Лучший педагог года

Конспект открытого занятия по обучению грамоте с использованием элементов ТРИЗ «Приключения в Лингвии»

Людмила Барабашова
Конспект открытого занятия по обучению грамоте с использованием элементов ТРИЗ «Приключения в Лингвии»

Задачи:

Учить видоизменять, преобразовывать, комбинировать имеющиеся представления за счет использования приемов фантазирования: дробление-объединение, уменьшение. Формировать навыки запоминания, используя моделирование и символику. Знакомить с приемами словообразования существительных. Активизировать использование антонимов в речи. Учить звуковому анализу, используя МММЧ.

Развивать фонематический слух. Закреплять навыки различения и четкого произношения звуков, умение определять позицию звука в словах, умение делить слова на слоги. Развивать творческое воображение, внимание, память.

Публикация «Конспект открытого занятия по обучению грамоте с использованием элементов ТРИЗ „Приключения в Лингвии“» размещена в разделах

Воспитывать доброжелательность, чувство коллективизма, отзывчивость.

Материалы к занятию : костюмы Феи и гнома, буквы для оформления, ткань для горы, картинки с изображением цветов и насекомых, телефон, кроссворд, картинки с предметами, в названии которых есть звук [К], карточки со схематичным изображением «человечков», элементы букв, кольца Луллия, карточки к ним, лист ватмана, простые карандаши, фломастеры, две буквы К с разным выражением лица, буквы для рисования, корзинка с печеньем.

Ход занятия:

Психолог беседует с детьми, появляется Фея Грамотейка.

Ф. Г. Здравствуйте, ребята. Я жительница страны Лингвии, Фея Грамотейка. В нашей стране я слежу за порядком, стараюсь, чтобы ребята учились хорошо и писали грамотно. А вы откуда?

(Ответы детей)

Я приглашаю вас в гости в мою страну.

Психолог: А как же мы туда попадем?

Ф. Г. Мы произнесем волшебные слова

Здравствуй, Мудрая Страна,

Что отсюда не видна,

Явись ниоткуда,

Пусть свершится чудо!

Встань на пути,

Нас к себе впусти.

На двери надпись «Лингвия».

Дверь заперта. Пальчиковая гимнастика «Замок»

Ф. Г. Вот мы и оказались в волшебной стране. У нас здесь очень много интересного. Вот гора Наоборот. Эта гора особенная. Что ни скажешь, все наоборот получается.

Игра «Скажи наоборот»

Ф. Г. Какие вы молодцы! Преодолели эту гору. А на пути у нас овраг Разъединялка и поляна Соединялка. Что в овраг попадет, на части распадается. Сегодня в овраг попали насекомые. Посмотрим, какие насекомые в овраге? А сколько слогов в этих словах?

(Ответы детей)

Ф. Г. А сколько красивых цветов растет на полянке. Давайте насекомых посадим на цветы, найдем им домик. Сколько слогов в названии насекомого, столько слогов должно быть и в названии цветка-домика. Для жука – мак. Почему?

Дети отвечают и находят цветы-домики другим насекомым.

Ф. Г. Очень хорошо вы справились с заданием. Я вам открою тайну : в нашей необычной стране у каждого предмета есть детеныши, как у животных. Вот только мы придумываем, как их назвать. Поможете? У карандаша – карандашата. (чайник, вилка, зеркало, лампа, книжка, тарелка, кастрюля, стул, шкаф и т. п.)

Раздается телефонный звонок. Звучит аудиозапись.

Алло, алло! Помогите! Гном Бормотун заманил все звуки и не отпускает. Я звук …. Слова без меня пропадают. Помогите, звуки в словах восстановите.

Ф. Г. Подожди, подожди. Мы так и не поняли, какой ты звук?

Запись: …арандаш, …апуста, …артофель.

Ф. Г. …арандаш, …апуста, …артофель. Ребята, какого же звука не хватает?

(Ответы детей)

Ф. Г. Нужно помочь звукам. Знаю я этого гнома. Он такой вредный всегда делает так, чтобы никто из ребят ничего не усвоил.

Появляется Бормотун.

Б. Бормотну я, бормотну

Звуки и буквы в моем плену:

С бормотунскими затеями

Не бывать вам грамотеями!

Спрячу их я все в лесу,

И подальше унесу:

И не знаний, не уменья

Лишь одно недоуменье;

Ведь без букв вам в тетрадь

Ничего не написать,

Без звуков слово не составиться

Ах, как это все мне нравится!

Ф. Г. Ах ты вреднюга. Целую кучу слов ограбил, прямо разбойник.

Б. Я не разбойник, я просто немного вредный гном. Никого я не грабил, хотел всех запутать, да вот только сам запутался. А вы, случайно, не на помощь пришли?

Ф. Г. Конечно, мы поможем.

Б. Что-то я так все запутал, что это совсем другие слова получились.

Игра «Звук заблудился»

Б. Да, это легко. А вы с другой проблемой справьтесь. Вот у меня здесь кроссворд. Никак не могу его разгадать.

Дети разгадывают кроссворд.

Б. Вот здорово, а я не мог догадаться. А еще у меня есть картинки. Я точно знаю, что в этих словах живет звук, который вы ищите. Интересно, а вы сможете определить место этого звука в словах.

Работа с картинками.

Ф. Г. Бормотун, дети очень много знают о звуках, а еще они умеют составлять модели слов с помощью своих друзей – маленьких человечков.

Б. А что это за человечки такие? И что вы знаете про звуки?

Дети рассказывают о звуках и составляют модели слов используя МММЧ

Б. Как интересно. А я превратил звуки в буквы, не знал что с ними делать и свалил их в кучу, а они сломались. Может вы еще и буквы спасете?

Ф. Г. Конечно, спасем. Ведь с помощью букв дети учатся читать.

Дети собирают буквы из элементов

Ф. Г. Молодцы, ребята. А давайте мы покажем Бормотуну, как можно уменьшить слова. А помогут нам волшебные кольца.

Работа с кольцами Луллия.

Дети уменьшают слова дом, сад, дуб, лист.

Б. Как бы я хотел, чтобы у меня был свой домик и садик. Я, поэтому и вредничаю, потому что мне жить негде.

Ф. Г. Бормотун, я думаю мы сможем тебе помочь. Ребята, давайте нарисуем Бормотуну эскиз его домика с помощью букв. Но прежде чем рисовать, вспомним про новоселье гномов.

Динамическая пауза «Новоселье гномов»

Дети рисуют эскиз домика.

Б. Вот здорово. У меня теперь будет дом. Забирайте свои звуки и буквы. Вот вам буква К.

Бормотун отдает букву К. У буквы недовольное выражение лица.

Ф. Г. Какая злая буква. А злой звук портит имена детей, называет их грубо Сашка, Светка и т. д. Я думаю, звук может быть добрым. Как изменятся ваши имена, если звук подобреет? Сашенька, Светочка и т. д.

(Ответы детей)

Ф. Г. Ребята, давайте изменим имя Бормотуна, может он добрее станет и прекратит вредничать и безобразничать. Как его можно назвать ласково?

(Ответы детей)

Ф. Г. Спасибо вам за помощь. Теперь все жители нашей страны в сборе. Я хочу подарить вам буквы, с которых начинаются ваши имена. Но буквы какие-то скучные. Давайте их оживим, раскрасим и превратим в веселых человечков. А пока вспомним об угощении гномов.

Пальчиковая гимнастика «Угощение гномов»

Дети «оживляют» буквы

Б. Столько подарков у меня: и эскиз домика, и новое имя. Я стал таким добрым, что тоже подарю вам подарок.

Бормотун дарит детям печенье в форме букв.

Ф. Г. Понравилось вам в нашей стране? Но пришла пора прощаться. Встретимся с вами в школе, на уроках русского языка.

Публикации по теме:

Конспект бинарной НОД по развитию речи в старшей группе на тему «Зимние забавы» с использованием элементов ТРИЗ. Цель: развитие связной речи, формирование умения составлять рассказ по сюжетной картине. Задачи: Коррекционно-развивающие задачи: • Развивать.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Головные уборы» с использованием элементов технологии ТРИЗ Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами ТРИЗ для педагогов ДОУ Тема: «Головные уборы».

Конспект НОД по ФЭМП с использованием элементов ТРИЗ в подготовительной к школе группеКонспект НОД по ФЭМП с использованием элементов ТРИЗ в подготовительной к школе группе Наш друг – домовёнок Цели и задачи: Закреплять умение называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет, последующее и предыдущее.

Конспект открытого подгруппового занятия по обучению грамоте «Звуки [Т] [Т‘]» Цель: обучать детей анализу фонематически сходных звуков. Задачи: 1. Речевое развитие: • формировать навыки фонематического анализа и синтеза;.

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе ТЕМА: «Цветик-Семицветик» МКОУ «Павловская ООШ» (дошкольное отделение).

Конспект занятия «Познаю мир» с использованием элементов ТРИЗ и РТВ в возрастной подгруппе детей 5–7 лет Тема:"Познаю мир". Цель: научить ребёнка мыслить системно с помощью схемы талантливого мышления «шестиэкранка» с использованием элементов.

Конспект занятия во второй младшей группе с использованием элементов технологии ТРИЗ «Снег» Интеграция областей-"Социализация", "Коммуникация", "Познание","Художественное творчество","Безопасность" Цели:продолжать расширять представления.

Конспект открытого занятия по обучению грамоте Звук и буква [К] .

План-конспект НОД по ФЭМП с использованием элементов ОТСМ-ТРИЗ-технологии «Веселые задачи» в подготовительной группе План – конспект НОД «Веселые задачи» по ФЭМП в подготовительной группе с использованием элементов ОТСМ - ТРИЗ – технологии (открытый просмотр.

Конспект открытого занятия с использованием элементов логоритмики в младшей группе «Прогулка в осенний лес» Прогулка в осенний лес. Цели: Сохранение, поддержание и обогащение здоровья детей. Задачи: 1. Совершенствовать двигательные навыки. 2. Развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по обучению грамоте с использованием элементов ТРИЗ «Приключения в Лингвии»
Опубликовано: 30 сентября 2015 в 19:40
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД