Получи документы

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию «Животный мир полярных районов» в старшей группе (6 фото)

Ольга Муравьева
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию «Животный мир полярных районов» в старшей группе

Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Задачи: закрепить знания детей старшей группы о жизни животных полярных районов; воспитывать любовь к природе, интерес и стремление изучать природу; формировать понимание, что для сохранения природы ее нужно беречь.

Публикация «Конспект занятия по познавательно-речевому развитию „Животный мир полярных районов“ в старшей группе» размещена в разделах

Материалы и оборудование: глобус, картинки с изображением полярных районов и животных, обитающих там; контурное изображение животных Арктики, следы, льдина.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас гости. Давайте встанем все в большой, дружный круг и поприветствуем гостей и друг друга.

Элементы театрализации вхождение в занятие

В хоровод мы дружный встанем,

Руки дружбы мы протянем.

Здравствуй день! Здравствуй друг!

Всех приветствуем вокруг!

1. Введение игрового момента

А сейчас давайте прослушаем песню которую я для вас приготовила.

Включить отрывок музыкальной композиции

Где-то на белом свете,

Там где всегда мороз,

Трутся спиной медведи

О земную ось.

Мимо плывут столетья,

Спят подо льдом моря,

Трутся об ось медведи,

Вертится Земля.

Мы отправимся с вами туда,

Где царство холода, снега и льда!

Ребята о чем поется в нашей песни?

(Ответы детей)

Воспитатель: Правильно и как вы уже догадались мы с вами отправимся сегодня за полярный круг. А на чем же мы с вами можем туда добраться?

(Ответы детей вертолет, ледокол)

Воспитатель: А я вам сегодня предлагаю отправиться в нашу научную экспедицию на льдине. Прошу вас занять свои места. Путь нам предстоит долгий, поэтому давайте рассмотрим место куда же мы с вами плывем.

(Демонстрация картинок с изображением полярных районов)

Воспитатель: На противоположных полюсах земного шара лежат пустынные, покрытые снегом и льдом, полярные области : Антарктика на крайнем юге, Арктика – на севере. Полгода в этих краях солнце не появляется на небе. Другие полгода оно не заходит за горизонт, однако его лучи слабы и почти не греют. Самое холодное место планеты – Антарктида, закованный в лед материк на Южном полюсе. Но наш путь сегодня лежит в Арктику.

Арктика – это зона островов, около Северного полюса. Климат этой полярной области очень разнообразен. Холодные порывистые ветра гуляют по безмолвным снежным просторам. Здесь долгая холодная зима и короткое холодное лето, поэтом растительность бедная: мхи, лишайники, карликовые березы, полярные ивы. Белыми пустынями называют огромное пространство севера, где только льды да снега. Но к этим условиям приспособились обитатели севера. Слово «Арктика» в переводе означает «медведь».

- Как вы думаете, почему так назвали этот край? (Ответы детей).

- Правильно. Арктика – это владение белого полярного медведя.

А сейчас давайте немного отдохнем и разомнемся, ведь путь дальний.

Физминутка «Северный полюс»

Дуют ветры ледяные, Помахать руками

Горы снежные, крутые. Поднять руки вверх, встать на цыпочки

Там о лете не слыхали, Приставить руку к уху, наклониться

Там согреешься едва ли. Обнять себя и попрыгать

Он не мал и не велик, Развести руки в стороны и свести

Этот снежный материк. Хлопать в ладоши.

Воспитатель: Вот мы и приплыли, ребята выходи скорее на берег. Смотрите, впереди нас следы медведя предлагаю быть первыми исследователями и проследовать по ним. (Идем по следам)

Воспитатель: Смотрите, какая тут чудесная полянка давайте ненадолго сядем и отдохнем. А пока мы отдыхаем я вам загадаю загадки.

1) Не гнездиться, не летает,

В Антарктиде обитает

Средь заснеженных равнин

Мореплаватель.

(Пингвин) показываем иллюстрацию

Воспитатель: Молодцы загадку отгадали. И что же мы знаем про пингвина?

Ответы детей: Пингвины хоть и птицы, а не летают. Крылья им нужны для того, чтобы грести под водой. Гнёзда для птенцов пингвины не делают - негде и не из чего. Но ведь на снегу яйцо тоже нельзя отложить - замерзнет пингвинёнок! Мама - пингвиниха снесёт яйцо, а пингвину- папе приходится держать его на лапах и согревать собственным пухом.

Он на севере живёт,

Громким голосом ревёт,

В цирке мяч ловить не лень -

Там работает.

(Тюлень) показываем иллюстрацию

Воспитатель: И что же мы знаем про это животное?

Ответы детей: Тюлень питается рыбой. Он прекрасный пловец и ныряльщик. Вместо ног у него ласты. Вынырнет тюлень, наберет воздуху и снова в воду. А зимой, когда вода быстро замерзает, тюленю приходится пробивать лёд головой. Иначе задохнуться можно. Детёныши у тюленя совсем белые. Их так и называют - бельки.

Они на холоде лежат,

Но от стужи не дрожат.

Пусть ветер и вода свежи,

Но на пляж идут.

(Моржа) показываем иллюстрацию

Воспитатель: И что же мы знаем про это животное?

Ответы детей: Морж — это самый ближайший родственник тюленей. Ко всему прочему это животное имеет мощные клыки, которые он использует в боях и чтобы выбраться на лед для отдыха. Они нужны ему для того, чтобы раскапывать морское дно и таким образом добывать себе моллюсков, служащих ему основной пищей.

Обитает он во льдах,

В приполярных областях.

В полушарии Северном

Он живёт намеренно.

Потому что толстой шкуре

Не страшны ни снег, ни бури,

Крупный хищник, белый мех,

Запугал тюленей всех.

(Белый медведь) показываем иллюстрацию

Воспитатель: И что же мы знаем про это животное?

Ответы детей: Все животные Арктики боятся, а значит и уважают белого медведя. Это самый крупный сухопутный хищник. Он нападает на тюленей, нерп, моржей. Белый медведь прекрасно плавает, ныряет, быстро бегает. Он часами может лежать возле лунки во льду, выжидая, когда вынырнет за порцией воздуха тюлень. В середине зимы в заснеженных берлогах у них рождаются детеныши. Мать кормит их своим молоком, а сама ничего не ест, пока не потеплеет настолько, что она может выйти на охоту. Летом питаются медведи травой, лишайниками, черникой. Он является самым грозным и опасным хищником арктических земель, на них никто не нападает.

Он на севере живёт.

Снежный наст копытом бьёт,

Из-под снега корм добудет.

Снег поест - вот так он пьёт.

(Северный олень) показываем иллюстрацию

Воспитатель: И что же мы знаем про это животное?

Ответы детей: Живёт олень в холодной тундре, питается оленьим мохом, и чувствует себя вполне уютно в арктическом регионе. Северный олень заселяет также и многие острова огромного холодного водоёма. У северного оленя очень широкие копыта. Благодаря им, он легко разрывает зимой снег и добирается до жухлой растительности, прячущейся под снежной шубой.

Воспитатель: Ой какие вы молодцы все мои загадки разгадали. Но что то я уже замерзла, нам надо немного согреться и подвигаться. Давай поиграем.

Речевая игра с движением «Снеговик»

Раз – рука, два – рука (Дети вытягивают руки вперед)

Лепим мы снеговика. (Лепят руками)

Три – четыре, три – четыре (Идут по кругу)

Нарисуем нос пошире. (Рисуют круг)

Пять – найдем морковь для носа (Сужают круг)

Угольки найдем для глаз. (Расширяют круг)

Шесть – наденем шляпу косо (Выполняют «пружинку»)

Пусть смеется он у нас.

Семь и восемь, семь и восемь (Выставляют ногу на пятку)

Мы сплясать его попросим.

Девять – десять – снеговик (Хлопают в ладоши)

Через голову – кувырк… (Кружатся дробным шагом)

Воспитатель: Вот мы с вами и согрелись. А сейчас давайте познакомимся с народностями, проживающими на Севере.

Воспитатель: (показ иллюстрации)На Крайнем Севере живут чукчи, ненцы, коми. Посмотрите на этих мужественных людей. Они живут в очень тяжёлых природных условиях, но ни за что не променяют свою землю на какую-то другую. Потому что Крайний Север - это их родной дом, малая родина, которую они любят всем сердцем. Посёлки на Крайнем Севере небольшие, там расположены школы, детские сады, больницы, магазины. А вот живут чукчи в тундре. Как же дети добираются до школы и детского сада?

Ответы детей.

Воспитатель: на оленьей упряжке, на вездеходе в сильную пургу и даже на вертолёте (показ иллюстраций)

Живут чукчи в специальных удобных домах, похожих на палатки, сделанных из оленьих шкур, называются эти дома яранги. (показываем иллюстрацию) Такие дома хорошо защищают от ветра и холода, легко собираются и разбираются. Чукчам это нужно для того, чтобы переезжать с места на место. Ведь их основное занятие - оленеводство. Чукчи разводят оленей и кочуют вместе с ними по тундре. Когда в одном месте мох, который едят олени, заканчивается, чукчи переезжают на новое место.

- Давайте повторим, как называется дом чукчей?

Какие вы молодцы. А теперь я приготовила для вас игру.

Игра «Угадай по контуру?»

Воспитатель предлагает узнать животных по контуру.

Игра «Третий лишний»

Воспитатель: Сейчас послушайте мои слова о животных, одно из трёх слов будет лишнее, вам надо назвать его, объяснив своё решение.

1. Северный олень, белый медведь, воробей

2. Морж, тюлень, заяц.

3. Пингвин, песец, медведь.

Рефлекс

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию «Животный мир полярных районов» в старшей группе

я.

Воспитатель: Вот наше путешествие и подошло к концу и нам нужно возвращаться в нашу группу. Давайте вернемся на льдину и поплывем в наш детский сад.

Воспитатель: А пока мы будем с вами плыть давайте вспомним:.

- Где находится Арктика? (На Северном полюсе.)

- Что вы можете рассказать об Артике? (Там очень холодно, вечная мерзлота, снег, лед, полярная ночь, северное сияние.)

- Кого из животных можно встретить в Арктике? (Полярного волка, северного оленя, белого медведя, моржей, тюленей, полярную сову, песца, нарвала, касатку, белух, китов.)

- Почему эти животные живут в Арктике? (Они питаются рыбой, имеют толстый слой подкожного жира, умеют хорошо плавать, отлично нырять. У многих животных густой белый мех, делает их незаметными на снегу.)

- Какие народы там проживают? (ненцы,чукчи, коми).

- Как называется дом чукчей? (яранга)

Воспитатель: Ну вот мы и вернулись назад в нашу группу. Ну что ребята вам наше путешествие понравилось?

Ответы детей

Фото «Животный мир полярных районов»
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию  в старшей группе - фото
Фото №1 Реализация содержания программы в образовательных областях Познавательное развитие Речевое развитие Социально коммуникативное развитие Фото №2 Задачи закрепить знания детей старшей группы о жизни Фото №3 Животные севера
Публикации по теме:

Конспект НОД «Мы — гагаринцы!» по познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию с детьми старшей группыКонспект НОД «Мы — гагаринцы!» по познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию с детьми старшей группы Цель: формирование у детей целостной картины окружающего мира. Задачи: - продолжать знакомить детей с родным городом, районами города,.

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию «Поможем Буратино. Жанровая живопись» с детьми старшей группыКонспект НОД по познавательно-речевому развитию «Поможем Буратино. Жанровая живопись» с детьми старшей группы Цель: создание условий для приобщения детей к жанровой живописи. Задачи: - формировать интерес детей к живописи, познакомить с жанром.

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского» во второй младшей группеКонспект НОД по познавательно-речевому развитию «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского» во второй младшей группе "Путешествие по сказкам К. И. Чуковского" Цель: выявить и обобщить знания детей по произведениям детского писателя К. И. Чуковского. Программное.

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в старшей группе «Виды транспорта. История возникновения транспорта» Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в старшей группе «Виды транспорта. История возникновения транспорта». Цель: Познакомить.

Конспект открытого занятия по речевому развитию в старшей группе «Сюжетные рассказы о природе» Конспект открытого занятия по речевому развитию в старшей группе Тема: Игра-занятие по развитию речи (сюжетные рассказы о природе) Воспитатель.

Конспект занятия по развитию речи и речевому общению с использованием мнемотаблиц в старшей группе «В гостях у сказки» Задачи: Учить детей рассказывать сказку без помощи воспитателя с использованием мнемотаблиц и иллюстраций. Учить подбирать антонимы. Закрепить.

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию для детей с ОНР «Ходит Осень по дорожкам» Конспект занятия по познавательно - речевому развитию во второй младшей группе для детей с ОНР «Ходит Осень по дорожкам» Фёдорова Инесса.

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию «Устное народное творчество русского народа»Конспект занятия по познавательно-речевому развитию «Устное народное творчество русского народа» Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно-эстетическое развитие».Цель:Развивать.

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в старшей группе. Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» .

Конспект занятия по речевому развитию в форме рассказывания «Наш живой уголок» для старшей группыКонспект занятия по речевому развитию в форме рассказывания «Наш живой уголок» для старшей группы Задачи: воспитывать интерес составлению рассказа самостоятельно; учить детей рассказывать о животных, которые живут у них дома; развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию «Животный мир полярных районов» в старшей группе
Опубликовано: 25 января 2020 в 19:56
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД