Евгения Лапоногова
Конспект ООД «Знакомство со льдом» для детей средней группы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Росток» муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым
КОНСПЕКТ
организованной образовательной деятельности по познавательному развитию
для детей средней группы с элементами
экспериментально-исследовательской деятельности,
с использованием здоровьесберегающих
и интерактивных технологий
Тема: «Знакомство со льдом»
Разработан и проведен
воспитателем Лапоноговой Е. С.
с. Ильинка, 2020
Публикация «Конспект ООД „Знакомство со льдом“ для детей средней группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.
Цель: познакомит детей с термодинамическими явлениями.
Задачи:
Образовательные:
- Систематизировать и углублять представления детей о характерных приметах лета и зимы, закономерностях в природе.
- Продолжать знакомить детей со свойствами воды. Обогатить представления о воде и её свойствах.
- Способствовать развитию познавательного интереса.
- Формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснения педагога.
Развивающие:
- Развитие познавательно - исследовательских способностей у детей в процессе совместной исследовательской деятельности и практических опытов.
- Развивать внимание детей.
- Способствовать развитию любознательности.
- Способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей культуру поведения; уважительное отношение к окружающей среде.
Демонстрационный материал: проектор, мультимедийная доска, презентация на тему «Свойства льда», музыкальная колонка.
Раздаточный материал: одноразовые тарелки по количеству детей, лед замороженный в формочках, камушки, салфетки по количеству детей, стаканы с водой, колючие шарики (по Су-Джок-терапии).
.
Ход ООД:
Организационный момент
Зимушка: Звучит музыка и входит Зимушка (Воспитатель).
Я зимушка холодная,
Из кружев мой наряд.
Пришла к вам в гости я
В чудесный детский сад.
Зимушка: Ребята, а вы мне рады?
Я тоже вам очень рада.
Я предлагаю вам провести нашу встречу необычно и интересно. Ребята подходите ко мне.
Зимушка: (Дети стоят в кругу).
Собрались все дети в круг
Я – твой друг и ты – мой друг
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Зимушка: (Обращает внимание детей на экран. Слайд 1).
Летела голубка, захотелось ей водички попить, но ничего у нее не получилось, пробовала, она пробовала, чуть клюв не сломала.
Зимушка: Почему у голубя не получилось напиться? Как вы думаете, ребята?
Дети: Вода замерзла, стала льдом.
Зимушка: Давайте мы с вами вспомним что такое лед.
Основная часть
Зимушка: (Дети садятся за столы).
Ребята, посмотрите, что у вас лежит на тарелочках?
Дети: Лёд.
Зимушка: Давайте дотронемся до него рукой и скажем какой он?
Дети: Холодный.
Зимушка: Как вы узнали об этом?
Дети: Взяли в руки и рукам стало холодно.
Зимушка: Сожмём его в руке. Какой лёд?
Дети: Твёрдый, крепкий, гладкий.
Зимушка: А теперь, внимательно его рассмотрите, какого цвета лёд?
Дети: Бесцветный, прозрачный.
Зимушка: А как вы думаете, ребята, лёд тяжёлый? (ответы детей).
Давайте проверим, что тяжелее лёд или камень?
(Дети берут одинаковые по величине лёд и камень и опускают в стакан).
Что произошло?
Дети: Камень упал в воду, лёд плавает на поверхности и медленно тает.
Вывод: Лёд легче, чем камень, так как камень опустился на дно, а лед плавает на поверхности.
Зимушка: Ребята, а вот скажите может ли лед, например, упасть с неба?
(ответы детей).
(Зимушка загадывает детям загадки).
Ох-ох-ох
С неба сыплется горох
Просмеялся громко брат, не горох это, а … (Град).
Внимание на экран - правильный ответ (Слайд 2).
Зимушка: С неба падают зимой
И кружатся над землей
Легкие пушинки
Белые… (Снежинки).
Внимание на экран – правильный ответ (Слайд 3).
Зимушка: Снежинки — это тоже лед? (ответы детей).
(Объяснение воспитателя). Если посмотреть на снежинки в микроскоп можно увидеть, что это очень хрупкие тоненькие льдинки. Сколько бы снежинок с неба не падало все они разные. Ни одна не похожа на другую. (Слайд 4, 5, 6)
Зимушка: Мы рассматривали лёд, наши руки замёрзли, давайте их погреем, ведь на улице зима, нужно заботиться о своем здоровье, а поможет нам колючий мячик.
Пальчиковая гимнастика «Мячик» с использованием
Су-Джок-терапии»
Я мячом круги катаю,
Взад-вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
А потом сожму немножко.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк-
Мяч летает между рук.
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)
Зимушка: Ребята, посмотрите, пока мы с вами играли, что у нас появилось в тарелках?
Дети: Вода.
Зимушка: А почему? Что стало со льдом в тепле?
Дети: Он растаял и превратился в воду.
Зимушка: Значит, что такое лёд?
Дети: Это замершая вода.
Зимушка: Если лёд в тепле превращается в воду, можно ли из воды получить лед и что надо для этого сделать?
Дети: Нужно воду поставить в холодильник.
Зимушка: А что же бывает ледяным?
Дети: Сосулька, горка, дорожка.
Зимушка: На что похож лёд?
Дети: На стекло, на леденцы.
Музыкальная пауза «Ах ты Зимушка – Зима».
Зимушка:
А сейчас, ребята, внимание на экран (Слайд 7). Перед вами Арктика, здесь снег и лет не тают круглый год. Лед здесь очень толстый и прочный, не даром его сравнивают с алмазами (Слайд 8). Ученые открыли, что по своему строению обычный лед и драгоценный алмаз очень похожи. Алмаз самый прочный камень (Слайд 9).
Зимушка: А как вы думаете, как живется рыбам зимой? (Ответы детей). Слой льда сохраняет тепло воды, которая остается под ним. Он словно крышка закрывает море и не дает воде промерзнуть до дна (Слайд 10).
Рыбам жить зимой тепло, крыша теплое стекло.
А еще лед очень чистый. Дело в том друзья что вода замерзает очень быстро и вот замерзая она выталкивает сор (мусор) наружу (Слайд 11). Даже на самой грязной луже лед намерзает прозрачный. Вода, замерзая сама себя очищает (Слайд 12).
А еще лед может охать и вздыхать (Слайд 13). Когда солнце нагревает лед он подтаивает и начинает ломаться, а когда ломается, то каких только звуков не издает (Слайд 14,15).
Лед постоянно движется. С гор он движется в долины. Горные ледники подтаивают, и тем самым, питают реки водой.
В Арктике ледники движутся к морю. У моря они также подтаивают, размываются водой, раскалываются и образуют айсберги Слайд 16,17,18).
Зимушка: Ребята надо ли осторожно обходиться со льдом? (Ответы детей).
- Почему лёд нельзя брать в рот? (заболеть можно).
- Почему льдом нельзя бросаться? (можно травмировать человека).
-Почему нельзя ходить по льду на реках? (лёд может быть не прочным, тогда можно провалиться в холодную воду).
Рефлексия (итог)
Зимушка: На сегодня наше знакомство со льдом закончено.
Зимушка: Ребята, а что вам больше всего понравилось на занятии? (Ответы детей).
Зимушка: Вы такие молодцы! Я с большим удовольствием хочу наградить вас медальками (на них надписи «Самому умному», «Самой активной», «Самому любознательному», «Самой сообразительной»).
Зимушка: А теперь мне пора возвращаться в сказочный лес.
До свидания.