Папки-передвижки

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Путешествие капельки»

Галина Стрельцова
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Путешествие капельки»

Цель: познакомить детей с круговоротом воды в природе.

Задачи:

Образовательные

- дать представление о воде и ее свойствах;

- обучать навыкам проведения лабораторных опытов;

Развивающие

- развивать наблюдательность;

- совершенствовать внимание, память, логическое мышление;

Воспитательные

- развивать умение работать в группе,

-прививать бережное отношение к воде.

Материалы к занятию: банка с водой, кипятильник, стекло,схема

“Круговорот воды в природе”, музыка для игры “Ходит капелька

по кругу ” (звуки дождя, ручейка, мяч для игры “Хорошо-плохо”,

Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе „Путешествие капельки“» размещена в разделах

капли воды, изготовленные из бумаги, стаканчики с водой, трубочки для коктейля, цветные полоски бумаги, ободки с капельками.

Ход НОД

1. Создание эмоционального настроения.

Собрались все дети в круг.

Я твой друг, и ты – мой друг.

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

2. Загадка

Она и в озере, и в лужице

Она снежинкою над нами

кружится,

Она и в чайнике у нас кипит

Она в реченьке бежит, журчит

(вода)

Воспитатель. Догадались, о чем мы будем сегодня говорить? Мы с вами продолжим разговор о воде. Вы знаете, что вода нужна для жизни животных, растений, человека.

Но всегда ли вода-друг?

Д/И “Вода хорошо - вода плохо”

3. Игровая ситуация

В группу входит девочка в ободке капельки.

Воспитатель: “Ребята, кто это к нам пришел? Ты кто? ”

Девочка: “Я капелька прозрачная, я доченька воды. Куда бы не посмот рели вы, кругом мои следы. На облачке, в фонтанчике, на водопаде с гор. И утром на травинке из капелек узор”.

Воспитатель: “Капелька, а зачем ты к нам пришла?”

Капелька: “Я пришла в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у вас в группе”.

Воспитатель: “Ребята, давайте покажем капельке, где живут ее сестрички в нашей группе, что они делают и какую пользу приносят”.

4. Путешествие-поиск капелек по группе.

Дети идут по группе, делают остановки: в уголке природы, у аквариума, около мойки, в игровом уголке. (Объясняют, для чего здесь нужна вода и приклеивают бумажную капельку).

Зрительная гимнастика.

Капелька на тучке ночевала

А потом по небу кочевала.

По оврагам, по мостам,

По корягам и кустам

(Дети следят глазами за передвижением капельки, приклеенной на указке).

5. А сейчас мы пройдем в нашу лабораторию и проведем опыты с водой.

Давайте вспомним правила работы с водой:

Коль с водой имеем дело

Рукава засучим смело.

Пролил воду - не беда,

Тряпка под рукой всегда.

Опыт “Вода - прозрачная”

Воспитатель. Посмотрите на воду. Какая она?

На столе у вас лежат полоски бумаги, с их помощью мы определим цвет воды. Приложите и сравните цвет воды и цвет каждой полоски.

Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из цветов?

Какого цвета тогда вода? (Бесцветная, прозрачная). Подумайте, как можно еще проверить прозрачность воды? (Что-нибудь опустить в стаканчик). Опустите трубочку в стакан с водой и скажите, вы ее видите?

Вывод: вода прозрачная.

Опыт: «У воды нет вкуса».

Какая вода на вкус? (ответы детей) Попробуйте. Вывод: вода без вкуса. А если в нее добавить соль? сахар? лимон? (ответы детей)

Дома вместе с родителями проверите, так ли это.

Опыт «У воды нет запаха».

Воспитатель. Когда мама печет пирожки, чем пахнет? Повар жарит котлеты в нашем детском саду, чем пахнет?

Как определить, есть ли запах у воды? (ответы детей)

Вывод: вода не имеет запаха.

Подведение итогов исследований с помощью карточек со свойствами воды

Самомассаж

Льется чистая водица,

Мы умеем сами мыться.

(Дети потирают ладонь о ладонь).

Моем носик, моем ротик,

(растирают крылья носа).

Моем шею, моем уши.

(козелок).

После вытираемся посуше. (поглаживают лоб).

6. Воспитатель. Капельки воды очень любят путешествовать и доказать это нам помогут опыты.

Опыт «Вода- это пар».

Воспитатель нагревает воду с помощью кипятильника.

Что выходит из банки при закипании воды? Откуда пар появился в банке – мы же наливали воду?

(Вода при нагревании превратилась в пар)

Воспитатель. А вы хотите узнать, что произойдет с капелькой воды дальше?

Опыт «Пар- это вода»

Воспитатель подносит к струе пара холодное стекло.

Воспитатель. Посмотрите, что произошло со стеклом. Откуда по - явились капельки воды на стекле? Когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду.

Вывод: пар при охлаждении превращается в воду.

Воспитатель. Вот так происходит и в природе. (Показывает схему «Кру-

говорот воды в природе»).

Каждый день солнце нагревает воду в морях и океанах, как только что она нагрелась в банке с водой. Вода превращается в пар. В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду.

Капельки все собираются вместе и образуют облако. Когда капелек воды набирается много, они становятся очень тяжелыми для облака и выпадают дождем на землю. А во что превращаются капельки воды зимой?

Вот так вода повторяет свой путь. Это называется круговорот воды в природе.

Воспитатель.

В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда.

То в снег превратится, то в лед,

Растает и снова в поход.

Вдруг в небо взовьется,

Дождем обернется.

Вокруг оглянитесь,

В природу вглядитесь.

Вас окружает везде и всегда

Эта волшебница-вода.

7. Подвижная игра «Ходят капельки по кругу».

Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а ребята -её детки –капельки, им пора отправляться в путь. Капельки прыгают, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать.

Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими, веселыми ручейками. (Дети составляют ручей, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой рекой. (Дети соединяются в одну цепочку). Текла, текла речка и попала океан (Дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки легкими, воздушными и потянулись вверх. (Присевшие дети поднимаются и вытягивают руки вверх).

Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме – Тучке. (Дети возвращаются к воспитателю).

Воспитатель. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались.

Воспитатель. Капельки воды путешествуют не только по земле и воздуху, но и под землёй. Там они впитывают в себя целебные свойства земли и выходят на поверхность земли в виде родников. Родниковая вода очень полезна для нашего организма, она его очищает и придаёт ему силу и бодрость. Воспитатель угощает детей родниковой водой.

Литература

1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Воронеж:

ТЦ. Учитель 200г.

2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. М. ,1991г.

3. Волчкова В. В., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе

детского сада. Воронеж: ТЦ. Учитель,2004г.

Публикации по теме:

Тематическая неделя «Говорят, она везде…» (ознакомление со свойствами воды) ЗАДАЧИ ТЕМАТИЧЕСКОЙ НЕДЕЛИ: -Учить работать по схеме-карте -Уточнить представления детей о разных состояниях воды, о значении воды в нашей.

Проект «Почему идёт дождь?»Проект «Почему идёт дождь?» Методический паспорт проекта Тема: «Почему идет дождь?» Тип проекта: исследовательский, групповой, краткосрочный. Цель: развитие познавательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Путешествие капельки»
Опубликовано: 2 марта 2014 в 09:58
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД