Анна Лифанова
Конспект по экологическому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Берегите воду»
Цель: Развивать у детей умение использовать различные способы познавательной деятельности. Развивать образное мышление.
Задачи:
• Закрепить знания детей о свойствах воды.
• Познакомить детей со способами очистки воды.
• Расширять представления детей о значении воды в окружающем мире. О формах её проявления (река, ручей, дождь, море и т. д.).
• Воспитывать бережное отношение к воде.
Оборудование:
2 емкости (в одной чистая вода, в другой – мутная, компьютер или проектор, прозрачные емкости, воронки, фильтровальная бумага, вата, бинт, салфетки, кувшин с фильтром Аквафор или Барьер.
Публикация «Конспект по экологическому развитию для детей старшего дошкольного возраста „Берегите воду“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, мы сегодня начнем занятие с игры. Я включу звуки воды. Но здесь будет и шум дождя, и звуки капель, шум моря и водопада. А мы с вами должны угадать, что это? Если верно отгадали, то на мониторе появляется картинка. (Если дети затрудняются отгадать по звукам, воспитатель загадывает загадки)
Молодцы, ребята, мы справились!
А теперь вспомним уже известное нам стихотворение:
Воспитатель читает стихотворение:
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Вы в пруду её н6айдёте
И в сыром лесном болоте
Путешествует всегда
Наша спутница – вода!
Мы вновь сегодня возвращаемся к воде. Ведь, как сказано в стихотворении: вода – наша спутница всегда.
И давайте вспомним уже известные нам свойства воды. Для этого посмотрим на воду в прозрачном стакане.
Дети перечисляют: Вода бесцветная, не имеет запаха, не имеет вкуса, в воде растворяются многие вещества, не имеет формы, жидкая и текучая. Может переходить в пар и обратно в жидкость.
(если дети забыли какие-то свойства, воспитатель им помогает с помощью наводящих вопросов и показывая опыты).
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте посмотрим в наши емкости. В одной их них вода чистая, а в другой мутная. Скажите, если бы мы запустили сюда рыбок жить. Где рыбкам понравилось бы жить, а где нет и почему?
Дети: В чаше с чистой водой рыбкам бы понравилось. А с мутной нет, потому что там грязная вода.
Воспитатель: А что бы было, если бы из водопроводного крана бежала вот такая мутная вода?
Дети высказывают свои мнения.
Воспитатель: А если бы такая же вода была в речках, озерах, морях?
Дети: Рыбки умрут.
Воспитатель: Если вода будет грязная, то погибнет все живое. Не только рыбки, но и другие животные и даже люди, потому что мы уж говорили с вами, что без воды не может жить ни один живой организм.
Воспитатель показывает на слайде фото, где разлилась по морю нефть в результате аварии танкера.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, что нужно сделать?
Дети: Очистить воду
Воспитатель: А вы знаете как?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: Очистить воду от нефти не так просто. Для этого требуется очень много усилий. Так как нефть растекается быстро и легко, необходимо засыпать это пятно специальным веществом, которое может нефть обволакивать (как будто съедать) и затем это вещество уже вместе с нефтью собирают механическим способом.
А нам для питья какая вода нужна?
Дети: чистая, кипяченая
Воспитатель: Давайте посмотрим на экран компьютера. Для питья человек использует только чистую воду – из родника, колодца, водопровода. Самая чистая вода – это кипяченая. В морях и океанах вода соленая, она не пригодна для питья. В водопровод вода попадает из наших рек, ее качают специальные насосы, потом ее очищают от грязи. Получить чистую воду очень трудно и запасы пресной воды в мире не такие большие. Это нам, ребята, очень повезло. Совсем рядом с нами самый большой запас пресной воды в виде озера Байкал. Поэтому мы должны беречь и наше чудесное и самое красивое озеро в мире и простую водопроводную воду. Сегодня мы с вами будем очищать воду от загрязнений.
Описание опыта:
Берем 2 сосуда с воронкой, в одну воронку кладем специальную фильтровальную бумагу и начинаем переливать грязную воду через воронку в пустой сосуд. Вода бежит чистая, прозрачная.
Воспитатель обращает внимание, что такой специальный фильтр не у всех есть, что же делать тогда. Предлагает вариант из подручных средств.
Берем второй сосуд с воронкой и в воронку кладем бумажную салфетку, вату и слой бинта. И также начинаем переливать грязную воду в пустой сосуд. Вода также бежит чистая и прозрачная.
Воспитатель показывает детям специальные фильтры (Аквафор или Барьер, которые продаются в магазине и также пробуют очистить воду через эти фильтры.
Дети повторяют эксперимент самостоятельно.
Воспитатель: Сейчас мы попробуем еще один опыт по очистке воды. Ведь воду могут попасть и какие-то вредные вещества, которые могут ее закрасить и из прозрачной она может стать любого цвета.
Описание опыта:
Берем сосуд с прозрачной водой и капаем туда несколько капель любого красителя, все тщательно перемешиваем. Вода приобретает цветную окраску. Затем берем таблетки активированного угля и бросаем в стакан с водой, также тщательно перемешиваем и наблюдаем. Вода вновь стала прозрачной. Активированный уголь поглотил наш краситель и очистил воду.
Ребята пробуют проделать опыт самостоятельно.
Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня занимались? Зачем надо беречь воду?
Выслушивает ответы детей.