Бережная Марина
Конспект ОД по речевому развитию «Чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев» в подготовительной группе
Цель: знакомство детей со сказкой С. Маршака «Двенадцать месяцев».
Программные задачи:
Образовательные: Формировать умение видеть красоту, добро в литературных произведениях и следовать положительному примеру; формировать умение характеризовать персонажей сказки по их поступкам, расширять представление о старинных русских обычаях,
Публикация «Конспект ОД по речевому развитию „Чтение сказки С, Маршака „Двенадцать месяцев“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Маршак С.Я. Знакомство с творчеством
- Маршак С.Я. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- «Двенадцать месяцев», сказка
- Темочки
Развивающие : Развивать системность мышления в процессе расширения знаний о временах года; Развивать связную речь, речевой слух, общие речевые навыки, память, внимание, восприятие;
Воспитательные: Воспитывать наблюдательность, любознательность, любовь к близким.
Методы и приё мы: Показ, похвала, объяснение, указания, чтение произведения, худ. слово, вопросы детям.
Словарная работа: Падчерица, полоскать белье в реке, огребать лопатой, бровастый, приобретёшь.
Индивидуальная работа: Вспомнить с Машей и Димой произведения С. Маршака, прочитанные ранее.
Предварительная работа: Беседы о каждом времени года, наблюдения за погодой, чтение стихотворений о временах года, слушание музыки цикла П. И. Чайковского «Времена года».
Материалы и оборудование: Книга С. Маршака «Двенадцать месяцев», конверт с загадкой.
Ход ОД:
Мотивация:
Воспитатель: Ребята, сегодня, придя в детский сад, я обнаружила письмо, для нашей группы. Хотите посмотреть, что в нём?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: Ребята, в письме лежит листочек с загадкой, хотите её прочитать и отгадать?
Из двенадцати братьев
Трое землю украшали,
Трое солнцем согревали,
Трое сыпали дождями,
Трое веяли снегами.
Как же зовут этих братцев?
Дети: Братья эти – Двенадцать месяцев.
Воспитатель: Правильно. Ребята, здесь не написано от кого оно, как вы думаете, кто бы эту загадку мог нам прислать?
Дети: Дед мороз, сказка, почтальон.
Воспитатель: Интересные предположения. Может быть, нам эту загадку братья месяцы прислали? Предлагаю их назвать.
Дети: Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.
Воспитатель: Молодцы, правильно, а сколько их всего?
Дети: Двенадцать.
Воспитатель: На какие времена года они разделены?
Дети: Лето, осень, зима, весна.
Планирование деятельности:
Воспитатель: Ребята, а вы знали, что про месяцы есть очень интересная сказка, она так и называется: «Двенадцать месяцев». Её написал Самуил Маршак, он очень любил детей, поэтому большую часть произведений, он посвящал им. С. Маршак написал множество стихотворений, сказок для детей, с некоторыми из них, мы с вами уже знакомы, предлагаю вспомнить несколько.
Дети: «Кошкин дом», «Теремок», «Усатый полосатый»…
Воспитатель: Молодцы, много сказок вспомнили. В будущем, мы с вами обязательно познакомимся со всеми его произведениями, а сегодня я хочу познакомить вас с его сказкой «Двенадцать месяцев». Хотели бы вы послушать эту сказку? (ответы детей)
Воспитатель: Здорово, тогда присаживайтесь удобнее и слушайте внимательно.
Реализация замысла:
Воспитатель: Ребята, вам понравилась прочитанная сказка? Чему она учит?
Дети: Быть трудолюбивыми, послушными, вежливыми, скромными.
Воспитатель: Какой была падчерица в сказке? А какой мачехина дочка?
Дети: Падчерица была доброй, отзывчивой, а дочка мачехи была злая, невоспитанная.
Воспитатель: Почему падчерица оказалась ночью в зимнем лесу?
Дети: Потому что мачеха послала ее за подснежниками для своей дочери. Да еще сказала, что если пропадешь, то плакать за тобой никто не будет.
Воспитатель: Как встретили братья - месяцы падчерицу у костра? О чем говорили?
Дети: Братья-месяцы увидели падчерицу, а она испугалась и хотела убежать. Они спросили у нее, откуда она пришла и что ей в лесу нужно. Девочка ответила, что прислала ее в лес за подснежниками мачеха и домой без них не пустит. Сначала братья-месяцы ей не поверили. А потом стали говорить друг с другом. Но падчерица слышала только шум деревьев и не понимала, о чем они говорили. Братья-месяцы договорились помочь падчерице. Они пропустили вперед месяц Март, и девочка набрала целую корзину подснежников.
Воспитатель: Вспомните все времена года? Назовите месяцы каждого времени года.
Дети: Зимние месяцы – декабрь, январь, февраль. Весенние месяцы – март, апрель, май. Летние месяцы – июнь, июль, август. Осенние месяцы – сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: Как встретили падчерицу мачеха с дочкой?
Дети: Они сразу спросили ее: «Где подснежники?». Падчерица ничего не ответила им, а высыпала подснежники на лавку. Мачеха и сестра очень удивились и спросили у нее, где она их взяла. Падчерица все им рассказала. Мачеха с сестрой назвали ее глупой за то, что на ничего кроме подснежников не выпросила.
Воспитатель: Как встретили братья-месяцы мачехину дочку у костра?
Дети: Мачехина дочка пришла на ту же полянку, подошла к братьям-месяцам, не поклонилась, не поздоровалась и стала греться у костра. Январь-месяц спросил у нее кто она и зачем пришла? Она ответила, что пришла по следам сестры и пришла сюда за подарками. У июня попросила землянику, у июля огурцов и грибов, у августа яблок да груш, у сентября орехов. Она еще сказала, что Январь сердитый и ничего от него не дождешься. Тогда он сказал, что ищи лета зимой и поднял сильную метель. Свалилась мачехина дочка в сугроб и ее там замело снегом.
Воспитатель: Чем закончилась сказка?
Дети: Мачеха ждала свою дочку и не дождалась. Она пошла в лес ее искать, да и замерзла. А падчерица выросла, вышла замуж и вырастила детей. И был у нее около дома сад. Расцветали в саду цветы и поспевали фрукты и ягоды раньше, чем у всех. В жару там было прохладно, а метель тихо. Люди говорили, что у этой хозяйки все двенадцать месяцев разом гостят.
Дети: Добро победило зло.
Воспитатель: Молодцы, запомнили сказку, правильно ответили на вопросы, а сейчас предлагаю немного отдохнуть:
Физминутка:
В году четыре времени (показать 4 пальца правой руки)
И все они дружны (ладони обхватывают друг друга).
И эти четыре времени (обхватывают 4 пальца левой руки).
Ребята знать должны! (указательный палец приставить ко лбу).
Зимой год начинается, все снегом покрывается (присесть, развести руки
в стороны).
Весною продолжается, листочки появляются. (изобразить руками листья).
Летом солнце греет, (руки вытянуть вверх)
А листья зеленеют (слегка покачивать ладонями).
Осенью листва желтеет, ветерок сорвет ее (руки опустить вниз, качать из стороны и сторону)
И по полям развеет.
А после осени опять зима год будет продолжать. (ходьба на месте).
Воспитатель: Ребята, в сказке встречались вам незнакомые слова? Или те, которые были не понятны? Предлагаю сыграть в игру «Переводчики» - я буду вам называть непонятное слово или фразу из сказки, а вы мне будете переводить её – называть по-другому, только чтоб понятно было.
Воспитатель: Падчерица – это как?
Дети: Это приёмная дочь.
Воспитатель: Полоскать белье в реке – это как?
Дети: Стирать.
Воспитатель: Приобрести – это как?
Дети: Получить, купить.
Воспитатель: Огребать лопатой – это как?
Дети: Получать.
Рефлексия:
Воспитатель: Чем мы свами занимались? С какой сказкой познакомились? Кто её автор? Чем сказка закончилась? Чему она учит? Понравилась ли вам сказка? Какие выводы для себя можете сделать? Как бы вы поступили на месте падчерицы? А как на месте братьев месяцев? Помогли бы главной героине? Вы согласны с окончанием сказки? Кому бы вы её рассказали?
Как вы думаете, почему братья месяцы, которые не могут и не должны меняться местами, ради девушки нарушили уклад жизни? Воспитатель помогает детям ответить на вопрос и зачитывает отрывок из сказки : «Мы все ее знаем, то у проруби ее встретишь с ведрами, то в лесу с вязанкой дров. Всем месяцам она своя». «Будешь сам добр и трудолюбив – природа тебе помогать будет, друзей верных и надежных приобретешь».
Ребята, мне очень понравилось, как вы тихо себя вели, внимательно слушали сказку, запомнили её с самого начала и до конца. Маша и Дима правильно отвечали на вопросы. Максим и София правильно подобрали значения устаревших слов и фраз. Все сегодня отличились.