Лучший педагог года

Воспитание добрых чувств средствами фольклора и произведений детских писателей

Навера Гамидова
Воспитание добрых чувств средствами фольклора и произведений детских писателей

Воспитание добрых чувств средствами фольклора и произведений детских писателей

В настоящее время все большее внимание уделяется использованию устного - народного творчества в обучении и воспитании младших школьников. Фольклорные произведения способствуют активизации процесса обучения.

Поэтому предметом нашего исследования является развитие чувств младших школьников средствами фольклора.

Публикация «Воспитание добрых чувств средствами фольклора и произведений детских писателей» размещена в разделах

Целью нашей работы мы поставили изучение и анализ трудов педагогов и психологов по использованию устного народного творчества в развитии чувств у младших школьников.

Перед написанием работы мы изучили исследования психологов: И. В. Дубровиной, П. П. Блонского, В. Кузина, а так же методические рекомендации ученых и педагогов: В. А. Изотовой, А. А. Синцовой, Л. А. Харитоновой, Л. С. Ульяницкой, Н. Н. Светловской.

Большое внимание в исследовании этих педагогов и психологов уделяется вопросам психологии младшего школьника, даются практические рекомендации по развитию чувств у учащихся начальной школы средствами фольклора.

Не случайно фольклор широко применяли в обучении детей младшего школьного возраста великие отечественные педагоги К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой. Создавая свои учебники для детей, Ушинский и Толстой включали в них как необходимый компонент произведения устного - народного творчества.

Развитие речи -одна из важнейших проблем в начальной школе. Свести обучение речи лишь к изучению грамматической или синтаксической роли её нельзя, ибо слово, речь связаны с мышлением,с чувствами.

Научить ребенка говорить - значит научить его мыслить. Таким образом, использование элементов устного народного творчества помогает открыть учащимся «глаза на мир»,активизирует их мыслительную деятельность, развивает их души, формирует потребность к самосовершенствованию, самообретению, саморазвитию.

«Чувство-это сложное, постоянное, устоявшееся эмоциональное отношение человека. Чувства выражаются в эмоциях, то есть мы испытываем чувства к чему-то или кому-то, имеющим для нас постоянную мотивационную значимость.

Чувства человека отличаются большим разнообразием качеств, свойств и оттенков. Одной из особенностей чувств является их полярность или противополярность: радость-грусть, любовь-ненависть, удовольствие-страдание,страх-смелость,благодарность-неблагодарность. Эта полярность дает основание для деления чувств на положительные и отрицательные. Если наши потребности удовлетворяются, то это вызывает у нас положительные эмоции; то, что препятствует удовлетворению потребностей, вызывает у нас отрицательные эмоции - это приятные для человека чувства, отрицательные - неприятные.» (3;198)

«Чувства человека выполняют в жизни различные функции: оценивающую- положительные и отрицательные эмоции показывают, как человек относится к чему- либо и оценивают это (недовольство, стыд и другие содержат те или иные оценки); побуждающую - чувства могут побуждать человека к действию, а могут препятствовать этому; направление внимания - то, что возбуждает наши чувства, мы воспринимаем более ясно и точно(3;199)

«Высшие чувства присущи только человеку. Они тесно связаны с его личностью, с отношением к жизни, к людям, к обществу, к своим обязанностям, к самому себе. Человеколюбие является основной ценностью нравственных чувств. Не случайно Б. Л. Пастернак писал : «Нарушитель любви к ближнему первым из людей предаёт самого себя.» (3;206)

«Нравственные чувства развиваются с раннего детства в процессе усвоения нравственных норм, принятых в обществе. Человек научается (или не научается) не только отличать хорошее от плохого, но в связи с хорошим или плохим он начинает переживать различные чувства, у него постепенно вырабатывается принципы собственного нравственного поведения и нормы нравственного убеждения. Всё, что для нас является нравственным, вызывает у нас положительные чувства, а то, что безнравственно-отрицательные.

К числу нравственных чувств относится : любовь, товарищество, патриотизм, чувство долга, чести, дружба, стыд, муки совести, ненависть, трусость, жадность, зависть злорадство, чувства симпатии, антипатии, привязанности, уважения, презрения, признательности и другие.

С. Л. Рубинштейн писал : «Моральное отношение к человеку- это любовное отношение к нему… Лишь через своё отношение к другому человеку человек существует как человек». (2;137)

Каждое из нравственных чувств - сложнейшее единство переживаний и размышлений. Вот например, как тонко определял М. Пришвин чувство совести : если судить самого себя, то всегда будешь судить с пристрастием: или больше в сторону вины, или в сторону оправдания. Это неизбежное колебание в ту или иную сторону называется совестью.

«Интеллектуальные чувства возникают в процессе умственной деятельности и связаны с познавательными процессами творчеством. Интеллектуальные чувства могут быть очень сильными. Жажда знаний и нового могут стать страстью а, радость открытия - подняться до уровня аффекта. Вообще возникновение проблемы, поиски её решения вызывают те или иные чувства. Интеллектуальными чувствами являются : жажда знаний, желание нового, любознательность, радость открытия, чувство удивления, сомнения, уверенности в суждениях и прочее. Эти чувства активизируют процессы, делая их более быстрыми и интенсивными.

К интеллектуальным чувствам относят также чувство комического, юмор, иронию.

В чувстве юмора проявляется беззлобно - насмешливое отношение к чему-нибудь или кому-нибудь.

В юморе смех сочетается с симпатией к тому, на что направлен.

Чувством юмора чаще всего обладают добродушные как прекрасное в жизни и в людях, так и те или иные их безобидные недостатки и слабости.

Чувство иронии - это тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме, остро критическое отношение к миру, людям, самому себе. Ирония не щадит никого и ничего. Ирония никогда не бывает мелочной, злобной, она высмеивает существующее во имя лучшего.» (6;78)

Эстетические чувства, те чувства, которые возникают у человека при восприятии и создании прекрасного, возвышенного, комического, трагического, это любовь к красоте.

Эстетические чувства проявляются в художественных оценках и вкусах, которые зависят от эстетических предпочтений: одним нравится легкая, другим серьёзная музыка и прочее. Развитое эстетическое чувство позволяет познать эстетическое качество произведений искусства и окружающего мира природы и людей - их красоту, испытать эстетическое чувство прекрасного.

С поступлением в школу развитие эмоций и чувств переходит на новую, более высокую ступень. Целенаправленное обучение и воспитание с 1 класса ведет к тому, что чувства становятся все более и более сознательными, глубокими и управляемыми. Новое положение, которое занимает младший школьник среди детей и в семье, обуславливает целый ряд новых обязанностей и прав, выполнение и использование которых сопровождается различными эмоциональными переживания. Поступая в школу, ребенок начинает носить форму, ему покупают портфель, книги, тетради, он должен следить за своим распорядком дня, иначе можно не успеть выполнить домашнее письменное задание, выучить стихотворение. В школе ученик следит за поливкой цветов, старается добросовестно и аккуратно выполнить порученное ему дело - изготовить наглядное пособие, выпустить стенгазету. Дома к ученику начинают относиться как к взрослому члену семьи - ведь он имеет настоящее, важное дело (учение, с которым считаются все. Идя в школу, ученик постоянно думает, все ли домашнее задание он выполнил, не забыл ли чего дома. Эти и масса других забот школьника, обусловленные положением ребенка как ученика, способствуют формированию чувства ответственности, заботы за порученное дело.

«Интересно развиваются в школьном возрасте познавательные чувства, сопровождающиеся формированием познавательных интересов, что определяется ежедневной активной познавательной деятельностью. Процесс обучения- это непрерывное познание законов, свойств, качеств, предметов, и явлений, познание связей между предметами и явлениями. Развитию познавательных интересов и на этой основе развитию интеллектуальных чувств способствуют различные экскурсии на природу, в парк, в музей.» (5,229)

Формирование нравственных чувств младшего школьника обусловлено прежде всего его жизнью в классном коллективе. Важное значение имеет воспитательная работа педагога, направленная на разъяснение и привитие школьникам норм морального поведения. Определённое влияние на формирование моральных качеств личности младшеклассника оказывают детская художественная литература, произведения изобразительного искусства и детские кинофильмы.

«Среди моральных чувств, активно формирующихся в младшем школьном возрасте, следует отметить чувство любви к Родине, сочувствие обиженным, чувство восхищения героизмом и мужеством людей, чувство коллективизма, товарищества, трудолюбия.

Эстетические чувства учащихся начальных классов успешно развиваются как на уроках эстетического цикла- изобразительного искусства и музыки, так и в процессе занятий на других уроках, во время ухаживания за цветами, уборки класса, оформления выставки в классе, на экскурсии, по ходу которой учитель обращает внимание детей на красивую цветовую гамму листвы, стройные, изящные корпуса новых зданий, широкую панораму дальнего пейзажа и многое другое, что отличается красотой, изяществом». (5;231)

«Нравственная чистота и притягательность народных идеалов, воплотившихся во многих героях сказок и былин, народная мудрость пословиц и поговорок, увлекательность загадок, веселый юмор большинстве произведений устного творчества русского народа - всё это открывает путь к сердцу и уму маленького читателя.»

«Собирайте наш фольклор, учитесь на нём, обрабатывайте его, - говорил А. М. Горький. Чем лучше мы будем знать прошлое, тем более глубоко и радостно поймём великое значение творимого нами настоящего». (4;20)

Народное творчество во всём своём богатстве бытовало в начале нашего века. Многие произведения устного народного творчества собраны и бережно хранятся.

Большой раздел устного творчества русского народа назван народной календарной поэзией. Это песни, обряды, верования, которые тесно связаны с земледелием наших предков.

Издавна смена времён года отмечалась народными праздниками. Устраивали проводы зимы (масленица, встречу весны, летний праздник - завивание берёзки (семик, праздник урожая осенью- дожинки (осенины).

В праздничные дни пели песни, рассказывали сказки, былички, загадывали загадки.

Приобщая детей к нашему русскому эпосу, учитель начальных классов пытается воспитывать у них любовь к Родине- России, к её бессмертному поэту-русскому народу, любовь к прекрасному, развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.

«Важную роль в этом процессе играют уроки чтения. Раздел народного творчества в начальной школе начинается с изучения песенного жанра. В календарных песнях человек обращался с призывом, просьбами, надеждами, задавал ей вопросы. Разговоры эти были ласковыми и приветливыми: крестьянин называл весну красивой веснушкой, лето – тёплым летечком, траву – шёлковой, птиц – пташечками, жавороночками.

Поэтому при изучении песенного жанра дают детям подумать, перед каким важным событием в его жизни крестьянина – землевладельца могли исполняться пасни о весне, когда могли возникнуть эти песни, как они называются. Учитель начальных классов обращает внимание на порядок слов песни: весна красная, лён высокий, корень глубокий, хлеб обильный, которые придают певучесть, напевность. В русских народных песнях употребляются слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами: берёзонька, рябинушка, долинушка, солнышко. Отмечают, каким тоном читать слова – обращения, слова – пожелания. Повторы слов в песнях помогают ребятам ощущать их музыкальность и мелодичность звучания, уловить их светлый и радостный тон.

Многие изученные на уроках чтения и пения песни учителя используют на фольклорных праздниках». (4;21)

В песнях, как и во всех других жанрах фольклора, можно найти остатки седой древности.

«Каждый песенный вид имел свои особенности, свои формулы. Но смысл всех календарно – обрядовых песен, как уже сказано, один. Это песни – заклинания, песни – просьбы, пожелания.

Приди к нам весна,

Со радостью!

Со великою к нам

Со милостью!

Со рожью зернистою

Со пшеничкой золотистою,

Со овсом кучерявым,

Со ячменём усатым,

Со просом, со гречихою,

Со калиной – малиною,

С чёрной смородиною,

С грушами, со яблочками,

Со всякой садовинкой,

С цветами лазоревыми,

С травушкой – муравушкой!

Всё в этой веснянке перечислено, что нужно крестьянину, ничего не забыто». (1;38)

Очень важно влияние пословиц на воспитание и развитие учащихся начальных классов моральных и эстетических чувств. Пословицы, учителя начальных классов используют на уроках чтения, русского языка, природоведения, трудового обучения.

«Пословица – прекрасное средство для воспитания нравственных чувств у детей, своеобразный моральный кодекс, свод правил поведения. Век живи, век учись; жить - родине служить; не красна жизнь днями, а красна делами.

Знание пословиц и поговорок обогащает детей, делает их более внимательными к слову, к языку, развивает память. Учитель начальных классов заостряет внимание детей на том, что знать пословицы, поговорки, учить их, вовремя и кстати употреблять в речи для точного выражения мысли – большое дело. И всему этому надо учиться». (8;46)

Из опыта работы В. И. Изотовой, учителя начальных классов школы-интерната №10, станицы Унеча, Брянской области.

«В «родной речи» (1 класс) тексты соотнесены с пословицами и поговорками, отражающими основную мысль произведения : кто родителей почитает, тот вовек не погибает (рассказ Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек». На языке медок а на устах ледок (сказка «Лиса и тетерев»). К произведениям даны несколько пословиц, поэтому отбираю для работы пословицы в соответствии с возможностями класса.

Основная работа с пословицами – это раскрытие их смысла, прямого и переносного. Разбираем с детьми смысл пословицы «труд кормит а, лень портит». Ребята говорят: «тот, кто работает, тот трудится, того уважают. Кто не хочет трудиться, тот часто начинает жить нечестно. За труд ему платят деньги. Лень портит человека». Раскрываем смысл пословицы «снегу надует – хлеба прибудет». Дети отвечают : «большой урожай будет, если выпадет много снега. Снег укроет посевы озимых от вымерзания, а весной на поле будет много влаги. Поэтому хлебороб получит хороший урожай».

Приведём некоторые виды работ с пословицами.

1. Распределить пословицы по темам. перечитать пословицы и ответить, что можно узнать из пословиц о прошлом. Какие качества ценились в народе? ( вместе с учащимися отмечаем: пословицы расширяют знание о прошлом нашей родины, о жизни людей, в пословицах всегда выражались преданность и любовь к родине, умение дружить, трудиться, говорилось о том, что надо быть смелым, честным, скромным, добрым, надо любить своих мать, отца. Распределяю между тремя рядами учащихся пословицы. Их нужно самостоятельно прочитать и определить, на какую они тему, подвожу итог).

2. Ученик из первого ряда читает начало пословицы, ученик из второго ряда заканчивает её, а ученик из третьего ряда раскрывает смысл этой пословицы. Провожу викторины о пословицах.

1) Определим пословицу по началу:

Кончил дело -…

Поспешить -…

2) Определим пословицу по двум словам:

Язык - дело

Труд - лень

3) Игра «семь и один».

назови пословицы, чтобы в них были числа 7 и 1

Семеро одного не ждут.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Семь бед – один ответ.

Семеро с ложкой, один с сошкой.

Работу с пословицами провожу и на уроках русского языка, например, при закреплении глаголов 2-го лица единственного числа (один и камень не поднимешь, а миром и город передвинешь); при написании безударных гласных, проверяемых ударением (март с водой, апрель с водой); при написании парных звонких и глухих согласных, безударных гласных (и у берёзки слёзки текут, когда с неё кору дерут).

Практически работу с пословицами провожу по всем предметам. Дети собирают пословицы, отыскивая в книгах,записывают со слов взрослых, затем оформляют книжки – малышки». (4;22)

Поколение сменяет поколение. Постепенно и песня забудется, а удачное выражение живет в языке как безымянное.

В пословицах выражен народный опыт, наблюдения над жизнью, над человеком, мудрость народа.

Затаив дыхание, слушают дети сказки. Первых слов сказка вводит их в свой неповторимый мир, в котором всё удивляет; звери разговаривают, люди понимают язык животных, герои отправляются в путешествие, где их подстерегают опаснейшие испытания- борьба с чудовищами. Переходы через огненные реки и другое.

«Удивительное в поэтическом мире сказок уживается с реальным, и это ещё более усиливает их значимость. В. Даль считал, что сказка очень нужна ребёнку, ибо она укрепляет моральные чувства, будит любознательность, развивает воображение, формирует эстетические чувства. Пример работы с русской народной сказкой «Лиса и волк». Учитель рассказывает эту сказку, потом задаё т вопросы:

- Понравилась ли вам сказка? Что запомнилось? В чём основной смысл сказки? (Ответы детей).

Затем дети читают сказку самостоятельно, после учитель проводит беседу:

- Какой в сказке изображена лиса? А какими они показаны в других сказках? (Дети отвечают, что лиса хитрая, умная, а волк злой и глупый).

Важный этап при работе со сказками – это подготовка к пересказу, близкому к тексту. Сказки являются прекрасным искусством звучащего слова. Поэтому ученикам учитель начальных классов предлагает задания, которые раскрывают особенности языка сказки, например:

1. Как начинается сказка?

2. Найдите выражения, которые вы встречали в других сказках. Объясните, что означают выражения; ни в сказке сказать, ни пером описать (очень красиво); долго ли, коротко ли (неизвестно когда); пир на весь мир (обильное, весёлое угощение).

3. Найдите повторы близких по смыслу слов (жили – были, в путь – дорогу, крепко – накрепко).

4. Вставьте пропущенные слова в выражения из сказок: трава (шёлковая, лес (дремучий, ведьма (злая).

5. Замените выражения оборотами из сказок; быстро-(во

весь дух, никуда не отходит-(ни на шаг).

При работе со сказкой учитель использует выразительное чтение, выборочное чтение, словесное рисование, инсценирование сказки. Всё это помогает глубже осознать ребёнку сказочный мир, помочь ему почувствовать его неповторимость». (8;47)

«Фольклорная прибаутка – небольшое стихотворение из двух – четырёх, редко восьми строчек. Это красочные, яркие словесные картинки, составляющие мир повседневных впечатлений ребё нка: всё то, что окружает его в доме, во дворе, на улице, в школе. Предметы домашнего обихода и хозяйства, работы по дому, двору и в поле обрисованы предельно кратко, только в главных определяющих чертах:

Ай, качи – качи – качи,

Пекла баба калачи…

* * *

Ножки, ножки,

Куда вы бежите?

-В лесок по мошок:

Избушку лишить,

Чтоб не холодно жить.

Домашние животные и птицы (петух, курица, утки, гуси, козёл, коза, кот, собака). Даже насекомые (комары, мухи и тараканы, их повадки, внешний вид – всё является предметом внимания. Ко всему живому – уважительное отношение, ласковое слово, доброе прозвище; котишко – мурлышко, курочка – рябушка, гуля – голубок, паучок – тоненькие ножки.

Прибаутки лишены описательности и нравоучения. Слово в них передаёт звук, движение, цвет, объем и даже вкус. Во многих прибаутках предметы и действия как бы смещены относительно реальности, немного необычны, чуть – чуть нелепы:

-Куда, заинька, бежишь?

Куда, серенький, спешишь?

-К медведю на свадьбу.

Медведь-то мне дядя.

А медведица-тетка». (1;94)

ся убеждениями.

Публикации по теме:

Игра-викторина «Путешествие по страницам детских произведений» Игра-викторина «Путешествие по страницам детских произведений» (подготовительная группа) Программное содержание. Цель: добиться уточнения.

Исследовательски-творческий проект «Мы знаем и любим советских детских писателей» Проект «Мы знаем и любим советских детских писателей» На базе детской районной библиотеки Вид проекта: исследовательски-творческий. Участники.

Консультация для воспитателей «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством произведений русского фольклора» Младший дошкольный возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Проблема развития и формирования.

«Воспитание добрых чувств у дошкольников». Консультация Консультация «Воспитание добрых чувств у дошкольников» воспитатель: Володченкова О. Ю. Доброта- это солнце, которое согревает душу человека.

«Воспитание добрых чувств у дошкольников». Консультация Консультация «Воспитание добрых чувств у дошкольников» воспитатель: Володченкова О. Ю. Доброта- это солнце, которое согревает душу человека.

Методические рекомендации по организации чтения детских произведений в структурном подразделении «Детский сад» «Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание — великое дело: им решается участь человека». Так считал Виссарион Белинский, и сегодня.

Решение детских конфликтов средствами народного фольклора ДЕТСКИЕ МИРИЛКИ Детские конфликты происходят очень часто. Дети не умеют выходить из конфликтных ситуаций, они применяют силу, крик и плач,.

Роль детских художественных произведений в усвоении дошкольниками правил безопасностиРоль детских художественных произведений в усвоении дошкольниками правил безопасности Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность.

Воспитание добрых чувств Здравствуйте! Воспитывать добрые чувства необходимо у детей, потому что развитие эмпатии представляет неотъемлемую часть формирования личности,.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста средствами народной культуры Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения – одна из основных проблем педагогики, которой на современном этапе уделяется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание добрых чувств средствами фольклора и произведений детских писателей
Опубликовано: 10 октября 2019 в 14:26
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД