно вели себя и помогали мне на занятии. Большое спасибо, ребята.
Музыкальный руководитель А на прощание и на память о нашей встрече в музыкальной стране мы дарим нашим дорогим гостям разноцветные нотки.
Дети выходят под музыку.
Звучит песня «Льется музыка» (слова Л. Дербенева, музыка В. Добрынина).