Конспект родительского собрания «Роль игрушек в жизни дошкольника»

Катерина Власенкова
Конспект родительского собрания «Роль игрушек в жизни дошкольника»

Цель:

- Дать родителям знание о значении игрушки, её роли в игре ребёнка;

- вооружить знаниями о целесообразном педагогическом подборе игрушек.

Предварительная работа:

“Моя любимая игрушка” Оформление выставки любимых игрушек детей.

Ход собрания:

Приветствие

Воспитатель: Уважаемые родители! Мы уже говорили с вами о том, что игра для ребенка-это ведущий вид деятельности. Игра детей неотделима от игрушек. У родителей часто возникают вопросы какую игрушку купить своему дорогому чаду. Чем руководствоваться при выборе той или иной игрушки? Действительно вопрос этот очень важный, ведь игра и игрушка занимает важное место в жизни ребенка. Игрушка закладывает понятие добра и зла, дает яркие запечатляющиеся образы и от того, какими они будут зачастую зависят формирование морально-нравственных представлений и дальнейшее развитие личности.

Роль игры в жизни ребенка

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда закладываются основы личности, формируется воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника - в игре. Главное преимущество игровой деятельности заключается в том, что игра имеет ближайшее отношение к формированию потребностей и мотивов ребенка (А. Н. Леонтьев). Именно в игре у малыша возникает осознание своего места среди людей (я еще ребенок) и потребность быть взрослым.

Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой. Сюжетно-ролевая игра – это игра, в которой ребенок выполняет выбранную им роль и совершает определенные действия. Сюжеты для игр дети обычно выбирают из жизни. Постепенно, с изменением действительности, приобретением новых знаний и жизненного опыта, меняются содержание и сюжеты ролевых игр.

Какова же роль игрушки? Роль игрушки многофункциональна. Она выступает, во-первых, как средство психического развития ребенка, во-вторых, как средство подготовки его к жизни в современной системе общественных отношений, в-третьих, как предмет, служащий для забавы и развлечений. Игрушка -не только сопровождение игры, но и средство обучения, развлечения и даже лечения (психотерапевтическая функция игрушки).

Чем же должна быть для ребенка игрушка?. Прежде всего источником радости и мотивом для игры. Она должна создавать условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества. Игрушка полезная ставит перед собой благородную воспитательную задачу- учит добру, красоте, мудрости. Игрушка закладывает первоначальное понятие в душу ребенка добра и зла.

В раннем детстве игрушка выступает в автодидактической роли. К данной категории игрушек относятся матрешки, пирамиды и т. д. В них заложены возможности развития ручных и зрительных действий. Играя, ребенок учится различать размеры, формы, цвета.

Игрушки – средство воздействия на нравственную сторону личности ребенка. Особое место среди них занимают куклы и мягкие игрушки: мишки, белочки, зайчики, собачки и т. д. Сначала ребенок производит с куклой подражательные действия, т. е. делает то, что показывает взрослый: качает, катает в коляске и т. д. Затем кукла или мягкая игрушка выступают как объект эмоционального общения. Ребенок учится сопереживать ей, покровительствовать, проявлять заботу о ней, что ведет к развитию рефлексии и эмоциональному отождествлению.

Куклы – это копии человека, они имеют для ребенка особое значение, так как выступают в роли партнера в общении во всех его проявлениях. Ребенок привязывается к своей кукле и благодаря ей переживает множество разнообразных чувств.

Ребенок получает много игрушек – заместителей реальных предметов человеческой культуры: машины, предметы быта, орудия и т. д. Благодаря им он осваивает функциональное назначение предметов, овладевает орудийными действиями. Многие игрушки имеют исторические корни, например лук со стрелами, бумеранг и т. д.

Игрушки, представляющие собой копии предметов, существующих в быту взрослых, приобщают ребенка к этим предметам. Через них происходит осознание функционального назначения предметов, что помогает ребенку психологически войти в мир постоянных вещей.

Игрушка серьезно влияет на детскую психику и на развитие малыша. Играясь игрушкой ребенок часто отождествляет себя с ней, с ее повадками,с ее внешностью. И опасно, если это происходит в игре с негативым героем-игрушкой. Главное для героя — быть первым, победить или достать как можно больше денег. Такие герои умеют хорошо драться, убивать, добиваться своей цели, не обращая внимания на тех, кто рядом. Они достаточно примитивны и бесчеловечны: это либо роботы, либо мутанты, либо гибриды человека и животного (черепашки, пауки). Но во всех случаях человеческое начало в них уходит на второй план, они не совсем люди. При этом все они - положительные герои. И нынешние дети стремятся на них походить (во всяком случае - в играх). Сейчас грань “кто хороший,кто плохой ” стирается.

Серийная игрушка чаще всего является антиигрушкой, в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения мира. Внешняя привлекательность игрушки-товара становится важнее игрового применения. В настоящее время хорошо покупаемая игрушка та, которая нравится взрослому. Но часто она меньше всего годится для детей. Ведь зачастую взрослый приобритает игрушку исходя из своих потребностей, собственных и порой неосознаваемых пристрастий.

Наиболее педагогически ценными являются игрушки, обладающие следующими качествами:

· Полифункциональность. Игрушки могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях. Тем самым игрушка способствует развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления и др. ;

· возможность применения в совместной деятельности. Игрушка должна быть пригодна к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера) и инициировать совместные действия - коллективные постройки, совместные игры и др. ;

· дидактические свойства игрушки. Такого рода игрушки несут в себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомлению с цветом и формой и пр., могут содержать механизмы программированного контроля, например, некоторые электрофицированные и электронные игры и игрушки;

· принадлежность игрушки к изделиям художественных промыслов. Эти игрушки являются средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщают его к миру искусства и знакомят его с художественным народным творчеством.

Игрушки такого рода при наличии соответствующих описаний-инструкций или методических рекомендаций, содержащих возрастную адресованность, способы и области их применения, оказывают позитивное влияние на ребенка и могут успешно использоваться как в условиях семьи, так и в жизни дошкольного образовательного учреждения, педагогическом процесс

Заключение

Игрушка - способ детского развития, его атрибут и условие. Игрушке принадлежит важная роль в развитии дошкольника. От того, какие игры и игрушки окружают ребенка, во многом зависит его интеллектуальное и личностное развитие - способностей, воображения и творчества, эмоциональной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок. Одним словом, выбор игрушки - дело ответственное. Чем должна быть игрушка для ребенка? «Источником радости, мотивом для живой игры, объектом для проявления всех инстинктов развивающейся жизни». Пожалуй, этим критерием и стоит руководствоваться при выборе игрушек.

Рекомендованная литература:

Во что играют наши дети? Игры и игрушки в зеркале психологии

Авторский коллектив: Смирнова Е. О. Абдулаева Е. А. Коркина А. Ю. Рябкова И. А. Ульянова И. В. Филиппова И. В. Шеина Е. Г.

Публикации по теме:

«Влияние игрушки на развитие ребёнка». Родительское собрание в 1 младшей группе.«Влияние игрушки на развитие ребёнка». Родительское собрание в 1 младшей группе. Цель:Дать родителям знания о значении игрушки, её роли в игре ребёнка. Задачи:1. Вооружить родителей знаниями о целесообразном педагогическом.

Разноцветный мир. Занятие по английскому языку в старшей группеРазноцветный мир. Занятие по английскому языку в старшей группе Занятие по английскому языку в старшей группе "Разноцветный мир". ЦЕЛЬ: закрепить изученный материал при помощи игр по темам: «Глаголы.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы
Автор публикации:
Конспект родительского собрания «Роль игрушек в жизни дошкольника»
Опубликовано: 7 декабря 2013 в 23:03
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Пушистые елочки». Ручной труд в подготовительной группе
Продолжается подготовка к Новогоднему празднику. Работы в группе прибавляется с каждым днем. Но это приятные хлопоты. Хочется успеть все, а главное сделать...
Мастер-класс для педагогов «Логоритмика на музыкальных занятиях» (фотоотчет)
Люди давно заметили, что движение помогает в оздоровлении организма людей. Если ты устал на работе – соверши прогулку по парку, скверу! Если психически устал...
Мастер-класс по созданию иллюстрации к сказке «Как курочка хлеб испекла»
Перед началом работы обязательно прочитайте детям сказку, а затем попросите самих слушателей рассказать сказку. Ребенок непременно воспользуется и...
Фотовыставка «Портрет ребенка в лучах солнца»
В нашей дружной и веселой первой младшей группе"Светлячок", постоянно проходят интересные события. Тёплой, яркой, солнечной и необычайно по семейному нежной...
Лэпбук «Наш город нам дорог!»
Как только увидела впервые лэпбук в сети, сразу поняла, насколько разносторонен, креативен и интересен это вид пособия, как для педагога, так и для детей....