Лучший педагог года

Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в средней группе «Воздух вокруг нас!»

Бдуленко Марина
Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в средней группе «Воздух вокруг нас!»

Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в средней группе

Цель: развивать творческую исследовательскую активность дошкольников в процессе детского экспериментирования.

Коррекционные задачи:

o Пробуждать познавательный интерес к окружающему;

o Совершенствовать умение ориентироваться в большом пространстве;

o Развивать анализирующее наблюдение, продолжать учить детей делать обобщения;

Публикация «Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в средней группе „Воздух вокруг нас!“» размещена в разделах

o Развивать сохранные анализаторы (слух, обоняние, кожные рецепторы) ослабленного зрения.

Образовательные задачи:

o Дать представление о том, что воздух обладает свойствами (невидим, прозрачен, не имеет запаха, а также дать представление о том, что ветер это движение воздуха;

o Подвести к понимаю того, что воздух есть вокруг и внутри нас;

o Учить определять свойства воздуха с помощью элементарных опытов;

o Способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

o Способствовать формирования у детей познавательного интереса;

o Обобщить, закрепить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

o Учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

Развивающие задачи:

o Развивать любознательность, наблюдательность;

o Развивать мышление, память, речь, зрительное и слуховое восприятие;

o Расширить словарный запас детей.

Воспитательные задачи:

o Воспитывать интерес к познавательной деятельности;

o Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи;

o Воспитывать любознательность, познавательное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

o Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование и материалы:

o Полиэтиленовые пакеты (по количеству детей, коктейльные трубочки, две длинные толстые нитки по 3 м., штанген-весы детские;

o Снежинки бумажные, веера бумажные (по количеству детей, веер, воздушные шары, музыка, магнитофон.

o Правила безопасного поведения в исследовательской лаборатории

Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты, эксперименты.

Ход занятия.

Воспитатель: все в сборе, взрослые и дети, мы можем начинать, но сначала нужно нам «здравствуйте!» сказать. Давайте поздороваемся с нашими гостями. А теперь все внимание на меня. Сегодня утром я подхожу к детскому саду, смотрю на калитку и не пойму, что происходит, калитка то откроется, то закроется. Ребята как вы думаете кто ее открывал?

Дети: ветер.

Воспитатель : а что такое ветер?

Дети: ответы детей

Воспитатель: правильно! Ветер - это движение воздуха. Давайте послушаем звуки ветра.

группу под музыку влетает Карлсон)

Воспитатель: кто это к нам с ветром прилетел?

Карлсон: здравствуйте, ребята! Это я, самый красивый и добрый Карлсончик. А что это вы здесь собрались?

Воспитатель: мы с ребятами говорим о воздухе.

Карлсон: о воздухе? А зачем он нужен?

Воспитатель: скажите, ребята, человек может существовать без воздуха? (Нет). Правильно - это то, чем мы с вами дышим. Человеку нужно дышать, чтобы жить!

Карлсон: Совсем нет! Я могу без воздуха обойтись!

Опыт 1 «Не дышите»

Воспитатель: давайте проверим, может Карлсон прав? Наберите воздуха и, попробуйте, не дышать. (Дети пробуют и делают выводы)

Воспитатель: а теперь, Карлсон ты сделай тоже. Мы с ребятами будем считать, сколько Карлсон сможет не дышать. (Дети считают.)

Карлсон: ой, ой, ой! Лучше я буду дышать. Значит, без воздуха действительно невозможно жить.

ВЫВОД:

Воспитатель: да, человеку нужен воздух! А кому ещё нужен воздух? (ответы детей)

Да, людям, животным, рыбам, растениям.

Воспитатель: А как вы думаете, в помещении детского сада есть воздух? (ответы детей).

- Чтобы это увидеть и доказать мы превратимся в учёных и отправимся в лабораторию. Ребята, а вы же знаете, что такое лаборатория?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: лаборатория-это помещение, где работают учёные, которые ставят опыты и эксперименты исследуя их. Но прежде, чем мы опять окажемся в лаборатории, нам нужно вспомнить правило поведения: сидеть тихо, не вертеться, руками без разрешения ничего не трогать. Готовы! Вместе со мной произносим слова: вокруг себя мы повернёмся раз, два, три, вперёд немножечко пройдёмся раз, два, три глаза ладошками прикроем и в лаборатории окажемся.

Воспитатель: вот мы и в лаборатории. Проходите и садитесь на места. Сейчас мы с ребятами поговорим о воздухе.

Карлсон: О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздуха! А вы, ребята, видите воздух?

Дети: Нет, не видим!

Карлсон: Вот-вот не видите! Значит, его и нет вовсе!

Воспитатель: Погоди, погоди, Карлсон! Мы тоже воздух не видим, но знаем, что он всегда вокруг нас!

Карлсон: Ой, всё- то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!

Воспитатель: Ребята, давайте докажем, что воздух всё-таки есть. Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Дети: Да.

Опыт 2. «Поймай воздух в пакет»

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: Он пустой.

Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А мы его видим?

Дети: Нет

Воспитатель: Значит какой воздух?

Дети: невидимый.

Воспитатель: А какого цвета воздух?

Дети: бесцветный, прозрачный.

Воспитатель: Теперь пакет раскрутим и выпустим из него воздух.

Воспитатель: Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха.

ВЫВОД:

Воспитатель: Воздух прозрачный, бесцветный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли поймать воздух и закрыть его в пакете, а потом выпустили.

Карлсон: Это очень интересно! А я тоже могу делать опыты! Я умею взвешивать воздух. Вы знаете чем взвешивают?

Дети: весами.

Опыт 3. «Весы»

Карлсон: правильно! У меня есть весы и два шара, в которые я накачал воздух. Какого цвета шары? Какой шар прокалываем левый или правый? (Весы стоят ровно. Прокалывает один шар--весы опускаются). Почему?

Дети: он тяжелый- в нем остался воздух, а в другом- воздуха нет.

Карлсон: молодцы! Значит воздух можно взвесить (трет глаза).

Воспитатель: Карлсон, что случилось? Почему ты трешь глаза?

Карлсон: У меня устали глаза.

Воспитатель: чтобы глазки не уставали надо сделать гимнастику для глаз.

(под музыку все делают гимнастику).

Карлсон: Ой, что-то мне стало жарко!

Воспитатель: Ребята, что надо сделать, чтобы остудить Карлсона?

Дети: подуть на Карлсона ветерком!

Воспитатель: на тебя сейчас ветерком мы подуем и тебе станет легче. Дети, возьмите вееры и помашите на Карлсона.

Опыт 4.«Игра с веерами» (дети машут на Карлсона).

Воспитатель: Что ты чувствуешь?

Карлсон: Приятный, легкий ветерок!

Карлсон: спасибо! Вы меня остудили! А вам не жарко? (Машет на ребят веером, дети разбегаются и садятся на места).

Воспитатель: Ребята, что такое ветер?

Дети: Это движение воздуха.

Воспитатель: ребята, а каким бывает ветер?

Дети: сильный, слабый, легкий ветерок.

Воспитатель: ветер может двигать разные предметы.

Дети: мы это видели, когда ветер срывал листья с деревьев, поднимал пыль, пустые кульки и т. д.

Карлсон: и я это видел! Я тоже могу делать ветер и двигать предметы!

Опыт 5. Игра-соревнование «Сдуй снежинки с дорожки»

(две команды, две бумажные дорожки, усыпанные снежинками. Дети, при помощи трубочек, должны сдуть все снежинки с дорожки).

Воспитатель: сейчас я покажу опыт, который называется «Летающий шар - ракета».

Опыт 6.

(Надуть шар-«колбаску» прищепкой закрепить конец, клейкой лентой приклеить к боку трубочку для коктейля, в трубочку продеть длинную толстую нитку. Нитку натянуть).

Воспитатель: у нас две ракеты. Какого цвета ракеты? Где они находятся? (одна с лева, другая с права). Одну ракету запустит Карлсон, другую я! Ракеты готовы к полету! Считаем: раз, два, три ракета лети (снять прищепки).

Дети: УРА! Ракеты полетели! Какого цвета ракета прилетела первая?

Воспитатель: Вам понравилась работа в нашей лаборатории? Что мы делали? Видели? Что узнали о воздухе в нашей лаборатории? (ответы детей). Ну что, ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Готовы! Вместе со мной произносим слова: вокруг себя мы повернёмся раз, два, три, вперёд немножечко пройдёмся раз, два, три, глаза ладошками прикроем раз, два, три и в детском саду окажемся.

Воспитатель: А куда наш Карлсон исчез?

Карлсон: Я тут! (Дует шар) Я надувал воздухом шарики и хочу подарить их всем ребятам, которые помогли мне понять, что такое воздух. Спасибо вам ребята!

Пойду, теперь расскажу Малышу всё, что сегодня узнал! (Раздаёт шарики детям)

Дети: До свидания!

Воспитатель: Молодцы! Мне тоже сегодня очень понравилось наше занятие. Давайте попрощаемся с гостями!

САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГА:

Для проведения занятия я ставила задачи :

Образовательные:

o учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов;

o подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;

o дать представление о том, воздух обладает свойствами (невидим, прозрачный, не имеет запаха, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;

o способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

o способствовать формированию у детей познавательного интереса;

o -бобщить, закрепить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

Развивающие:

o развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;

o память, речь, интерес к познавательной деятельности; зрительное и слуховое восприятие.

Воспитательные:

o воспитывать интерес любознательность, позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Была проведена предварительная работа:

o наблюдения за ветром;

o изготовление детьми корабликов с парусами, вееров.

При планировании занятия учитывала особенности своих детей. Так как дети с нарушением зрения, НОД старалась организовывать в форме перемещения детей в пространстве группы, используя игровые приемы, гимнастику для глаз. Поставленные мной задачи были решены.

Анализируя деятельность детей можно сделать вывод, что дети справились с заданиями. В процессе работы проявляли интерес, любознательность, эмоционально реагировали, с желанием выполняли все действия, используя все свои знания и навыки. Занятие им пришлось по душе. После занятия на прогулке с удовольствием пускали мыльные пузыри. И в процессе дальнейшей работы с детьми опыты стали самым интересным занятием детей.

Публикации по теме:

Фотоотчет о НОД-исследовании «Узнай все о себе, воздушный шарик» (семинар «Экспериментальная деятельность дошкольников»)Фотоотчет о НОД-исследовании «Узнай все о себе, воздушный шарик» (семинар «Экспериментальная деятельность дошкольников») Цель:развивать творческую исследовательскую активность дошкольников в процессе детского экспериментирования;познакомить детей с качествами.

Развитие зрительного восприятия в процессе игры на индивидуальных занятияхРазвитие зрительного восприятия в процессе игры на индивидуальных занятиях В процессе игровой деятельности ребёнок с нарушением зрения активно познает окружающий мир. Дети упражняют сохранные анализаторы, развивают.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в средней группе «Воздух вокруг нас!»
Опубликовано: 4 февраля 2015 в 19:34
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД