Конспект творческой гостиной «Кладовая мудрости, россыпь радости» для родителей и детей подготовительной группы ДОУ

Лариса Шкиркова
Конспект творческой гостиной «Кладовая мудрости, россыпь радости» для родителей и детей подготовительной группы ДОУ

Задачи:

Образовательная область: Художественное творчество:

Расширять представления детей о разнообразии народного искусства, художественных промыслов.

Развивать детское творчество, создавать коллективную композицию по мотивам народных промыслов.

Развивать музыкально-художественную деятельность, выразительно передавать в танце эмоционально-образное содержание.

Образовательная область: Познание:

Формировать представление о культуре России через знакомство с народным творчеством.

Образовательная область: Чтение художественной литературы:

Прививать чуткость к поэтическому слову, совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки.

Образовательная область: Коммуникация:

Развивать свободное общение со взрослыми и детьми.

Предварительная работа:

1. Подготовить карточки с пословицами;

2. Подготовить фон для коллективной работы детей, картинки с изображением изделий русских мастеров;

3. Подготовить керамические заготовки для росписи;

4. Оформить выставку изделий народных промыслов и рисунков детей на тему «Герои русских сказок»;

5. Провести анкетирование родителей.

Ход мероприятия:

Мероприятие проводится в музыкальном зале.

I часть

Педагог:

- Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о народной культуре, ее значении в воспитании детей.

Детство – время активного формирования социально-психологических основ личности, приобщения к человеческой культуре. Традиционно главным институтом воспитания является семья. В семье формируется отношение ребенка к внешнему миру.

В последнее время возрос интерес к традициям семейного и национального воспитания, к обрядам и обычаям наших предков, к их традициям.

Культуру России невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, является частью его истории.

Устное народное творчество, музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство, как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка, близко его восприятию, понятно ему.

Знакомясь с устным фольклором, слушая народную музыку, рассматривая изделия народных мастеров. Дети приобретают новые знания о жизни, труде людей, о том, что ценит народ в человеке, то порицает, как понимает красоту. Дети знакомятся с художественным языком произведений, в результате чего обогащается их собственное творчество, ярче и образнее становится речь.

На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты. Слушая сказку, получают представления о добре и зле. Рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства, дети испытывают радость, получают удовлетворение от ярких, жизнерадостных красок, богатства и разнообразия видов и мотивов.

Словесное творчество народа включает песенки, потешки, загадки. Кладезем народной мудрости являются пословицы и поговорки. Этот вид устной поэзии невелик по объему, но очень емкий по смыслу. Краткие изречения, заключающие в себе вывод из наблюдений за окружающим, сложились на основе огромного жизненного опыта. Обращенные к детям пословицы открывают им правила поведения, моральные нормы, например: «Поспешишь – людей насмешишь».

В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, где высмеиваются человеческие недостатки и восхваляются положительные качества. Благодаря такой содержательности фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Задание родителям: «Закончите пословицу».

- Давайте вспомним некоторые пословицы. У вас карточки со второй частью известных пословиц. Я буду произносить первую часть пословицы, а Вы – вторую.

«Кончил дело, гуляй смело»;

«Что посеешь, то и пожнешь»;

«Хочешь есть калачи, не сиди на печи»;

«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»;

«Любишь кататься – люби и саночки возить»;

«Птицу узнают в полете, а человека в работе»;

«Кто первый в труде, тому слава везде»;

«Труд человека кормит, а лень портит»;

«Глаза боятся, а руки делают»;

«Не будет скуки, когда заняты руки»;

«Много слов, да мало дела»;

«Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».

II часть

Педагог:

- «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Нет ребенка, который без замирания сердца, без интереса воспринял бы сказку. С ней ребенок встречается с раннего возраста. Сказка не отделима от красоты, она способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимы благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине, к родной земле, потому что сказка – творение народа.

В сказке перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами, быт, из сказки дети получают блестящие образцы родного языка.

(Звучит музыка, в зал входят дети в русских костюмах, садятся рядом с родителями).

Педагог:

- Послушайте, дети, я загадаю вам загадку, а вы назовите героиню известной сказки:

«Кощеем заколдована,

Иваном очарована,

Зеленая подружка:

Царевна - … (Лягушка).

(Входит Царевна-лягушка, садится на пенек. Следом входит Иван-царевич).

Иван-царевич:

С утра я по лесу хожу,

Стрелу свою не нахожу,

А здесь уже почти болото …

Стрелу нашел, наверно, кто-то.

Царевна-лягушка:

Я стрелу твою поймала

И из лап не выпускала:

Все ждала, когда придешь.

Меня замуж позовешь!

Иван-царевич:

Как женюсь я на лягушке?

Засмеют друзья, подружки!

Повезло, так повезло … (Думает, затем решается)

Ох, женюсь я всем назло!

Царевна-лягушка:

Что, Иванушка, не весел,

Низко голову повесил?

Приходи на склоне дня,

Забери с собой меня.

(Иван-царевич кланяется и уходит, понурив голову).

Царевна-лягушка:

Чтобы злые чары снять,

Прежний образ свой принять,

Я должна позвать на помощь.

Но, кого же мне позвать? (Уходит).

Педагог:

Лягушка не просто девица,

Василисушка мастерица.

Рукодельница, да узоров затейница,

Что ее расколдовать

Загадки нужно разгадать,

Загадки не простые – о промыслах России.

Задание родителям: «Назовите промысел».

- Сейчас дети будут загадывать загадки, а Вы должны их отгадать и назвать.

1 ребенок:

Словно репка она круглобока

И под алым платочком на нас,

Смотрит весело, бойко, широко

Парой черных смородинок-глаз.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока. (Матрешка).

2 ребенок:

Круглые, железные,

В хозяйстве – полезные,

Черные, желтые и красные,

Удивительно прекрасные. (Жостовские подносы).

3 ребенок:

Скачут коклюшки:

Стук-стук-стук,

Платочек появился вдруг

И воротник из белой нити.

Прекрасно выполнен, взгляните! (Вологодское кружево).

4 ребенок:

На черном фоне красные розы,

Лилии, маки, ромашки, подснежники …

Ими подвязаны девичьи головы,

Глазки лукавые, личики нежные. (Павловские платки).

5 ребенок:

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется и цветы

Растут нездешней красоты.

Блестят они, как золотые.

А может солнцем залитые. (Хохлома).

6 ребенок:

Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых.

Кувшины и кружки – быль или небыль?

Изделия рук золотых. (Гжель).

7 ребенок:

Из липы доски сделаны,

И прялки, и лошадки …

Цветами разрисованы,

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

Жар-птицы ввысь летят

И точки черно-белые

На солнышке блестят. (Городецкая роспись).

8 ребенок:

Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней.

Козлы и барашки смешные.

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

А ну, назови-ка меня! (Дымка).

(Входит Василиса).

Василиса:

- Спасибо Вам и взрослые, и дети, что расколдовали меня.

(Входит Иван-царевич).

Иван-царевич:

Вот уж день кончается,

Вечер приближается.

Слово дал придти за ней,

За невестой моей!

Эй, лягушка, отзовись!

Эй, квакушка, покажись!

(К Ивану подходит Василиса).

Василиса:

Что, Иванушка, не весел,

Что головушку повесил?

Иван-царевич:

Не девица – просто чудо!

Знаешь ты меня откуда?

Василиса:

Я стрелу твою поймала

И из рук не выпускала,

Все ждала, когда придешь,

Меня замуж позовешь!

Иван-царевич:

Это ты моя лягушка? (Разглядывает Василису)

Не похожа на квакушку!

Василиса:

Замуж звал меня Кощей,

Прицепился, как репей,

Но отказ мой получил

И в лягушку превратил.

Добрых я ждала людей

И дождалася детей.

Все загадки отгадали.

Злые чары тут же спали.

Иван-царевич:

Пусть зло на проделки хитро,

Но все же побеждает добро.

Выходи честной народ.

Веселиться в хоровод!

(Дети и родители встают в хоровод).

III часть

Педагог:

- Народные художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы. Затем ее красота нашла отражение в узорах декоративных росписей. Чаще всего в наших домах можно увидеть изделия гжельских мастеров. Давайте посмотрим, как рождается сине-белое чудо.

Просмотр презентации «Синь России».

Задание родителям и детям «Веселая мастерская».

Педагог:

Дорогие гости, сидеть без дела не годится,

Ваше старание нам пригодится.

Закатайте рукава,

Краски, кисточки, вода –

Все для Вас имеется,

Пусть никто не ленится!

Педагог:

- Взрослым задание такое: расписать сувениры по мотивам гжельской росписи. (Родители расписывают керамические заготовки в форме гжельской посуды).

- А дети все вместе создадут картину «Чудо-городок». (Дети из готовых форм наклеивают коллективную работу по мотивам народных росписей).

- Чтоб работу нам начать, надо пальчики размять.

Проводится пальчиковая игра «А уж ясно солнышко…»

(Готовая коллективная работа детей вывешивается на доске, а родители показывают свои выполненные работы).

1 ребенок:

Славилась Россия чудо-мастерами,

Дерево и глину в сказку превращали.

Красками и кистью красоту творили.

Своему искусству молодых учили.

2 ребенок:

Русские матрешки в сарафанах ярких.

Хохломские ложки – лучше нет подарка,

Дымковские барышни, кони, петушки

И павловопосадские все в цветах платки.

3 ребенок:

Синь озер глубоких, белые снега

Подарила Гжели матушка-земля.

Балалайки звонкие, тульский самовар,

Будет рад подарку всяк: и млад, и стар.

Педагог:

Когда закончится работа,

Наступит летний вечерок,

Пойдут девчата за ворота

И на лужайку в хоровод.

Платочек яркий на головке

И сарафан расшит тесьмой.

В деревне самый лучший парень

Пройти не сможет стороной.

Дети исполняют танец «Кадриль».

Педагог:

- Все сегодня потрудились и повеселились. Убедились, что народное искусство – это подлинный источник прекрасного, кладовая мудрости, россыпь радости

Взрослым спасибо за внимание.

А детям – за старание,

Заслужили Вы призы.

Вам в награду за уменье

Эти чудо-леденцы!

(Детям раздаются леденцы на палочках, родителям предлагаются в качестве подарка расписанные ими сувениры).

Публикации по теме:

Организация проектной и исследовательской деятельности дошкольников в старшей разновозрастной группе МАОУ ОО школы №8 (дошко …) Тема: «Чаепитие - событие» Основная идея, обоснование выбора: 1. Показать детям путь чая к людям, особенности, способы его приготовления.

Проект по народному декоративно — прикладному искусству «Народные умельцы» для детей старшего дошкольного возраста.Проект по народному декоративно — прикладному искусству «Народные умельцы» для детей старшего дошкольного возраста. Педагогический проект «Народные умельцы» «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Наша армия
  • Обитатели водоемов
Автор публикации:
Конспект творческой гостиной «Кладовая мудрости, россыпь радости» для родителей и детей подготовительной группы ДОУ
Опубликовано: 5 апреля 2013 в 13:02
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Современная поздравительная открытка для мамы» Мастер-класс.
Дорогие друзья, посетившие мою страничку, вашему вниманию хочу предложить мастер-класс по изготовлению современной открытки для мамы. День матери-это...
Дидактическое пособие. Алгоритмы к сюжетно — ролевым играм.
Игрa - этo не только удовoльствие и рaдость для детей. С ее пoмощью мoжно рaзвивать воображение, пaмять, мышление, речь. Игрaя, ребенок может приобретaть...
Конспект открытого занятия в младшей разновозрастной группе «Путешествие в сказку»
Цель: продолжать знакомить детей с литературным жанром-сказка, учить детей слушать сказку в инсценированном варианте, развитие понимание устной речи и...
Конспект занятия «Сувенир для мамы», техника граттаж, для воспитанников 4 группы...
Тема: «Сувенир для мамы» Назначение: подарок, украшение для интерьера. Цель: развитие творческих способностей через создание рисунка в технике...
Кукольный театр своими руками
Самое интересное волшебство-это кукольный театр. Ведь только там оживают куклы-актеры, разговаривают со зрителем. Какое множество разнообразия кукольного...