Конспект родительского собрания «Роль игрушек в жизни дошкольника»

Катерина Власенкова
Конспект родительского собрания «Роль игрушек в жизни дошкольника»

Цель:

- Дать родителям знание о значении игрушки, её роли в игре ребёнка;

- вооружить знаниями о целесообразном педагогическом подборе игрушек.

Предварительная работа:

“Моя любимая игрушка” Оформление выставки любимых игрушек детей.

Ход собрания:

Приветствие

Воспитатель: Уважаемые родители! Мы уже говорили с вами о том, что игра для ребенка-это ведущий вид деятельности. Игра детей неотделима от игрушек. У родителей часто возникают вопросы какую игрушку купить своему дорогому чаду. Чем руководствоваться при выборе той или иной игрушки? Действительно вопрос этот очень важный, ведь игра и игрушка занимает важное место в жизни ребенка. Игрушка закладывает понятие добра и зла, дает яркие запечатляющиеся образы и от того, какими они будут зачастую зависят формирование морально-нравственных представлений и дальнейшее развитие личности.

Роль игры в жизни ребенка

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда закладываются основы личности, формируется воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника - в игре. Главное преимущество игровой деятельности заключается в том, что игра имеет ближайшее отношение к формированию потребностей и мотивов ребенка (А. Н. Леонтьев). Именно в игре у малыша возникает осознание своего места среди людей (я еще ребенок) и потребность быть взрослым.

Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой. Сюжетно-ролевая игра – это игра, в которой ребенок выполняет выбранную им роль и совершает определенные действия. Сюжеты для игр дети обычно выбирают из жизни. Постепенно, с изменением действительности, приобретением новых знаний и жизненного опыта, меняются содержание и сюжеты ролевых игр.

Какова же роль игрушки? Роль игрушки многофункциональна. Она выступает, во-первых, как средство психического развития ребенка, во-вторых, как средство подготовки его к жизни в современной системе общественных отношений, в-третьих, как предмет, служащий для забавы и развлечений. Игрушка -не только сопровождение игры, но и средство обучения, развлечения и даже лечения (психотерапевтическая функция игрушки).

Чем же должна быть для ребенка игрушка?. Прежде всего источником радости и мотивом для игры. Она должна создавать условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества. Игрушка полезная ставит перед собой благородную воспитательную задачу- учит добру, красоте, мудрости. Игрушка закладывает первоначальное понятие в душу ребенка добра и зла.

В раннем детстве игрушка выступает в автодидактической роли. К данной категории игрушек относятся матрешки, пирамиды и т. д. В них заложены возможности развития ручных и зрительных действий. Играя, ребенок учится различать размеры, формы, цвета.

Игрушки – средство воздействия на нравственную сторону личности ребенка. Особое место среди них занимают куклы и мягкие игрушки: мишки, белочки, зайчики, собачки и т. д. Сначала ребенок производит с куклой подражательные действия, т. е. делает то, что показывает взрослый: качает, катает в коляске и т. д. Затем кукла или мягкая игрушка выступают как объект эмоционального общения. Ребенок учится сопереживать ей, покровительствовать, проявлять заботу о ней, что ведет к развитию рефлексии и эмоциональному отождествлению.

Куклы – это копии человека, они имеют для ребенка особое значение, так как выступают в роли партнера в общении во всех его проявлениях. Ребенок привязывается к своей кукле и благодаря ей переживает множество разнообразных чувств.

Ребенок получает много игрушек – заместителей реальных предметов человеческой культуры: машины, предметы быта, орудия и т. д. Благодаря им он осваивает функциональное назначение предметов, овладевает орудийными действиями. Многие игрушки имеют исторические корни, например лук со стрелами, бумеранг и т. д.

Игрушки, представляющие собой копии предметов, существующих в быту взрослых, приобщают ребенка к этим предметам. Через них происходит осознание функционального назначения предметов, что помогает ребенку психологически войти в мир постоянных вещей.

Игрушка серьезно влияет на детскую психику и на развитие малыша. Играясь игрушкой ребенок часто отождествляет себя с ней, с ее повадками,с ее внешностью. И опасно, если это происходит в игре с негативым героем-игрушкой. Главное для героя — быть первым, победить или достать как можно больше денег. Такие герои умеют хорошо драться, убивать, добиваться своей цели, не обращая внимания на тех, кто рядом. Они достаточно примитивны и бесчеловечны: это либо роботы, либо мутанты, либо гибриды человека и животного (черепашки, пауки). Но во всех случаях человеческое начало в них уходит на второй план, они не совсем люди. При этом все они - положительные герои. И нынешние дети стремятся на них походить (во всяком случае - в играх). Сейчас грань “кто хороший,кто плохой ” стирается.

Серийная игрушка чаще всего является антиигрушкой, в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения мира. Внешняя привлекательность игрушки-товара становится важнее игрового применения. В настоящее время хорошо покупаемая игрушка та, которая нравится взрослому. Но часто она меньше всего годится для детей. Ведь зачастую взрослый приобритает игрушку исходя из своих потребностей, собственных и порой неосознаваемых пристрастий.

Наиболее педагогически ценными являются игрушки, обладающие следующими качествами:

· Полифункциональность. Игрушки могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях. Тем самым игрушка способствует развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления и др. ;

· возможность применения в совместной деятельности. Игрушка должна быть пригодна к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера) и инициировать совместные действия - коллективные постройки, совместные игры и др. ;

· дидактические свойства игрушки. Такого рода игрушки несут в себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомлению с цветом и формой и пр., могут содержать механизмы программированного контроля, например, некоторые электрофицированные и электронные игры и игрушки;

· принадлежность игрушки к изделиям художественных промыслов. Эти игрушки являются средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщают его к миру искусства и знакомят его с художественным народным творчеством.

Игрушки такого рода при наличии соответствующих описаний-инструкций или методических рекомендаций, содержащих возрастную адресованность, способы и области их применения, оказывают позитивное влияние на ребенка и могут успешно использоваться как в условиях семьи, так и в жизни дошкольного образовательного учреждения, педагогическом процесс

Заключение

Игрушка - способ детского развития, его атрибут и условие. Игрушке принадлежит важная роль в развитии дошкольника. От того, какие игры и игрушки окружают ребенка, во многом зависит его интеллектуальное и личностное развитие - способностей, воображения и творчества, эмоциональной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок. Одним словом, выбор игрушки - дело ответственное. Чем должна быть игрушка для ребенка? «Источником радости, мотивом для живой игры, объектом для проявления всех инстинктов развивающейся жизни». Пожалуй, этим критерием и стоит руководствоваться при выборе игрушек.

Рекомендованная литература:

Во что играют наши дети? Игры и игрушки в зеркале психологии

Авторский коллектив: Смирнова Е. О. Абдулаева Е. А. Коркина А. Ю. Рябкова И. А. Ульянова И. В. Филиппова И. В. Шеина Е. Г.

Публикации по теме:

«Влияние игрушки на развитие ребёнка». Родительское собрание в 1 младшей группе.«Влияние игрушки на развитие ребёнка». Родительское собрание в 1 младшей группе. Цель:Дать родителям знания о значении игрушки, её роли в игре ребёнка. Задачи:1. Вооружить родителей знаниями о целесообразном педагогическом.

Разноцветный мир. Занятие по английскому языку в старшей группеРазноцветный мир. Занятие по английскому языку в старшей группе Занятие по английскому языку в старшей группе "Разноцветный мир". ЦЕЛЬ: закрепить изученный материал при помощи игр по темам: «Глаголы.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы
Автор публикации:
Конспект родительского собрания «Роль игрушек в жизни дошкольника»
Опубликовано: 7 декабря 2013 в 23:03
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Лэпбук «Осень».
Сравнительно недавно использование интерактивной папки, а по-другому лэпбука прочно вошло в работу детских садов. Согласно требованиям ФГОС ДО лэпбук...
«Поможем старичку-лесовичку». Конспект НОД по рисованию с использованием техники...
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию ( рисование) с использованием нетрадиционной техники рисования «узелковый батик» для детей...
Если ребенку надо выучить стихотворение…
Прочитайте стихотворение про себя, мысленно расставьте смысловые акценты, подготовьтесь читать стихотворение вслух для ребенка «как артисты». Прочитайте...
Конспект занятия на тему «Дружба»
Тема «Дружба» Цели. 1. Продолжать знакомить детей друг с другом, сплотить группу. 2. Развивать невербальное и вербальное общение. 3. Развивать...
Визитная карточка пособия: Тренажер для профилактики плоскостопия «Веселая сороконожка»
Доброго времени суток посетители моей странички. Представляю вашему вниманию тренажер для профилактики плоскостопия «Веселая сороконожка». Участие в...