Папки-передвижки

Конспект познавательно-экспериментального занятия в подготовительной группе «Земля — наш общий дом»

Наталья Шагина
Конспект познавательно-экспериментального занятия в подготовительной группе «Земля — наш общий дом»

КОНСПЕКТ

познавательно-экспериментального занятия

в подготовительной группе

Тема: «Земля - наш общий дом»

Тема : «ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ»

Программные задачи:

-познакомить детей с природным явлением - вулканом, причиной его извержения;

-развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме;

- поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;

- ключевые слова: вулкан, лава, извержение, пепел, пемза.

Публикация «Конспект познавательно-экспериментального занятия в подготовительной группе „Земля — наш общий дом“» размещена в разделах

- развивать аккуратность, взаимопомощь.

Оборудование и материалы:

Фотографии вулканов, изображение римского бога Вулкана, репродукция картины К. Брюллова "Последний день Помпеи", глобус, письмо, посылка, кусочки пемзы, обычные камушки и миски с водой на каждого ребенка, модель вулкана, картинки с изображением вулканов; карта России; сода; уксус; сухая красная краска; моющая жидкость; листы бумаги; чайная ложка

Ход занятия:

Педагог:

-Ребята, сегодня почтальон принес необычную посылку, предлагаю вам открыть ее и посмотреть, что лежит в посылке. (В посылке письмо с рассказом о вулканах:

Вулканы образно называют огнедышащими горами. Происходит от имени древне римского бога огня Вулкан. Извержения вулканов - опасное для людей явление. Вулкан представляет собой гору, в верхней части которой имеется углубление - вулканический кратер, а в толще проходит канал, называемый жерлом. Он ведет в особую камеру - очаг магмы. Вулканы бывают действующими, спящими и потухшими). Прослушав рассказ, дети отвечают на вопрос: Ребята, вы догадались, о чем пойдет речь на нашем занятии? (ответы детей).(Иллюстрация с изображением вулкана)

В некоторых местах на земле есть необычные горы. Когда они "спят" они мало отличаются от других гор, но стоит им проснуться, и тогда из их вершин вырываются пламя и раскаленные камни. Они окутываются дымом, звучат взрывы, по склонам течет раскаленная жидкость-лава, настоящий огненный поток. Вулканы извергаются. Такие горы есть и у нас в стране, на Камчатке (картинка с изображения вулкана). Вулканы делятся на действующие, спящие и потухшие (показать изображения: извержение вулкана - это действующий вулкан; озеро в кратере потухшего вулкана).

Почему же они так называются? Вулканом звали римского бога огня и покровителя кузнецов (изображение римского бога Вулкана). Ребята, древние римляне верили, что кузница этого бога находится под горой на острове в Средиземном море. Когда бог Вулкан ковал металл, в своей кузнице, извергались вулканы, и лилась горячая раскаленная лава. Лава - это расплавленная масса. Температура внутри земли такая высокая, что плавятся даже твердые камни. Когда лава застывает, образуются новые камни. Лава поднимается по жерлу вулкана. Доходит до кратера и выходит на поверхность (схема строения вулкана на экране).

Прежде чем, мы перейдем к несложному опыту с извержением вулкана, сначала я расскажу вам одну легенду о вулкане.

"Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди Средиземного моря. Когда Вулкан работал молотом, ковал металл, в своей кузнице, извергались вулканы, и лилась горячая раскаленная лава. Лава - это расплавленная масса. Температура внутри земли такая высокая, что плавятся даже твердые камни. Когда лава застывает, образуются новые камни. Лава поднимается по жерлу вулкана. Доходит до кратера и выходит на поверхность (схема строения вулкана) гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. "Вулкан работает", - со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами". Интересная легенда. Давайте, ребята, рассмотрим с вами картинки с изображением вулканов. Посмотрите, это на вид обычная гора называется она спящий вулкан, а это та же самая гора только с извергающейся из нее лавой, огнем, дымом - это действующий вулкан. Посмотрите, какой формы вулкан, на что он похож?

Дети:

- Похож на пирамиду, конус.

Педагог:

- Правильно, ребята, вулкан конусообразной формы. Обратите внимание на его верхнюю часть, на что она похожа?

Дети:

-На большую яму, воронку.

Педагог:

- Верно. Вершина горы из которой извергается вулкан, называется кратер вулкана.

-Кратер вулкана - это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне - красновато - оранжевая пасть - это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой.

Вам бы хотелось одним глазком взглянуть на извержение вулкана.

- Хотите, я вас научу, как сделать вулкан из нашего, у нас тут и кратер в ней будет.

Дети: -Да, хотим.

Физкультминутка:

П: - Ребята, предлагаю вам немного поиграть. Слушайте и будьте внимательны.

Цель игры – первым добраться до «вулкана», не наступить при этом в «лаву», то есть по полю а перебраться по камешкам. Перед тем как отправиться в путь, попросите детей надеть воображаемые защитные костюмы, объясняя, что лава очень горячая, а газы, выходящие из недр вулкана, могут быть чрезвычайно ядовитыми.

Воспитатель:

Сюрпризный момент. В зал вносится модель вулкана. Детям предлагается его разбудить.

П: - Ребята, давайте склеим из картона конус, это будет основание вулкана. Из чего сделаем жерло? : Давайте вставим внутрь конуса стаканчик из -под йогурта. Из чего же нам сделать лаву? Сюрпризный момент. В зал вносится модель вулкана. Детям предлагается его разбудить.

П: - Я знаю формулу ее приготовления. Внимательно следите за моими действиями. Я помещаю в банку одну чайную ложку соды, немного красной сухой краски и 5 капель моющей жидкости. А теперь внимание! Следующая жидкость на моей формуле обозначена особым знаком. Что он означает? (Дети уже знакомы с этим.) Верно, это означает, что самому пользоваться ею нельзя. Эта жидкость - уксус, и его наливать можно только взрослому. Я добавляю 5 капель уксуса. Посмотрите, что происходит?

заливает его в "жерло" вулкана. Наблюдаем "извержение " вулкана.

П: - Ребята, разные вулканы извергаются по-разному. Иногда они как- будто взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромный столб дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь обсыпает склоны гор. А бывает, лава вытекает "спокойно". У нас в стране есть много вулканов. Почти все они находятся на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах. Давайте найдем их на карте России.

Экспериментирование.

(На столе стоят миски с водой, камни и кусочки пемзы на каждого ребенка).

П: Ребята, сегодня мы вместе с вами будем исследовать пемзу-камень вулканического происхождения. Рассмотрите внимательно пемзу и сравните ее с обычным камнем.

Д: в пемзе очень много дырочек.

П: а как вы считаете эти дырочки пустые или в них что-то есть?

Д: в дырочках спрятался воздух, поэтому пемза легче, чем обычный камень.

П: очень хорошо, но следует проверить ваши предположения: опустите кусочки пемзы в миску с водой. Есть ли пузырьки? Плавает или тонет пемза? Почему?

Дети делают открытия: пемза - камень, в котором много дырочек, в которых скапливается воздух. Пемза не тонет, а плавает на поверхности воды.

П: Ребята, как вы считаете, сегодня происходят извержения вулканов? (мнения разделились). Посмотрите внимательно на картинки (фотографии извержения вулканов на Камчатке и в Индонезии) Ребята, и в наше время происходят извержения вулканов в разных частях нашей планеты, доказательством этому являются фотографии, которые вы видите.

П: Ребята, скажите об извержениях вулканов мы откуда можем узнать (из информационных программ телевидения, радио, газет, Интернета)

ИЗВЕРЖЕНИЕ ВУЛКАНА и вытекающей из неё лава, является причиной страшного бедствия – лесного пожара. От дыма лесных пожаров нечем дышать. Огонь пробирается глубоко в землю и губит корни деревьев и трав, а так же деревни, города. А кому нужны деревья в лесу?

- Белке (она строит гнездо в дупле дерева и находит в лесу пищу)

- Птицам (строят гнезда на деревьях, находят пищу)

- Насекомым (гусеницы, жуки поедают листья, древесину, муравьи строят муравейник).

- Животным (кабанам нужны желуди с дуба, медведь питается плодами и ягодами, устраивает под деревьями берлогу, лоси питаются листьями и побегами с деревьев, заяц зимой питается корой деревьев).

Поэтому каждое дерево, каждый куст и травинку нужно беречь, и прежде всего от огня. Ведь лес человеку – самый щедрый друг.

- Что дарит лес человеку? (красоту, приходи и любуйся сколько хочешь).

Без леса не было бы кислорода – источника нашей жизни.

- Что еще дает лес человеку? (бревна для дома, доски для мебели, дрова для печки, грибы, ягоды, орехи, все не перечислишь).

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни. (Д. Радович).

Публикации по теме:

Фотоотчет о проведении дня земли «Земля — наш общий дом» в подготовительной группеФотоотчет о проведении дня земли «Земля — наш общий дом» в подготовительной группе Тема: «Земля – наш общий дом». Задачи. Продолжать знакомить детей с планетой «Земля». Земля – это огромный шар, где находятся вода, суша,.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Земля — наш общий дом» Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе на тему "Земля-наш общий дом". Цель: -закрепить основы экологической.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Земля — наш общий дом»Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Земля — наш общий дом» Конспект интегрированного занятия в старшей группе Тема занятия: «Земля наш общий дом» Цель: Расширять представления детей об образе жизни.

Конспект образовательной деятельности «Земля — наш общий дом» в старшей группе Цель: расширять представление детей о том, что Земля - общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком, Задачи:.

Конспект ОД по познавательному развитию «Земля — наш общий дом» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.

Конспект занятия «Земля — наш общий дом» Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе с использованием ИКТ - технологий Тема:.

Конспект занятия «Земля — наш общий дом» Занятие: Земля – наш общий дом Цели: - закрепить понятие «Солнечная система», уточнить знания детей о планетах Солнечной системы, их особенностях.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Земля — наш общий дом» «Земля - наш общий дом» Автор: Щуровская Дарья Тема:» Земля - наш общий дом.» Цель: формировать представление о неживой и живой природе;.

План-конспект по экологии «Земля — наш общий дом» в старшей и подготовительной группах Тема: «Земля - наш общий дом» Программное содержание: Расширять представление детей о том, что Земля - общий дом всех людей и всех живых.

Познавательно-исследовательский долгосрочный проект «Земля — наш общий дом» АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект познавательно-экспериментального занятия в подготовительной группе «Земля — наш общий дом»
Опубликовано: 12 сентября 2018 в 12:25
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД