Папки-передвижки

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Спасатели природы»

Фролова Ольга
Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Спасатели природы»

Конспект

по экологии

в подготовительной группе на тему :

Форма проведения:

(«Путешествие по карте»)

«Спасатели природы»

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие

Цель: обобщить представления детей о типичных экосистемах

(лес, водоем, пустыня).

Программные задачи:

Публикация «Конспект занятия по экологии в подготовительной группе „Спасатели природы“» размещена в разделах

Развивающие: развивать умение самостоятельно устанавливать взаимосвязи в экосистемах: при исчезновении каких-либо живых организмов в составе сообщества изменяются условия среды, что может привести к гибели других организмов.

Обучающие: закрепить знания детей о правилах поведения в экосистемах.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.

Материал и оборудование: географическая карта России (со знаками «СОС!», набор предметов, необходимых в путешествии (компас, карта, посуда, рюкзак, аптечка, головной убор, резиновые сапоги, сотовый телефон, резиновая лодка, удочка, картины «Лес после пожара», «Загрязненная река», оборудование для «очистки» реки, опилки, пенопласт, мини – панорама «Пустыня», зонт от солнца, бутылочки с водой, куклы (дети Саша и Маша, напоминающие знаки, фотоаппарат, журнал «Путевые заметки»; компьютер, проектор, экран, лэпбук «Берегите природу».

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие физическое.

Виды детской деятельности в НОД: познавательно – исследовательская, игровая, коммуникативная, двигательная, трудовая.

Методы и приё мы:

Наглядный - использование картинок с изображением деревьев, растений, животных, птиц, насекомых, видео.

Словесный – беседа, обсуждение, художественное слово.

Игровой – дидактическая игра «Если бы я был волшебником».

Практические – использование метода наглядных моделей, проведение опытов.

Планируемые результаты: дети будут активно принимать участие в ходе непрерывной образовательной деятельности, уметь формулировать ответы на вопросы педагога, владеть диалогической формой речи, эмоционально реагировать, активно и доброжелательно вести себя в процессе исследовательской, трудовой и коллективной деятельности.

Ход НОД

Воспитатель: Здравствуйте, дорогие друзья! Посмотрите, сколько гостей, давайте поздороваемся с ними. Вместе: Здравствуйте!

Воспитатель: Ключ, который открывает замки в душах людей, - это улыбка. Красиво улыбаться нужно уметь. Сейчас мы подарим друг другу улыбку и хорошее настроение и нашим гостям отправим наши улыбки (дети сдувают с ладошки).

Доброе утро! – Солнцу и птицам.

Доброе утро! – Улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран, что это за знак и написан английскими буквами.

- Кто знает, что обозначает этот знак? (когда терпят бедствие, подают сигнал «СОС!»)

Воспитатель: Ребята, вы помните, вчера мы с вами рассматривали карту. Посмотрите, на карте появились красные значки. Как вы думаете, в каких случаях появляются эти значки.

Дети: Кому-то нужна помощь.

Воспитатель: Ребята, давайте с вами определим по окраске на карте, в каких природных зонах случилась беда.

Дети: В лесу.

Воспитатель: Почему вы думаете, что в лесу?

Дети: Зеленый цвет на карте обозначает лес.

Воспитатель: А еще где?

Дети: На речке

Воспитатель: Почему вы так думаете?

Дети: Она обозначается на карте голубым цветом.

Воспитатель: А где ещё?

Дети: В пустыне.

Воспитатель: Почему вы так думаете?

Дети: Пустыня обозначается мелкими точками на желтоватом фоне.

Воспитатель: Значит, сигналы бедствия поступили из леса с реки и пустыни. Значит, там случилась беда.

Обращает внимание, что на карте так и стоят знаки «sos» и горит красная лампочка! Значит, по - прежнему в нашей помощи нуждаются.

(Звучит видеозапись) Белочка просит помощи.

- От лесного пожара и дыма нечем дышать, дым закрывает солнце, огонь пробирается глубоко в землю и губит корни растений. Почву ничто не держит, её уносит ветер и вода, образуются овраги. Все обитатели леса исчезают, гибнут. Помогите. SOS).

Воспитатель спрашивает у детей, вчера мы с вами говорили о том, что поедим в спасательную экспедицию. Но прежде, чем отправиться в экспедицию, нужно хорошо подготовиться, ведь путешествие может быть опасным.

Дидактическая игра «Что возьмём с собой в поход?» (воспитатель по очереди называет природную зону, в которую они поедут, а дети перечисляют предметы, которые им могут пригодиться: лес – резиновые сапоги, головной убор, компас; река – лодка, резиновые сапоги, компас, посуда, аптечка; пустыня – вода, головные уборы, солнцезащитные очки, тенты, аптечка). А ещё мы с собой возьмём наш лэпбук.

Воспитатель: Как же мы сможем туда попасть?

На каком же транспорте можно отправиться? Вы предлагали много вариантов, какой из них мы выберем?

Дети: Самолёт.

Воспитатель предлагает проверить готовность к экспедиции – проверить транспорт, вещи которые они берут с собой, рекомендует взять с собой фотоаппарат для фиксации увиденного и выпуска по возвращению назад журнала «Путевые заметки».

Уточняет цель поездки. (Ответы детей.) Цель экспедиции: оказание помощи терпящим бедствие в разных уголках земли.

Воспитатель: Рюкзак собран, все готовы? Тогда отправляемся в путь!

Дети: Да! (Дети садятся в своё транспортное средство и «перемещаются» к месту первой остановки).

Физкультминутка «Самолет»

(Дети и изображают, как они летят на самолёте)

Самолет загудел.

Самолет полетел.

Правое крыло – вперед,

Левое крыло – вперед,

А теперь пора спускаться,

На посадку приземляться.

Первая остановка в лесу. (Подходят к картине «Лес после пожара»)

Воспитатель: Ребята, мы прибыли в лес. Как вы думаете, что здесь произошло? Дети: Лес терпит бедствие и просит помощи, потому что от пожара и дыма нечем дышать, все обитатели леса исчезают, гибнут.

Воспитатель: Почему это могло произойти? (Люди в лесу разожгли костёр и случился пожар).

Воспитатель: Послушайте, как плачет лес. (Дети слушают). Вика A читает стихотворение «Плач леса».

Воспитатель: Ребята, почему после пожара лес умирает?

Дети: Погибли растения, негде жить и нечем питаться животным, птицам, насекомым. Погибшие растения не выделяют кислород, воздух становится неживым, это вредит здоровью людей.

Воспитатель: - Ребята, как можно это исправить?

Дети: Посадить новые растения (деревья, кусты, травы).

Дети отбирают картинки с изображением растений леса из лэпбука.

В: Ребята. Давайте построим экологическую цепочку «Что сначала, что потом» (все вместе).

Выросла трава – появились насекомые, наземные мелкие животные (бабочки, муравьи, кузнечики, мыши, зайцы, ежи, пчёлы); выросли кустарники – появились насекомоядные птицы; выросли деревья – вернулись звери и птицы, живущие на них, появились хищники и т. д. Дети выстраивают цепочки, используя картинки – карточки.

Воспитатель: Для рождения нового леса нужно очень много времени. Давайте представим, что мы превратились в волшебников и каждый из вас должен подарить лесу подарок.

Дидактическая игра «Если бы я был волшебником»

(Дети по очереди дарят лесу подарки, объясняя их значение).

1. Лес, я дарю тебе солнышко, пусть оно ярко светит и согревает тебя.

2. Лес, я дарю тебе дождик, пусть он напоит всех твоих жителей.

3. Лес, я дарю тебе траву, чтобы смогли вернуться насекомые и животные.

4. Лес, я дарю тебе деревья, чтобы вернулись птицы.

5. Лес, я дарю тебе цветы, пусть они тебя украшают.

6. Лес, я дарю тебе зверей, ведь ты для них – дом.

7. Лес, я дарю тебе птиц, чтобы они радовали тебя своим пением.

8. Лес, я дарю тебе насекомых, чтобы они украсили тебя своим ярким нарядом.

9. Лес, я дарю тебе ягоды и грибы ведь ими питаются птицы и животные.

- Ребята, мы совершили чудо, и сгоревший лес на нашей картине стал живым и цветущим. Сегодня мы спасли лес на рисунке, но мы обязаны делать это и в жизни.

Чтобы в лесу не случилось никаких бед, что нужно соблюдать? (Правила поведения в природе). Молодцы!

Воспитатель: Давайте вспомним правила поведения в лесу. (Лэпбук)

В: 1) О каком правиле говорит эта картинка?

Дети: Береги лес от пожара

В: 2) Посмотрите на эту картинку. Что означает этот знак?

Дети: Не разжигай костров около деревьев.

В: Скажите, пожалуйста, что означает следующая картинка?

Дети: Уходя из леса, потуши костер.

Воспитатель: А для напоминания всем о правилах поведения в лесу оставим свои напоминающие знаки: «Береги лес от пожара», «Не разжигай костров у деревьев», «Уходя из леса, потуши костёр». (Дети развешивают знаки). Воспитатель: Молодцы! Нам пора отправляться дальше, в зону рек и водоемов.

(Звучит видеозапись) «Рыбка в воде» просит помощи.

(Дети садятся в свой транспорт и «перемещаются» к месту следующей остановки.)

Физкультминутка (тоже самое) «Самолёт»

Вторая остановка: Загрязнённая река

Воспитатель: Ребята посмотрите на экран. (На экране изображение грязной реки).

Воспитатель: Ребята посмотрите на эту реку (начинает медленно лить воду по руслу «реки»). Смотрите, сколько грязи в воде! Показывает, сколько грязи стекает в ёмкость внизу. Как вы думаете, кто сможет выжить в такой грязной воде?

Дети: нет нельзя, в воде находится много мусора, люди отдыхающие на реке не убирают за собой мусор, а кидают его в реку.

Раньше в этой речке водилась рыба, но теперь она куда-то исчезла. Как вы думаете, что случилось? Ответы детей (Из - за загрязнения реки рыбки задыхаются и погибают)

Действительно, из-за загрязнения погибли рыбы и растения в реке. А почему не видно на реке водоплавающих птиц, лягушек, насекомых? Ребята, давайте построим экологическую цепочку исчезновения рыб и растений в реке.

Дети выстраивают цепочку с помощью картинок: водоросли исчезли – нечем питаться рыбам, насекомым, улетели водоплавающие птицы.

Воспитатель: А как человек пострадал от этого?

Дети: Нельзя использовать эту воду для приготовления пищи, для купания и отдыха.

Воспитатель: А как можно исправить положение?

Дети: Нужно по берегам реки посадить защитные лесопосадки, построить очистительные сооружения (Очистить воду от загрязнения).

Практическая часть. (Дети работают под музыку «Лебединая река» (аудиозапись). Эксперимент «Очистка воды»

Воспитатель: Приглашаю всех подойти к столу. Все готовы. Выполнять работу будем вместе со мной. Мы будем фильтровать грязную воду через ватный диск и марлю. (Пустой стакан, вставим в него воронку, а воронку фильтр – диск, переливаем из одного стакана тонкой струйкой в другой стакан до половины).

Ребята, что получилось? (фильтр стал грязный, на нем остались большие маленькие кусочки грязи). А вода стала чище?

Дети: (да.)

Воспитатель: Фильтр не пропустил мелкий мусор и грязь.

Да действительно наша вода стала более чистой. Хотя она не достаточно прозрачная, но для речных жителей она подходит.

Воспитатель: Молодцы! Хорошо потрудились, очистили воду в реке! Мы с вами через маленький фильтр очищали воду, а есть большие специальные фильтры, которые очищают воду, текущую в речку с заводов. Фильтры очищают грязную воду и реки не будут загрязняться.

Давайте вспомним правила поведения на реке?

В: 1) Что обозначает этот знак?

Дети: Не бросай мусор в воду.

В: 2) Посмотрите на картинку и скажите. О каком правиле она говорит?

Дети: Не мой машины в реке.

В: 3) О чем говорит этот знак?

Дети: Не рви водные растения.

Воспитатель: Дети оставим свои напоминающие знаки (Дети развешивают знаки).

Релаксация – (раздается аудиозапись «Шум реки»). Детям предлагается лечь и отдохнуть, послушать шум реки.

Воспитатель: Попрощаемся с нашей речкой, нас ждут ещё в одном месте, мы ещё должны кому – то помочь.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на карту, где ещё стоит значок «sos». Это – ПУСТЫНЯ. Я думаю, что нам будет трудно, ведь там очень жарко, нет воды. Перед детьми макет «Пустыня» - на желтом фоне несколько растений: кактус, саксаул, верблюжья колючка. На песке лежат дети «куклы» с закрытыми глазами, около них засохшие деревья (ветки) : берёзы, ели, сосны.

Воспитатель: Посмотрите здесь дети! Похоже им очень плохо! Ребята, у них самый настоящий солнечный удар, нужно им скорее помочь! Что будем делать? (Дети укладывают кукол в тень (под зонтик, головы поднимают как можно выше, обмахивают их, дают воды, спрыскивают водой, кладут компресс на голову.)

Воспитатель: Им уже лучше. Ну - ка рассказывайте, что с вами произошло? Это вы звали на помощь?

Аудиозапись голос детей.

Дети. Нас зовут Саша и Маша. Мы рассматривали книгу о пустыне, и нам стало жалко тех, кто здесь живёт. У них нет совсем зелени, нет деревьев – скучно! И мы решили порадовать жителей. Взяли саженцы разных деревьев и приехали сюда, что бы посадить их. Но тут так жарко, нам стало страшно. И мы послали сигнал «sos». Почему- то у нас ничего не вышло….

Воспитатель: А вот ребята вам сейчас объяснят, в чём ваша ошибка.

Почему в пустыне не будут расти деревья из леса? (Они для этого не приспособлены).

Все растения пустынь приспособились к жизни в таких условиях – у них очень длинные корни, чтобы достать воду из глубины, листьев нет, вместо них толстые веточки, в которых хранится влага и не испаряется на солнце. У деревьев леса корни не такие большие и воду им не достать, да и испарится она очень быстро через листья, и дерево засохнет.

Воспитатель: Саша и Маша не подумали хорошенько перед тем, как ехать в пустыню. Нельзя было так рисковать. Они не только погубили деревья, но и сами чуть не погибли. Давайте, ребята, заберём их отсюда и вернёмся с ними в детский сад и вызовем врача.

Дети возвращаются в детский сад. Педагог предлагает им отдохнуть после дальней дороги и рассказать о своих приключениях, о том, какие добрые поступки они совершили, кому помогли и зарисовать свои впечатления от экспедиции, а затем составить журнал «Путевые заметки».

Рефлексия

- Ребята, что вам больше всего понравилось, запомнилось сегодня?

- Каждый из вас много потрудился, очень старался, был внимательным.

Детям торжественно вручают удостоверения «Юный спасатель»

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия по экологии «Чудеса природы» в подготовительной группе Конспект открытого занятия по экологии «Чудеса природы» в подготовительной группе. Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие.

Конспект интегрированного занятия по экологии в старшей группе на тему «Жалобная книга природы» Интегрированное занятие по экологии в старшей группе «Жалобная книга природы» Цель: Расширять представления детей о предметах и явлениях.

Конспект квест-занятия по экологии для детей подготовительной группы «Знатоки природы» Предварительная работа: Беседы на темы: «Лес и его обитатели», «Красная книга», «Правила поведения в природе», «Что такое природа?» и т. д.

Конспект открытого интегрированного занятия по экологии в старшей группе «Друзья природы» Цель: - Воспитывать бережное отношение к окружающей нас природе. Задачи: Образовательные: - Закрепить знания о воде, познакомить со свойством.

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Друзья природы» Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Друзья природы» Подготовила воспитатель: Апарина А. В Программное содержание: расширять,.

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «В гости в Царство Природы» Цель:1. Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе 2. Развивать, смекалку и сообразительность детей, их.

Конспект занятия-викторины по экологии «Мы — друзья природы» в подготовительной группе Конспект занятия-викторины по экологии «Мы – друзья природы» в подготовительной группе. Цель: Систематизировать представления детей о многообразии.

НОД по экологии в подготовительной группе «В гостях у Феи Природы» НОД по экологии в подготовительной группе «В гостях у Феи Природы» Цель: • Познакомить детей со способами очистки воды при помощи различных.

Викторина по экологии в подготовительной группе «Знатоки природы»Викторина по экологии в подготовительной группе «Знатоки природы»   Цель: - развивать память, быстроту реакции, сообразительность, находчивость, логическое мышление, - воспитывать чувство товарищества,.

Занятие по экологии в подготовительной группе «Друзья природы» Занятие по экологии в подготовительной группе по теме: «Друзья природы» Составил: воспитатель Чуборева Л. М. г. Олекминск Цель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Спасатели природы»
Опубликовано: 3 января 2019 в 13:29
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД