Лучший педагог года

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «В лаборатории «Звук»

Марина Залетина
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «В лаборатории «Звук»

Конспект ООД по Познавательно-исследовательской деятельности

Тема : «В лаборатории «Звук».

Интеграция ОО : «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,

«Художественно-эстетическое развитие».

Задачи:

«Познавательное развитие»

• Закрепить знания детей о своём теле;

• Закрепить знания детей о строении уха;

• Закреплять представления детей о понятии «звук»;

Публикация «Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе „В лаборатории „Звук“» размещена в разделах

• Развивать умение сравнивать различные звуки, определять их источники зависимость звучащих предметов от их размера;

• Подводить к пониманию причин возникновения звука – распространение звуковых волн;

• Выявить причины усиления и ослабления звука.

«Речевое развитие»

• Развивать слуховое внимание, фонематический слух и артикуляционный аппарат ребенка.

• Обогащать активный словарь;

• Развивать связную речь;

• Закреплять умение действовать по словесной инструкции.

«Художественно-эстетическое развитие»

• Развивать творческие способности детей.

Методы и приемы :

Словесные: вопросы к детям, беседа.

Наглядные: схема уха, схема звуковых волн, игра «Что за звук

Практические: игра на музыкальных инструментах, физ. минутки, опыт с бутылкой «Вибрация», опыт «Усилитель звука» из воздушного шарика, опыт «Звучащий стакан», опыт «Вата и слух».

Материалы и оборудование : проектор, пластиковые бутылки с водой на каждого ребенка, воздушные шарики, вата, схема уха, бумажные стаканчики, резиночки, колокольчики, бубны, деревянные ложки, алгоритмы выполнения опытов, белые халаты, интерактивная игра «Что за звук, интерактивная игра «Оркестр».

Логика образовательной деятельности

Воспитатель : Ребята, сегодня я предлагаю вам стать учеными и отправиться в лабораторию «Звук».

Воспитатель : Начнем с веселой зарядки.

Мы, ребятки, дружно, вместе

Совершаем бег на месте.

Если в сердце не покой,

Громко топнули ногой.

И другой!

А теперь, мои хорошие,

Громко хлопайте в ладоши!

Вы улыбками со всеми поделитесь

И садитесь!

Воспитатель : Что мы сейчас делали?

(Топали, хлопали, шумели.)

Воспитатель : Как можно назвать такие звуки? (топот, хлопки, стук)Они называются – шумы.

Воспитатель : А какие еще существуют звуки? (Шумы, музыкальные звуки, звуки природы)

Воспитатель : Какой мы сделаем вывод? Вокруг нас много вещей, которые издают звуки. Мы слышим шелест листьев, шум двигателей самолета, плеск воды, голоса животных, речь человека.

Воспитатель :При помощи чего мы можем слышать?

Дети : При помощи ушей!

Воспитатель : Правильно! Уши для того, чтобы слышать окружающие нас звуки. Они могут быть приятные и ( дети называют антонимы: неприятные, громкие и (тихие, нежные и (грубые, высокие и (низкие…Они окружают нас повсюду!

Воспитатель : А сейчас ребята пройдите к своим столам. Перед вами кусочки ваты. Заткните уши ватой. Что произошло? (Прижмите мочки)

Воспитатель : Сразу исчезли все звуки. Вы перестали слышать. С помощью органов слуха нам подвластен целый мир звуков : шум дождя, журчание ручейка, музыка и речь окружающих людей.

Воспитатель : Как устроено наше ухо? Давайте вспомним!

(Дети отвечают по схеме)

(схема уха)Видимая часть органа слуха - наружная ушная раковина. Она определяет, откуда, т. е. с какой стороны поступает звук или звуки. Дальше слуховые сигналы поступают во внешний слуховой проход. Ушная раковина и слуховой проход образуют наружное ухо. Дальше сигналы попадают в среднее ухо, состоящее из барабанной перепонки - это плотная кожистая перепонка, и трех косточек. Затем звуки поступают во внутреннее ухо. От внутреннего уха сигналы поступают в нервы и потом в мозг. Там сигналы превращаются в понятные для человека слова и звуки.

Воспитатель : Чтобы уши не болели, и слух всегда оставался хорошим, нужно знать и выполнять основные правила. Давайте их вспомним!

Дети : Чтобы сберечь органы слуха, необходимо:

• Защищать уши от сильного шума.

• Защищать уши от ветра и холода.

• Не ковырять в ушах.

• Не сморкаться сильно.

• Не допускать попадания воды в уши.

• Если уши заболели, обратиться к врачу.

• Мыть уши каждый день.

(Дети садятся на стулья).

Воспитатель : Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Что за звук Слушайте внимательно! Если вы отгадаете, что может издавать звук, картинка появится на экране! (включить игру).

Воспитатель : Хорошо. Вы справились с заданием! А теперь подойдите к мольберту!

(Схема звуковых волн)

Воспитатель : Звуки – это волны, только воздушные, наши глаза их не видят, а уши слышат. Звук – это энергия. Она образуется, когда что-то дрожит, то есть быстро перемещается вперед-назад. Это движение называется вибрацией. Мы слышим звуки, потому что вибрации предметов вызывают вибрации воздуха, которые достигают наших ушей.

Воспитатель : Ребята, подойдите к столам! Что вы видите?

(Опыт с бутылкой «Вибрация».)

Воспитатель : Посмотрите на бутылочки с водой, вы слышите от них звук? Нет! А что нужно сделать, чтобы услышать плеск воды? Правильно, покачать эти бутылочки с водой, заставить их вибрировать. Молодцы! У всех получилось создать звуковые волны!

Воспитатель : А теперь возьмите в руки воздушные шары (опыт «Усилитель звука из воздушного шарика»).

Воспитатель : Тихий звук может наделать много шума, если вы воспользуетесь хорошим проводником звука.

Инструкция:

1. Надуйте воздушный шар.

2. Держите шар близко к уху и слегка постучите ногтем с другой стороны.

Воспитатель : Что происходит?

(Ответы детей)

Воспитатель : Несмотря на то, что вы лишь слегка коснулись ногтем шара, в ушах слышен громкий шум. Когда вы надули шарик, вы заставили молекулы воздуха внутри прижаться ближе друг к другу. Поскольку молекулы воздуха внутри баллона ближе друг к другу, они становятся лучшим проводником звуковых волн, чем обычный воздух вокруг вас.

Воспитатель : А сейчас давайте немного отдохнем! Выходите ко мне!

Физминутка :

Лес ночной

Был полон звуков :

Кто-то выл,

А кто - мяукал,

Кто-то хрюкал,

Кто-то топал,

Кто-то крыльями

Захлопал.

Кто-то ухал

И кричал

И глазищами

Вращал,

Ну а кто-то

Тихо-тихо

Тонким голосом

МОЛЧАЛ! (С. Пшеничных)

Воспитатель : Отдохнули? А теперь подойдите к своим столам ( Опыт : Звучащий стакан.)

Воспитатель :

• Наденьте резиновое колечко на стакан, как показано на рисунке.

• Приложите стакан дном к уху.

• Побренчите натянутой резинкой как струной.

Итоги: Слышен громкий звук.

ПОЧЕМУ? (Ответы детей)

Воспитатель : Предмет звучит, когда он колеблется. Совершая колебания, он ударяет по воздуху или по другому предмету, если тот находится рядом. Колебания начинают распространяться по заполняющему все вокруг воздуху, их энергия воздействует на уши, и мы слышим звук. Колебания гораздо медленнее распространяются через воздух — газ, — чем через твердые или жидкие тела. Колебания резинки передаются и воздуху и корпусу стакана, но звук слышен громче, когда он приходит в ухо непосредственно от стенок стакана.

Воспитатель : Я предлагаю послушать стихотворение. Придумайте, как вы можете его озвучить.

Была тишина,

Тишина

Тишина…

Вдруг

Грохотом

Грома

Сменилась

Она!

И вот уже дождик

Тихонько-

Ты слышишь?-

Закапал

Закапал,

Закапал по крыше…

Сейчас

Барабанить

Он станет…

Уже

Барабанит!

Уже, барабанит! (А. Шибаев)

Воспитатель : Молодцы! А сейчас выходите ко мне! Пришла пора музыкальной паузы! Давайте превратимся в оркестр! Берите музыкальные инструменты! (Шумовой оркестр).

Рефлексия :

Понравилось вам в лаборатории? Какой опыт вам запомнился больше остальных? Какой опыт был самым сложным? Молодцы! Спасибо!

Публикации по теме:

«Лего-цирк». Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с использованием Лего в старшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка- Усть-Баргузинский детский сад «Золотая рыбка» «Лего-цирк».

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с родителями в старшей группе «Свойства полезных ископаемых» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Одуванчик» г. Демидова Смоленской области Конспект непосредственно.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Загадочный воздух»Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Загадочный воздух» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад КВ №1 «Солнышко» Конспект НОД по познавательно- исследовательской.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебная соль» в старшей группе Цель: Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей детей через познавательно-исследовательскую деятельность Программные.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Леса и луга»Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Леса и луга» Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «Леса и луга» Выполнил: Ручкина Татьяна Александровна,.

Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Волшебница Капуста» Конспект ООД познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе МБДОУ Детский сад №1 «Сказка». Ст. Отрадная. Воспитатель Булыгина.

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Что за чудо эта бумага» Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Что за чудо эта бумага»Ковалева Светлана Ивановна.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Ложки в гостях у детей» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,«Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно.

Конспект занятия по познавательно — исследовательской деятельности «Удивительные камни» для детей старшей группы. Задачи: 1. Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами. 2. Закреплять умения, получать информацию о новом объекте в процессе.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Знакомство с солью» Цель исследования: Узнать всё о соли. Уточнить знания детей о свойствах соли. Познакомить с видами (каменная, поваренная, морская) и характеристикой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «В лаборатории «Звук»
Опубликовано: 9 июня 2019 в 12:07
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД