Лучший педагог года

Конспект открытого занятия «Русский быт» в старшей группе

Людмила Бадина
Конспект открытого занятия «Русский быт» в старшей группе

Вид: комплексное

Описание материала: конспект непосредственно образовательной деятельности на тему «Русская изба» для детей средней группы. Данный материал может быть полезен воспитателям. Это конспект познавательного занятия, направленного на знакомство детей с культурой русского народа.

Публикация «Конспект открытого занятия „Русский быт“ в старшей группе» размещена в разделах

Цель: формирование интереса детей дошкольного возраста к малым формам фольклора, как богатейшего источника познавательного и нравственного развития детей.

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с русской избой с предметами русского быта (печь, лавка, прялка, рушник, сундук). Познакомить детей с русскими народными играми, пословицами, поговорками.

Развивающие: социально-коммуникативные умения с помощью народных игр.

Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей Родине, уважение к истории русского народа и его традициям.

Материалы и оборудование:

Предметы домашнего обихода: печь, лавка, самовар, дорожка, скатерть, деревянная посуда, туесок, корзина, бочонок, рушник, сундук, лапти. Русский народный костюм, запись русских народных песен. Материалы для работы с тестом.

Атрибуты к народным играм: платочки красного и желтого цветов. Баранки.

Ход

Ребята, давайте отправимся в путешествие в прошлое, и поможет нам в этом волшебный клубочек. Скажем волшебные слова:

Ты катись, катись, клубок,

С овражка на мосток.

Только сильно не спеши,

Путь-дорожку укажи.

Клубочек катиться – а дети идут следом за ним. Попадают в русскую избу

(Звучит музыка «А в доме горит огонек». Дети входят. Воспитатель встречает детей).

Воспитатель:

Ой вы гости дорогие,

Все нарядные, какие,

Здравствуйте, добры молодцы,

Здравствуйте, красны девицы!

С порога поспешите,

В избу проходите.

Ребята, каждый день люди при встрече, говорят друг другу, здравствуйте. Это слово от слова «здравие», «здоровье», т. е. мы желаем человеку быть здоровым, не болеть.

Это пожелание доброе или злое? (ответы детей).

Доброе, поэтому слово «здравствуйте», надо говорить ласково, приветливо, глядя в лицо тому человеку с кем здороваешься.

Ребята, слово «здравствуйте», появилось в далеком прошлом, а вы хотите посмотреть как жили люди давным-давно, когда еще не было ваших пап, мам и даже бабушек и дедушек?

Я приглашаю вас к себе в гости.

(дети проходят)

Ребята, а вы знаете, что такое изба? (Это дом построенный из дерева).

Проходите в горницу.

Посмотрите, в моей горнице (так раньше называли комнату, все деревянное: стол, лавки, посуда.

(воспитатель показывает горницу)

Столы в избах были большие, а рядом простые длинные скамейки, т. к. стульев еще не было. Мебель была самодельная и очень простая. Лавки, где спали, сундук для вещей, скамейки для сидения за столом.

Вечерами люди собирались в большой избе, где пели песни, водили хороводы, рассказывали сказки, рукодельничали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти и корзины. Такие вечера назывались посиделками.

Посреди горницы ставили печь. О ней говорили «Без печи и изба не изба». Печь – это сердце дома. Она служила источником тепла и света. Даже загадка о ней есть: «Чего из избы не вытащишь?». Складывали печь из кирпичей и обмазывали глиной, а клал печь печник.

Давайте подумаем, почему печь в избе самая главная? Где в горнице пищу приготовить? Конечно же в печи! Печка – это деревенская кормилица. В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб и пироги.

А может и нам баранки испечь?

Да вот печь надо разжечь,

Тесто надо замесить

Да баранки надо накрутить.

Будьте добре, подсобите,

В моем деле помогите.

Давайте печь растопим,

Что там у нас посмотрим?

Подбросим дров. Прекрасно!

Эх, гори, гори ясно!

Много работали наши предки, уставали, а отдохнуть им помогала веселая игра.

Что-то народ не весел

Низко голову повесил

Знаю я, нужна игра -

Распотешиться пора.

Я предлагаю вам немного поиграть.

(игра «Гори, гори ясно». Описание: участники становятся в круг держа в руках красные и желтые платочки, и говорят слова выполняя движения.)

Гори, гори ясно (руки с платочками вперед, взмахи в верх, в вниз)

Чтобы не погасло (присесть руки в низ)

Глянь на небо, (встать. Пройти в центр, руки вверх помахать, отойти)

Птички летят, (взмахи руками в стороны вверх, вниз)

Колокольчики звенят. (руки вниз взмахи вправо, влево)

(обратить внимание на огонь в печи)

Подойдите к столу гости дорогие,

Посмотрите здесь чаши какие,

Да непростые,

Все деревянные, расписные.

Ребята, посмотрите, что стоит на столе. Это посуда, которой пользовались люди в старину. Сделана она из дерева, из глины. Туесок-это небольшая берестяная коробка. Делали его, как вы думаете, из какого дерева? (Березы). В них хранили продукты. Бочонок в нем хранили квас. А вот различные чаши: для молока, для меда. Все это называется «кухонная утварь» (воспитатель показывает посуду, дети смотрят, берут в руки). В ней готовили еду. Ложки тоже были деревянные. В крестьянской семье у каждого члена была своя ложка, даже в гости ходили со своей деревянной ложкой. На Руси сложили поговорку: «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложками не только ели, на них еще можно было играть (дети пробуют играть на ложках).

Ну что ж, печь мы затопили

Да тесто еще не замесили,

С тестом разберемся

Да за бараночки возьмемся.

А что для теста нам понадобиться?

( дети перечисляют продукты: яйца, мука, вода, соль, дрожжи. Воспитатель показывает перечисляемые продукты детям, доставая из большой чаши, которая стоит на столе прикрытая рушником)

Все продукты мы приготовили. Теперь нам надо замесить тесто.

Пальчиковая гимнастика «Месим тесто»

Тесто мнем, мнем, мнем (руками имитируем процесс вымешивания теста)

Тесто жмем, жмем, жмем (энергично сжимаем и разжимаем пальцы)

И баранки испечем (выполняем движения как будто лепим снежки)

Посмотрите, какое хорошее тесто у нас получилось!

Тесто наше отдохнуло,

К ручкам нашим все прильнуло,

И сейчас нам нужно,

Вылепить баранки дружно.

Ребята, для того, чтобы сделать баранку, нужно взять кусочек теста, раскатать между ладошек, и соединить оба конца, так, чтобы получилось колечко.

(дети лепят баранки, воспитатель готовые ставит в печь)

Молодцы! Красивые баранки у вас получились, а пока они пекутся присаживайтесь на лавки.

Ребята, посмотрите какая необычная дорожка.

Вот такие половицы,

Ткали раньше мастерицы,

А станок им помогал,

Тяжелый труд он облегчал.

(дети рассматривают дорожку)

А теперь отгадайте загадку:

Что за барыня такая?

В гребень шерсть она берет,

Тонкой ниточкой пушистой

Деткам пряжу отдает. (прялка)

Зимними долгими вечерами хозяйка пряла на ней нитки, а из ниток вязали или ткали полотно, шили одежду.

Где хозяйки хранили одежду? (в сундуке) (рассматриваем сундук).

Давайте в него заглянем. ( воспитатель достает: шкатулку, плетеную корзину, лапти, рушник, веретено) (рассматриваем, обсуждаем).

Посмотрите, какая красивая одежда? Скажите, как она называется? (рубаха, сарафан, кокошник) (рассматриваем одежду.

А гладили одежду утюгом, который раньше грели на печи. Он был очень тяжелый.

А теперь отгадайте загадку:

И шипит, и кряхтит

Воду быстро кипятит, он наелся угольков,

Вот для нас и чай готов,

Кран на брюхе открывает, кипяточек наливает (самовар)

А к чаю подавали баранки, давайте посмотри, готовы ли наши баранки?

Ребята, а как вы думаете чем можно достать из печи горячий горшочек или чугунок с баранками?

Здесь был нужен другой помощник и я сейчас про него загадаю загадку:

Не бык, а бадает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдает,

А сам потом в угол идет. (ухват)

Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки или чугунки со щами и вкусной кашей.

А мы достанем с вами тарелочку с нашими баранками.

(воспитатель достает из печи настоящие баранки и раздает детям)

Вот они с пылу, с жару из печи, все румяны, горячи.

Итог

Понравилось вам у меня в гостях?

Как называется дом, в котором я живу? (изба)

Как называется комната, в которой я вас принимала? (горница)

Что было самым главным в избе? (печь)

Хвалю и благодарю детей за хорошую работу и желаю вам не забывать свои истоки. Мальчикам расти настоящими, сильными защитниками своей Родины, а девочкам – учиться хранить домашний очаг, расти добрыми хозяюшками. Всего вам доброго.

Публикации по теме:

Конспект ООД в старшей группе по познавательному развитию «Русский народный костюм» Конспект ООД в старшей группе по познавательному развитию на тему: «Русский народный костюм» Цель: Приобщать детей к национальной культуре.

Конспект открытого итогового занятия по математике в старшей группе Задачи: 1. Закреплять порядковый счет от 1 до 10. Различать вопросы «Сколько, который, какой». Упражнять в счете звуков, в счете на ощупь.

Конспект открытого занятия «Осеннее настроение» в старшей группе Конспект открытого занятия «Осеннее настроение» в старшей группе. В области «Художественно - музыкально эстетическое развитие» Подготовила.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе Программное содержание: расширять и углублять представления детей о насекомых, об их существенных признаках; совершенствовать грамматический.

Конспект открытого занятия по рисованию в старшей группе «Лиса» Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой изображения «печать смятой бумагой». Учить отображать в рисунке облик животного наиболее.

Конспект открытого занятия в старшей группе «Наш родной город Пудож»Конспект открытого занятия в старшей группе «Наш родной город Пудож» Составила воспитатель МКДОУ детский сад №1 города Пудож Республики Карелия Санькова Валентина Михайловна Цель: Формирование у детей чувства.

Конспект открытого занятия в старшей группе «Мой родной Башкортостан» Программное содержание. Расширять представления детей о родной стране, о Республике Башкортостан, столица - город Уфа, многонациональная.

Конспект открытого занятия в старшей группе «Рождество Христово» Программное содержание: Обучающая: Познакомить детей с историей возникновения великого православного праздника; дать представление о его.

Конспект открытого занятия в старшей группе «Осень золотая»Конспект открытого занятия в старшей группе «Осень золотая» Конспект открытого занятия «Осень Золотая» Образовательные области: Художественно- эстетическое развитие; познавательное развитие, речевое.

Конспект открытого занятия в старшей группе «Облака»Конспект открытого занятия в старшей группе «Облака» онспект открытого занятия в старшей группе по теме: «Облака». Воспитатель Сайтакова Ильмира Искэндаровна. Доминирующая образовательная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия «Русский быт» в старшей группе
Опубликовано: 24 января 2017 в 16:39
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД