МААМ-картинки

Конспект открытого занятия по ФКЦМ в подготовительной группе «Колокольная история»

Кузнецова Татьяна
Конспект открытого занятия по ФКЦМ в подготовительной группе «Колокольная история»

Цель:

1. Приобщение к русской народной культуре.

2. Формирование чувства причастности к русской национальной истории и культуре.

3. Расширять словарный запас новыми словами: звон, перезвон, звонарь. отливали, колокольня, литейщики, благовест, перезвон, красный звон, набат.

Активизация словаря: пластмассовый, хрустальный, глиняный, оловянный, деревянный.

Публикация «Конспект открытого занятия по ФКЦМ в подготовительной группе „Колокольная история“» размещена в разделах

4. Закреплять знания детей о стекле, металле, дереве, их свойствах; познакомить с историей колоколов и колокольчиков на Руси и в других странах.

Задачи.

1. Формировать знания о колоколах и колокольных звонах на Руси.

2. Познакомить с устройством колокола и особенностями его звучания.

3. Воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к своей Родине, уважение русских традиций и почитание колокола как символа русской земли.

4. Развивать творческое мышление, культуру общения, культуру слушания, чувства ритма.

5. Развивать способность логически связывать переход одного качества в другое.

6. Расширять словарный запас и знание об окружающем мире.

7. Тренировать умение производить звуковой анализ слова, делить на слоги, выкладывать схему.

Предварительная работа.

•Рассматривание иллюстраций с изображением храмовой архитектуры.

• Выставку “Храмы России” (макеты, иллюстрации).

•Заучивание стихотворений.

Материал и оборудование.

• Видеоаппаратура: ноутбук, проектор, экран.

• Записи колокольных звонов.

•Выставка “Колокольчики” (разные виды, из разных материалов) .

Ход занятия.

Утренний Круг.

Здравствуйте ребята! Уменя сегодня очень хорошее настроение мне хочется с вами им тоже поделитться!Поэтому давайте начнем наше занятие с доброго пожелания :

С Добрым Утром С добрым Светом

С Добрым словом и приветом!

Ну что ж проходите на свои места!

Я знаю, вы любите загадки. Это правда? Тогда слушайте загадку о том, что находится в нашем волшебном ларце?

Он под шапочкой сидит,

Не тревожь его – молчит

Стоит только в руки взять

И немного раскачать,

Слышен будет перезвон:

«Дили-дон, Дили-дон». (колокольчик)

Правильно, колокольчик. (достает колокольчик). А на что похож колокольчик? (ответы детей). Правильно, на цветок колокольчик.

1. Слайд «колокольчик-цветок».

Послушайте, я расскажу вам одну легенду….

По преданию, когда-то давным-давно, еще в четвертом веке один итальянский монах заболел и пошел в лес за целебными травами. Устал, да и прилег на траву. Он задремал и сквозь сон услышал удивительную музыку. Даже скорее не музыку, а перезвон. Монах почувствовал, что от этого перезвона болезнь куда-то уходит, а он начинает выздоравливать. Когда же он открыл глаза, то увидел, что возле самого его уха качается знакомый цветок – колокольчик. Монах решил, что именно голос цветка помог ему. Он вернулся в монастырь и сделал такой же цветок, только из металла, и его начали использовать при богослужении.

Наше занятие сегодня мы и посвятим этому поющему цветку. На итальянском языке слово «цветок» произносится «кампана». От этого слова произошло название предмета, созданного монахом, «кампанелла», что по-русски и означает «колокольчик».

Р. Р. Воспитатель : Демонстрация Колокольчика.

Из чего сделан этот колокольчик (Из металла.)

А если он сделан из металла значит какой? (металлический)

А из дерева? (деревянный)

Из стекла? (стеклянный)

Из глины? (глиняный)

Из фарфора (фарфоровый)

Из олова (оловянный)

Р, Р Анализ слова: Давайте посчитаем сколько слогов в слове КОЛОКОЛ. Какое это слово? (длинное, состоит из 3 слогов) - Как можно определить - сколько в слове «КОЛОКОЛ» слогов? (прохлопать, поднести ладошку к подбородку; есть правило «Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов») Предложить детям выложить слово цветными звуковыми фишками, затем заменить красные (гласные звуки) фишки на буквы. У доски работает ребенок по желанию

Почему колокольчики не делают из дерева? (Колокольчик из дерева не был бы таким звонким; из дерева делают другие музыкальные инструменты.)

Воспитатель обращает внимание детей на деревянные ложки, предлагают послушать, как они звучат, и играет на ложках.

Воспитатель : Подумайте, можно ли сделать колокольчик из стекла?

Дети называют недостатки стекла (оно хрупкое, легко бьется; такой колокольчик может быстро разбиться, его осколки будут очень опасны); достоинства (стеклянный колокольчик будет красиво звенеть).

Воспитатель показывает детям стеклянный колокольчик, говорит, что колокольчик – это предмет искусства. У древних греков были колокольчики всех видов, они даже носили их на поясе, в кошельках. Когда человек шел по улице, колокольчики очень красиво звенели».

Р, Р Предлагаю немножко пограть и размять наши язычки:

Чистоговорка «Колокольчики»

Дили - дили, дили - дили

Колокольчики будили,

Всех жучков: ЖА-ЖО-ЖУ -ЖИ.

Паучков: ХХХ, ХА-ХО-ХУ-ХЫ.

И веселых мотыльков:(глиссанто) И-О, И-А, И-У. И-Е

Дили - дили, дили - дили

Колокольчики будили,

Всех зайчат: хлоп-хлоп-хлоп (в ладоши)

Всех ежат: ФО - ФУ-ФЫ-ФА

Всех ленивых медвежат: РА-РО-РУ РЫ

И воробушек проснулся: ЧИК-ЧИРИК, ЧИК-ЧИРИК

И галчонок встрепенулся: КРА-КРО-КРУ-КРЫ

Дили - дили, дили - дили

Встали все - кого будили!

В. А как вы думаете Где мы можем увидеть большие колокола?

Д. ответы

В. Ребенок читает стихотворение.

Этот дом – не просто дом:

Он красивый и с крестом.

Золотые купола,

Звонкие колокола!

Помолиться в этот дом

Ходят в трепете святом

По утрам и вечерам.

Это православный храм!

Большие колокола служили при храмах. А потому звались «божьим гласом». Колокола помещаются или на крыше храма, в башнях куполов, или при входах в церковь, в звонницах, или вблизи храма в особом здании для них, называемом колокольня.

-Теперь обратите внимание, что колокольня намного выше, чем сама церковь. Как вы думаете, почему? (Чтобы звон колоколов был далеко слышен). Воспитатель: «В древние времена на Руси не было ни радио, ни телевидения. Но случались разные беды, несчастья - приближались враги или возникал пожар, нужно было срочно созвать народ использовали колокольный звон!

Сохранившиеся древние колокола – это самые ценные исторические памятники. Самый большой колокол носит название «Царь-колокол».

Отлили его наши русский мастера Иван Моторин и его сын Михаил.

Слайд «Царь-колокол».

Он весит 200 тонн и высота его 6 метров. Царь-колокол никогда не звонил. При пожаре Москвы люди, боясь, что колокол расплавится, стали лить на него воду – от этого он треснул и от него откололся кусок весом 11,5 тонн. Пробыв в земле 103 года, его подняли и поставили на пьедестал. Стоит Царь-колокол сейчас в Московском Кремле и является уникальным памятником России.

Физминутка. Игра на колокольчиках.

- Ребята, колокола – это музыкальные инструменты. А к какой группе они относятся? (к ударным). Язык колокола ударяет по стенкам и получается звук. Как вы думаете, почему этот металлический стержень называется язык? А от чего зависит звучание колокола?

Каждый колокол также как и человек имеет свой голос, а колокольчик? Возьмите колокольчик за ушко и позвоните, так чтобы язычок ударялся о тело колокольчика.

Воспитатель дает каждому ребенку колокольчик, предлагает послушать, как они звучать по одному

-Как называется такой звон (перезвон).

-Теперь позвоните все вместе, что у нас теперь получилось? (трезвон).

Звони, звонарь!

Ещё ударь!

Пусть туча удивляется,

Как без грозы и без дождя

Гром звонкий получается?

Работа за столами.

Колокольных звонов очень много, а какие знаете вы (Набат, красный, благовест) .

-Символом тревоги считается - набат.

Прослушайте его.

-Радостные события - звучит красный звон.

Предлагаю прослушать.

-Православные праздники - звучит благовест.

Включается аудиозапись.

Из каких частей состоит колокол? (За «уши» колокол подвешивают на перекладину, есть «язык», «плечи», «тулово», верхний и нижний «пояс».)

Слайд схема строения Колокола с Частями.

Рефлексия.

- Сегодня вы познакомились со старинной русской музыкой - колокольными звонами, услышали голоса разных колоколов - больших и маленьких. – Какой цветок похож на церковный колокол?

– Какую музыку можно услышать утром, вечером и в праздники? (Пение колоколов)

– Из чего человек сделал поющий колокол?

– В каком доме он разместил церковный колокол? Чем этот дом отличается от обычного дома?

– Как называют «благую весть», «добрую весть» языком колокольного звона?

– Как называется человек, умело звонящий в колокол?

-Колоколам и колокольным звонам многие известные поэты сочиняли стихи.

– Каким звоном колокольчик передавал радостное настроение, праздник? Я вижу, что у вас хорошее настроение. Возьмите колокольчики и сейчас мы с вами передадим свое настроение колокольной песенкой всем присутствующим.

Предлагаю вам, ребята, подарить ваши замечательные колокольчики вместе с добрыми пожеланиями - нашим гостям. (Дети дарят сувениры гостям) .

- Желаю вам, чтобы для вас и для наших гостей всегда звучал колокольный перезвон “благовест”, т. е. звон который рассказывает о доброй вести.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о посещении музейного мероприятия «Колокольная история» для старшего дошкольного возрастаФотоотчёт о посещении музейного мероприятия «Колокольная история» для старшего дошкольного возраста Ребята старших и подготовительных к школе групп посетили учреждение культуры, городской Бузулукский краеведческий музей, побывав в зале.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «История древнего Египта»Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «История древнего Египта» Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Кудровская ЦО №1» Всеволожского района Ленинградской.

Конспект НОД по ФКЦМ в старше-подготовительной группе «Здравствуй, Зимушка-зима» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 г. Выборга» Конспект НОД по формированию целостной картины.

Конспект открытого занятия по физической культуре в подготовительной группеКонспект открытого занятия по физической культуре в подготовительной группе Цель. Продолжать укреплять и сохранять здоровье детей через физкультурное занятие. Задачи. Повторить ходьбу с выполнением заданий; упражнять.

Конспект открытого занятия «Профессии военных лет» в подготовительной группеКонспект открытого занятия «Профессии военных лет» в подготовительной группе Ход занятия: Ребята, а у нас гости! Давайте их поприветствуем (приветствие). А теперь давайте поприветствуем друг друга (Собрались все дети.

Конспект открытого занятия «Рождественская история» (подготовительная группа)Конспект открытого занятия «Рождественская история» (подготовительная группа) Конспект открытого занятия: "Рождественская история". Подготовительная группа "А" Воспитатель: Наниева А. А. Интеграция образовательных областей:.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Аппликация «Синичка» Цель: учить детей передавать в аппликации образ снегиря, особенности формы головы и туловища, хвоста (вырезывая по частям из цветной бумаги,.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Художник»Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Художник» КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему: «Художник» ЦЕЛЬ: закрепление актуальных знаний детей по Образовательной.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Научная конференция»Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Научная конференция» Образовательная область: «Познавательное развитие». Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое.

Конспект открытого занятия по физической культуре в подготовительной группеКонспект открытого занятия по физической культуре в подготовительной группе Открытое занятие по физической культуре (подготовительная группа). Программное содержание : -совершенствовать различные виды ходьбы и бега.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по ФКЦМ в подготовительной группе «Колокольная история»
Опубликовано: 10 июля 2023 в 19:06
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 мая. День динозавров. Передвижка «Динозавры»

Динозавры – загадочные животные, некогда населявшие нашу планету. Откройте детям их тайну – расскажите об этих исчезнувших обитателях Земли!

15 мая Международный день семьи. 2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин объявил 2024 год - годом семьи в России.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД