Вера Бочарова
Конспект организации труда детей в природе в старшей группе «Уход за растениями на участке детского сада»
Цель:
- Продолжать расширять представление детей о труде, систематизировать знания о процессе ухода за уличными растениями, определять предмет труда, отбирать инструменты и материалы для работы, определять последовательность трудовых действий, формировать практические навыки.
- Продолжать обогащать словарный запас детей, познакомить с новыми понятиями, характеризующими трудовую деятельность.
Публикация «Конспект организации труда детей в природе в старшей группе „Уход за растениями на участке детского сада“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Прогулка. Хозяйственно-бытовой труд
- Растения. Изучаем мир растений
- Старшая группа
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
- Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание участвовать в совместной трудовой деятельности, воспитывать дружеское отношение к друг другу в процессе труда, воспитывать бережное отношение к растениям и уходу за ними.
Задачи:
Обучающие: способствовать развитию у детей совместной поисковой деятельности, экспериментированию. Расширять представления детей о растениях. Учить беречь красоту живой природы.
Развивающие: продолжать развивать умения ухода за уличными растениями (рыхлить землю, поливать, опрыскивать, удалять сорняки). Развивать речь, активизировать словарный запас детей. Упражнять в правильном названии цветов, растущих на клумбе (бархатцы, лилия, анютины глазки, астра, петуния). Учить выполнять индивидуальные поручения.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, чувство товарищества, трудолюбие, испытывать чувство гордости от совместного, полезного труда.
Методы и приемы:
- беседа;
- индивидуальные поручения;
- объяснение и показ последовательности выполнения работы;
- поощрения;
- сюрпризный момент;
- анализ выполненных действий;
- вопросы;
- художественное слово.
Оборудование:
- набор садовых инструментов (лопатка, грабли, тяпка);
- опрыскиватель;
- лейка;
- емкость с водой для полива;
- емкость для сбора сухих листьев и сорняков;
- коробка.
Предварительная работа:
- Уход за комнатными растениями в уголке природы.
- Индивидуальные поручения.
- Рассматривание иллюстраций с уличными растениями.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Ход:
Воспитатель: - Ребята, посмотрите-ка, сколько у нас сегодня гостей…. Давайте с ними поздороваемся…
Здравствуй, здравствуй (взявшись за руки пружинка)
Здравствуй друг (здороваются за руки)
Здравствуй, здравствуй (пружинка)
Посмотри вокруг (поворот головы в разные стороны)
Здравствуй, здравствуй (пружинка)
Мне ты улыбнись (улыбаются друг другу)
Здравствуй, здравствуй (пружинка)
Головкой поклонись (кланяются друг другу)
Воспитатель приносит посылку:
Воспитатель: - Ребята к нам в группу утром приходил почтальон и принес для нас посылку. Очень интересно, что же нам прислали! Ребята, а вы хотите узнать, что в ней! Но прежде чем ее открыть нам придется отгадать загадку…
Встречаешь их везде:
И в клумбе, и в горшке,
И в парке, и в саду,
И даже на пруду.
Поднимут настроение
Зеленые (растения).
Воспитатель: - Ребята как вы думаете, что же находится в коробке?
Воспитатель открывает посылку и достает оттуда иллюстрации цветов.
Воспитатель: - Ребята, вы совершенно правы – это растения. А как вы думаете, как называется этот цветок? (ответы детей)
Воспитатель: - Совершенно верно! Этот растение называется астра. Давайте его рассмотрим… какие части растения, вы знаете?
Воспитатель: - Совершенно верно! Но посмотрите-ка ребята на этом растении какой-то значок. Давайте его рассмотрим…
Дети вместе с воспитателем рассматривают грустный смайлик.
Воспитатель: - Как вы думаете, ребята, почему на астре такой грустный значок? Почему этому цветочку совсем невесело? Давайте рассмотрим все ли в порядке с этим цветочком.
Воспитатель подводит детей к тому, что у цветка сухая и твердая земля, вокруг него растут сорняки, которые мешают ему расти.
Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете, растения живые существа или нет?
Воспитатель: - Совершенно верно! А как вы думаете, этому цветочку нужна вода? Как узнать? (ответы детей)
Воспитатель: -Артем, возьми, пожалуйста, леечку и полей этот цветочек. Сколько ты будешь лить воды?
- немного, потому что цветок маленький.
Воспитатель: - Ребята, а если мы будем поливать большой, сколько воды нам потребуется?
- много
Воспитатель: - Правильно, ребята. А теперь давайте удалим все сорняки, которые выросли около нашего цветочка. Берем аккуратно тяпку и убираем этот сорняк. Потом – другой и т. д.
Воспитатель: - Может еще что-то мы забыли сделать!
- порыхлить.
Воспитатель: - А зачем цветы нужно рыхлить?
-чтобы им было легче дышать
Воспитатель: - Молодцы! Совершенно верно! Полина, порыхли, пожалуйста землю. Чем ты будешь ее рыхлить?
- грабельками
Воспитатель: - Дети, Полина правильно выбрала инструмент?
-да, правильно.
Воспитатель: - Как вы думаете, теперь с астрой все в порядке? Ей можно поменять значок? На какой?
- да можно, на веселый.
Воспитатель: - Давайте поменяем. Лиза, поменяй пожалуйста значок. Молодец!
Воспитатель: - Ребята, а давайте познакомимся с другими цветами и поможем им.
Воспитатель:
Есть много праздников веселых
На свете и у нас в стране
Есть день школьника, шахтера,
Есть даже праздник день земли
А почему бы не устроить
Нам новый праздник- день цветов
Цветам и взрослый и ребенок
Любовь отдать свою готов.
Воспитатель: - Ребята я вам предлагаю выбрать по одному цветку и посмотреть все ли с ними в порядке.
предлагает индивидуальную работу по уходу за цветами.
Воспитатель: - Давайте посмотрим у кого какой цветок?
Помогает детям определить название цветов.
Воспитатель: - Сначала определим нужен ли цветку полив. Мы уже знаем, как это сделать… Затем удалим все сорняки, мешающие цветочку расти…
Воспитатель: - Молодцы, а теперь посмотрите на землю какая она твердая, что нужно сделать, чтобы она стала рыхлой и пушистой и для чего это надо?
- порыхлить, чтобы цветочку было легче дышать
Воспитатель: - Правильно! Возьмите нужный инструмент и порыхлите ваши цветочки. Делаем это аккуратно, чтобы не задеть корни растения…а теперь возьмите значки и развешайте их на ваши цветочки по их настроению, как вы думаете какие значки надо прикрепить?
Дети прикрепляют смайлики на цветы.
Воспитатель: - Очень хорошо! теперь у всех наших цветочков замечательное и веселое настроение! Мы с вами сегодня много говорили о цветах, вспомнили все части растений, повторили все способы ухода за ними. Оттого, что все хорошо потрудились, наши цветы чистые и довольные, а главное, чтобы мы все помнили, что растения живые и им нужна наша помощь в уходе.
Давайте пройдемся медленно по саду
И, здравствуй скажем каждому цветку
Должны мы над цветами наклониться,
Не для того, чтобы рвать или срезать
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать!
Воспитатель: - Ребята, вы все сегодня всех порадовали и наши растения, и меня, и наших гостей, а теперь давайте уберем наши инструменты и будем играть!
Литература
1. Дыбина О. В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада: Конспекты занятий / О. В. Дыбина. – М. : Мозаика-Синтез, 2014.
2. Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2015.
3. От рождения до школы: примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2014.