Получи документы

Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста «Народные мастера гжели»

Ольга Максимова
Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста «Народные мастера гжели»

Программное содержание:

1. Продолжать расширять представления детей о декоративно – прикладном искусстве, прививая интерес к истокам русской народной культуры.

2. Познакомить детей с историей возникновения гжельского промысла России, с основными элементами росписи.

3. Учить замешивать и подготавливать солёное тесто; придавать задуманную форму, развивая мелкую моторику рук.

Публикация «Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста „Народные мастера гжели“» размещена в разделах

4. Учить рисовать, используя один цвет в росписи, развивать умения составлять оттенки синего цвета, пользуясь палитрой.

5. Продолжать развивать навык рисования всей кистью и её концом, развивая интерес к многообразию узоров.

6. Обогащать и активизировать детский словарь: промысел, гжель, жгель, гончарный круг, глина и т. д.

7. Воспитывать уважение к труду народных умельцев; интерес к истокам русских традиций.

8. Вызвать положительный эмоциональный отклик и желание к творческому процессу.

Использованные технологии:

1. Алексахин Н. Н. Художественные промыслы России.

2. Халезова Н. Б. Декоративная лепка в детском саду.

3. Данкевич Е. Лепим из солёного теста.

4. Лопухина И. С. Ритм, речь, движения.

5. Презентация «Народные мастера гжели».

6. Использование фрагментов русской народной мелодии «Ярмарка».

Материалы:

- Листы или полоски бумаги

- простой карандаш, гуашь синего и белого цвета

- наглядный материал с изображением гжельской росписи

- гжельская посуда, статуэтки

- раздаточный материал

- палитры

- тонкие кисти для рисования и толстые

- подготовленная презентация о возникновении промысла и народных мастерах

- диск русской народной музыкой

- скалки

- стаканы с водой

- подготовленное тесто

- формочки для лепки

- игра «Русский сувенир»

Предварительная работа:

- Беседа воспитателя с детьми о русских народных традициях, о промысле Гжель

- Рассматривание изделий гжели, иллюстраций с элементами росписи

- подготовка солёного теста к совместной деятельности; заготовок для росписи

- посещение русской избы в ГБДОУ

- экскурсия в библиотеку: русский народный промысел «Гжель»

Организация совместной деятельности:

1часть – вводная (беседа с детьми о гжели, просмотр презентации «Народные мастера»).

2часть – практическая (работа с палитрой, цветом на бумажных заготовках; работа с подготовленными из солёного теста формами).

3часть – заключительная (рассматривание детских работ, беседа, игра «Русский сувенир»).

Ход совместной деятельности:

1ЧАСТЬ ВВОДНАЯ:

вступление педагога (Использование технологии Алексахина Н. Н.)

Кто придумал это слово,

Это слово немудрёно?

Гжелью раньше гжель звалась

Была пёстрой, а сейчас –

Это чудо синее

На блюдечке раскинуто.

Раз мазок, два мазок,

Завиток и точки…

Расцвели на белой глине

Синие цветочки.

Сказ про промысел о гжели идёт под просмотр презентации «Народные мастера гжели»

В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей стоит городок под названием Гжель. Давным-давно, жили-были там умелые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им лучше мастерство показать, всех людей порадовать, да свой край прославить. Думали, думали и придумали. Нашли они в родной сторонушке глину чудесную, белую, и решили лепить из неё посуду разную. Да, такую, какой свет не видывал. Один мастер слепил чайник : носик в виде головки петушка. Ручку в виде хвоста, другой слепил кувшин из кваса (квасник) и украсил его по-своему лепными фигурками (посмотреть и рассказать, что происходит с этими фигурками). У другого мастера чаёвницы беседу за столом ведут, из самовара чай пьют. Другие мастера придумали сахарницы, да не простые, а в виде рыбке сказочной. Улыбается рыбка, хвостиком помахивает и т. д. (педагог продолжает работать с детьми по ходу подготовленной презентации).

Посмотрите ребята, какие элементы у гжельских мастеров : волнистые линии, круги, гжельские розы, сюжетные изображения, цветочные орнаменты и все они работают одним цветом. Каким? Послушайте стихотворение:

Синие цветы у гжельских мастеров

Распустились все бутонами

Словно яркий сон;

Приукрасили посуду и часы

И подсвечники также хороши.

Синие цветы у гжельских мастеров

Радует наш глаз, и дивят народ.

Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал, своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были. Украшалась посуда сначала разными оттенками и называлась гжельской майоликой, а затем стала расписная гжель сине – голубая (много девушек было в тех краях с голубыми глазами, а кто говорит, что озёра местных мастеров поразили). Узоры многообразны: из сеточек, полосок, цветочков, лепестков. Очень любили мастера сказочных животных и птиц. Очень красивая получалась роспись и изделие. Полюбилась людям посуда и стали называть её нежно – голубое чудо. И сегодня мы с вами превратимся в сказочных гжельских мастеров : и полепим, правда, из теста, и познакомимся с элементами гжельских узоров, перенесём свои первые эскизы на бумагу, а чуть позже на просушенные заготовки из солёного теста (роспись заготовок – вторая встреча).

Перед чудесным превращением в народных мастеров немножко разомнёмся : технология И. С. Лопухиной «Цветок» :

Наши синее цветы,

Распускают лепестки

(сжатые две ладошки спокойно раскрывают пальцы рук)

Головой качают,

С ветерком играют

(имитация звука ветра, пальцы медленно шевелятся)

Наши синие цветы,

Закрывают лепестки

Головой качают,

Тихо засыпают

(ладони встречаются, сжимаются, имитация засыпания;

Все движения выполняются медленно)

2ЧАСТЬ ПРАКТИЧЕСКАЯ.

Педагог знакомит детей с гжельским орнаментом, гжельскими линиями и изгибами, а также ребята учатся работать с синим цветом, оттеняя узоры; педагог знакомит детей прорисовки элементов при помощи простого карандаша. Идё т разъяснения педагога: на прошлом занятии мы знакомились с вами с искусством гжельских мастеров, с элементами росписи, наносили узоры на полоски из бумаги. Какими? Давайте повторим. Это было сочетание дугообразных петельных линий с мазками и точками (показ). Сегодня мы познакомимся с более сложным узором и попробуем его нанести на другой материал - с розой (делается акцент на цветочных орнаментах; показ прорисовки руководителем). Кистью рисовать легко с разным нажимом, чтобы линии и мазки получались изящные, лёгкие, летящие. Кисть надо держать перпендикулярно к месту, не останавливаться во время мазка. Посмотрите.

Сначала вы попробуйте нарисовать на палитре, как в прошлый раз, а затем наносите на изделие. Обратите внимание, что в гжельской росписи преимущество за двумя цветами, но эти два цвета дают множество оттенков (педагог предлагает поэкспериментировать на палитре).

Звучит русская народная мелодия «Ярмарка, дети расписывают заготовки; педагог комментирует, направляет: Мастера стараются

Узоры получаются!

3ЧАСТЬ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ:

Какие вы у меня молодцы! Самые настоящие мастера гжельского промысла! Идёт рассматривание детских узоров, беседа, что было сложного, интересного и т. д. Педагог предлагает поиграть в «Русский сувенир» (для закрепления знаний).

Молодцы! У нас с вами очень хорошо получилось отобразить гжельскую розу, с которой мы познакомились, а так же закрепить узоры, мазки, орнаменты, мы попробовали работать с разными материалами.

Надеюсь, что знакомство с гжелью останется в ваших сердцах (Алексахин Н. Н. Художественные промыслы России).

Синие птицы, по синему небу

Море цветов голубых,

- Кувшины и кружки

Быль или небыль?

Изделия рук золотых.

Синяя сказка

Глазам загляденье,

Словно весною капель,

Ласка, забота, тепло и терпенье

Русская звонкая Гжель!

Публикации по теме:

Конспект «Игра — экспериментирование с детьми старшего дошкольного возраста» Технологическая карта НОД Тема мероприятия. Приключение в стране Королевы Песчинки Чаловой Лидии Александровны Воспитатель ГБДОУ №29 высшей.

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Народные игрушки» Цель: познакомить детей с народной игрушкой как одной из форм декоративно-прикладного искусства. Задачи: создать условия для.

Конспект НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста беседа на тему «Народные промыслы нашего края» ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 8 АДМИРАЛТЕЙСКОГО РАЙОНА САНКТ- ПЕТЕРБУРГА.

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Транспорт» Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста ТЕМА: «ТРАНСПОРТ». (Интегрированное занятие:.

Конспект викторины «Путешествие по сказкам» (коми и русские народные сказки) для старшего дошкольного возраста ЦЕЛЬ: обогащение творческих способностей детей. ЗАДАЧИ: (Парма) - (общение) Совершенствовать внеситуативно – личностное общение детей как.

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в картину» Конспект занятия с детьми старшего возраста «Путешествие в картину» Цель: Развитие интереса у детей к рассматриванию картин обогащения.

Конспект занятия с гиперактивными детьми старшего дошкольного возраста Конспект занятия с гиперактивными детьми Задачи: => налаживание отношений психолога с группой и детей между собой; => развитие произвольности.

Народные игры на развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста Народные игры на развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста. «Веселые музыканты» Цель игры: формировать у.

Народные подвижные игры во всестороннем развитии детей старшего дошкольного возраста Цель: Формирование интернационального, художественного и физического воспитания детей старшего дошкольного возраста, уважение отношения.

Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста «Народные мастера гжели»
Опубликовано: 24 февраля 2018 в 13:20
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД