Светлана Гуляева
Конспект открытого занятия по развитию речи с детьми средней группы «Наши защитники»
"НАШИ ЗАЩИТНИКИ"
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Образовательные задачи.
Закрепление представления о значимости военных профессий. Закрепление в речи существительного с обобщающим значением профессии. Уточнение и расширение словаря по теме (армия, защитник, воин, солдат, боец, танкист, пограничник, летчик, пилот, моряк, воевать, защищать, охранять, служить, сильный, храбрый смелый, отважный, ловкий, внимательный). Обогащение словарного запаса (умение правильно определять семантические отношения слов). Совершенствование грамматического строя речи (умение правильно согласовывать прилагательные и существительные в числе и падеже). Закрепление навыков дифференциации цветов.
Публикация «Конспект открытого занятия по развитию речи с детьми средней группы „Наши защитники“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Развитие диалогической речи, фонематических представлений, общей моторики, зрительного и слухового внимания.
Воспитательные задачи.
Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности. Воспитание патриотических чувств, уважения к защитникам отечества.
Оборудование.
Игрушка Незнайка, предметные картинки по теме, флажки красного, синего, желтого и зеленого цветов.
Предварительная работа.
Беседы об армии, рассматривание иллюстраций на тему: «23 февраля», заучивание стихотворений: С. Маршака «Февраль» и Ж. Агаджановой «В феврале», пальчиковые и артикуляционные гимнастики, физкультминутки.
Ход ЗАНЯТИЯ.
I. Организационный момент.
(Мотивация детей на получение новых знаний)
В гости приходит Незнайка.
Незнайка: Здравствуйте, ребята! Я очень люблю праздники, особенно когда дарят подарки. Вчера девочки из Цветочного города подарили мне открытку, а я даже не знаю, что за праздник.
Воспитатель: Ребята, чем мы сможем помочь Незнайке? Вы знаете, какой праздник мы отмечаем?
Дети: День защитников Отечества.
Воспитатель: Правильно. Отечество – это наша Родина, наша страна, город, улицы, на которых мы живем. В давние времена Отечество защищали русские богатыри.
Незнайка: А кто такие богатыри?
Воспитатель: Дети, давайте расскажем Незнайке о богатырях.
Пальчиковая гимнастика «БОГАТЫРИ»
Вот, верхом сидят, смотри,
Русские богатыри!
Шлем у них до самых плеч,
Есть кольчуга, щит и меч!
Воспитатель: Мы с вами живем в огромной стране, у которой есть имя. Как называют нашу страну, где мы живем?
Дети: Мы живем в России.
Воспитатель: У нашей страны есть армия. Для чего нужна России армия?
Дети: Армия нужна, чтобы защищать Россию от врагов, от злых людей, которые не хотят жить дружно.
Незнайка: Ребята, расскажите мне, кто служит в армии.
Дети: Военные
II. Основная часть.
1. Рассматривание предметных картинок. Беседа по ним. (Развитие диалогической речи. Уточнение и расширение словаря по теме «Военные профессии»). Детям предлагаются картинки и организуется беседа по ним.
Воспитатель: посмотрите на картинки и расскажите Незнайке, кого вы видите, каких военных?
Дети: Моряка, летчика, пограничника, солдата, танкиста.
Воспитатель: Кто из них служит в морских войсках?
Дети: Моряк.
Воспитатель: А в воздушных войсках?
Дети: Летчик.
Воспитатель: А кто охраняет границы нашей Родины?
Дети: Пограничник.
Воспитатель: Правильно. Он служит в сухопутных войсках. А кто еще несет службу на земле?
Дети: Танкист.
Воспитатель: Верно. А еще артиллеристы, пехотинцы. Все это люди военной профессии. Это солдаты. А как еще их можно назвать?
Дети: Защитники, воины, бойцы.
Воспитатель: А какими должны быть защитники?
Дети: Смелыми, храбрыми, умными, сильными и т. д.
2. Игра «ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ»
(Развитие слухового внимания, мышления, связной речи)
Детям предлагаются на слух определить лишнее понятие и обосновать свой выбор.
Незнайка: Я все понял моряк, летчик, продавец, танкист охраняют нашу Родину. Правильно?
Дети: Нет.
Воспитатель: Давайте поможем Незнайке разобраться. Моряк, летчик, продавец, танкист. Кто из них лишний и почему?
Дети: Лишний продавец - это не военная профессия.
Воспитатель: Верно - все остальные защищают Родину. Дополнительные варианты: танкист, артиллерист, певец, моряк. Летчик, учитель, моряк, танкист.
3. Подвижная игра «ФЛАЖКИ»
(Развитие зрительного и слухового внимания, общей моторики, закрепление навыков дифференциации цветов)
Воспитатель приглашает детей и Незнайку в круг поиграть.
Вот флажки четыре цвета,
Вам игра знакома эта:
Флаг я желтый подниму,
Всех похлопать попрошу.
Флаг зеленый подниму,
Всех потопать попрошу.
Синий - будем мы молчать,
Красный - все «ура!» кричать.
4. Игровое упражнение «Продолжи цепочку слов»
(Обогащение словарного запаса, умение правильно определять семантические отношения слов). Воспитатель предлагает детям продолжить цепочку слов.
Воспитатель: Танкист, летчик.
Дети: Пограничник, моряк, капитан.
Воспитатель: Смелый, отважный…
Дети: Храбрый, находчивый.
Воспитатель: Беречь, охранять…
Дети: Защищать.
5. Игровое упражнение «ЭХО»
(Совершенствование слоговой структуры слова (слова из двух и трех открытых слогов).
Воспитатель предлагает детям встать лицом к нему и быть «эхом» : тихо и четко повторять слова, которые Незнайка скажет громко.
Незнайка (громко) : Ро-ди-на!
Дети (тихо) : Ро-ди-на.
Незнайка (громко) : Стра-на!
Дети (тихо) : Стра-на.
Незнайка (громко) : Пе-хо-та!
Дети (тихо) : Пе-хо-та.
Незнайка (громко) : Мо-ряк!
Дети (тихо) : Мо-ряк.
Незнайка (громко) : За-щи-та!
Дети (тихо) : За-щи-та.
5. Игровое упражнение «ОДИН - МНОГО».
(Совершенствование грамматического строя речи, умение правильно согласовывать существительное с прилагательным во множественном числе родительном падеже).
Дети встают в круг. Воспитатель называет предмет с его признаком в единственном числе и бросает мяч ребенку, а тот ловит мяч и называет во множественном числе родительном падеже.
Воспитатель: У меня в отряде один храбрый моряк.
Дети: А у нас много храбрых моряков.
Воспитатель: У меня в отряде один отважный пограничник.
Дети: А у нас много отважных пограничников.
Воспитатель: У меня в отряде один сильный боец.
Дети: А у нас много сильных бойцов.
Воспитатель: У меня в отряде один смелый летчик.
Дети: А у нас много смелых летчиков.
III. Рефлексия
(Оценка работы детей)
Воспитатель: вспомните, чем мы с вами сегодня занимались? О чем хотел узнать Незнайка? Как вы думаете, знает ли теперь Незнайка, кто служит в армии?
Военные – сильные, смелые. А в семье самый сильный и смелый кто?. Конечно, папа. Ваши сильные, смелые папы защищают вас, вашу семью. Они тоже - защитники. И наши мальчики, когда вырастут, станут сильными и смелыми. А защитниками они могут быть уже сейчас. Кого могут защищать мальчики? Вот поэтому в праздник День защитника Отечества мы поздравляем не только военных, но и всех мужчин – пап, дедушек и мальчиков.
Незнайка: ребята, спасибо вам за ваш интересный рассказ. А теперь мне пора возвращаться в свой Цветочный город к своим друзьям. До свидания, ребята, до новых встреч! (Дети прощаются, Незнайка уходит).
Воспитатель: ну а мы сейчас с вами переоденемся в спортивную форму и пойдем заниматься физкультурой, чтобы быть здоровыми, сильными и смелыми!