Конспект творческой гостиной «Кладовая мудрости, россыпь радости» для родителей и детей подготовительной группы ДОУ

Лариса Шкиркова
Конспект творческой гостиной «Кладовая мудрости, россыпь радости» для родителей и детей подготовительной группы ДОУ

Задачи:

Образовательная область: Художественное творчество:

Расширять представления детей о разнообразии народного искусства, художественных промыслов.

Развивать детское творчество, создавать коллективную композицию по мотивам народных промыслов.

Развивать музыкально-художественную деятельность, выразительно передавать в танце эмоционально-образное содержание.

Образовательная область: Познание:

Формировать представление о культуре России через знакомство с народным творчеством.

Образовательная область: Чтение художественной литературы:

Прививать чуткость к поэтическому слову, совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки.

Образовательная область: Коммуникация:

Развивать свободное общение со взрослыми и детьми.

Предварительная работа:

1. Подготовить карточки с пословицами;

2. Подготовить фон для коллективной работы детей, картинки с изображением изделий русских мастеров;

3. Подготовить керамические заготовки для росписи;

4. Оформить выставку изделий народных промыслов и рисунков детей на тему «Герои русских сказок»;

5. Провести анкетирование родителей.

Ход мероприятия:

Мероприятие проводится в музыкальном зале.

I часть

Педагог:

- Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о народной культуре, ее значении в воспитании детей.

Детство – время активного формирования социально-психологических основ личности, приобщения к человеческой культуре. Традиционно главным институтом воспитания является семья. В семье формируется отношение ребенка к внешнему миру.

В последнее время возрос интерес к традициям семейного и национального воспитания, к обрядам и обычаям наших предков, к их традициям.

Культуру России невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, является частью его истории.

Устное народное творчество, музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство, как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка, близко его восприятию, понятно ему.

Знакомясь с устным фольклором, слушая народную музыку, рассматривая изделия народных мастеров. Дети приобретают новые знания о жизни, труде людей, о том, что ценит народ в человеке, то порицает, как понимает красоту. Дети знакомятся с художественным языком произведений, в результате чего обогащается их собственное творчество, ярче и образнее становится речь.

На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты. Слушая сказку, получают представления о добре и зле. Рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства, дети испытывают радость, получают удовлетворение от ярких, жизнерадостных красок, богатства и разнообразия видов и мотивов.

Словесное творчество народа включает песенки, потешки, загадки. Кладезем народной мудрости являются пословицы и поговорки. Этот вид устной поэзии невелик по объему, но очень емкий по смыслу. Краткие изречения, заключающие в себе вывод из наблюдений за окружающим, сложились на основе огромного жизненного опыта. Обращенные к детям пословицы открывают им правила поведения, моральные нормы, например: «Поспешишь – людей насмешишь».

В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, где высмеиваются человеческие недостатки и восхваляются положительные качества. Благодаря такой содержательности фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Задание родителям: «Закончите пословицу».

- Давайте вспомним некоторые пословицы. У вас карточки со второй частью известных пословиц. Я буду произносить первую часть пословицы, а Вы – вторую.

«Кончил дело, гуляй смело»;

«Что посеешь, то и пожнешь»;

«Хочешь есть калачи, не сиди на печи»;

«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»;

«Любишь кататься – люби и саночки возить»;

«Птицу узнают в полете, а человека в работе»;

«Кто первый в труде, тому слава везде»;

«Труд человека кормит, а лень портит»;

«Глаза боятся, а руки делают»;

«Не будет скуки, когда заняты руки»;

«Много слов, да мало дела»;

«Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».

II часть

Педагог:

- «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Нет ребенка, который без замирания сердца, без интереса воспринял бы сказку. С ней ребенок встречается с раннего возраста. Сказка не отделима от красоты, она способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимы благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине, к родной земле, потому что сказка – творение народа.

В сказке перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами, быт, из сказки дети получают блестящие образцы родного языка.

(Звучит музыка, в зал входят дети в русских костюмах, садятся рядом с родителями).

Педагог:

- Послушайте, дети, я загадаю вам загадку, а вы назовите героиню известной сказки:

«Кощеем заколдована,

Иваном очарована,

Зеленая подружка:

Царевна - … (Лягушка).

(Входит Царевна-лягушка, садится на пенек. Следом входит Иван-царевич).

Иван-царевич:

С утра я по лесу хожу,

Стрелу свою не нахожу,

А здесь уже почти болото …

Стрелу нашел, наверно, кто-то.

Царевна-лягушка:

Я стрелу твою поймала

И из лап не выпускала:

Все ждала, когда придешь.

Меня замуж позовешь!

Иван-царевич:

Как женюсь я на лягушке?

Засмеют друзья, подружки!

Повезло, так повезло … (Думает, затем решается)

Ох, женюсь я всем назло!

Царевна-лягушка:

Что, Иванушка, не весел,

Низко голову повесил?

Приходи на склоне дня,

Забери с собой меня.

(Иван-царевич кланяется и уходит, понурив голову).

Царевна-лягушка:

Чтобы злые чары снять,

Прежний образ свой принять,

Я должна позвать на помощь.

Но, кого же мне позвать? (Уходит).

Педагог:

Лягушка не просто девица,

Василисушка мастерица.

Рукодельница, да узоров затейница,

Что ее расколдовать

Загадки нужно разгадать,

Загадки не простые – о промыслах России.

Задание родителям: «Назовите промысел».

- Сейчас дети будут загадывать загадки, а Вы должны их отгадать и назвать.

1 ребенок:

Словно репка она круглобока

И под алым платочком на нас,

Смотрит весело, бойко, широко

Парой черных смородинок-глаз.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока. (Матрешка).

2 ребенок:

Круглые, железные,

В хозяйстве – полезные,

Черные, желтые и красные,

Удивительно прекрасные. (Жостовские подносы).

3 ребенок:

Скачут коклюшки:

Стук-стук-стук,

Платочек появился вдруг

И воротник из белой нити.

Прекрасно выполнен, взгляните! (Вологодское кружево).

4 ребенок:

На черном фоне красные розы,

Лилии, маки, ромашки, подснежники …

Ими подвязаны девичьи головы,

Глазки лукавые, личики нежные. (Павловские платки).

5 ребенок:

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется и цветы

Растут нездешней красоты.

Блестят они, как золотые.

А может солнцем залитые. (Хохлома).

6 ребенок:

Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых.

Кувшины и кружки – быль или небыль?

Изделия рук золотых. (Гжель).

7 ребенок:

Из липы доски сделаны,

И прялки, и лошадки …

Цветами разрисованы,

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

Жар-птицы ввысь летят

И точки черно-белые

На солнышке блестят. (Городецкая роспись).

8 ребенок:

Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней.

Козлы и барашки смешные.

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

А ну, назови-ка меня! (Дымка).

(Входит Василиса).

Василиса:

- Спасибо Вам и взрослые, и дети, что расколдовали меня.

(Входит Иван-царевич).

Иван-царевич:

Вот уж день кончается,

Вечер приближается.

Слово дал придти за ней,

За невестой моей!

Эй, лягушка, отзовись!

Эй, квакушка, покажись!

(К Ивану подходит Василиса).

Василиса:

Что, Иванушка, не весел,

Что головушку повесил?

Иван-царевич:

Не девица – просто чудо!

Знаешь ты меня откуда?

Василиса:

Я стрелу твою поймала

И из рук не выпускала,

Все ждала, когда придешь,

Меня замуж позовешь!

Иван-царевич:

Это ты моя лягушка? (Разглядывает Василису)

Не похожа на квакушку!

Василиса:

Замуж звал меня Кощей,

Прицепился, как репей,

Но отказ мой получил

И в лягушку превратил.

Добрых я ждала людей

И дождалася детей.

Все загадки отгадали.

Злые чары тут же спали.

Иван-царевич:

Пусть зло на проделки хитро,

Но все же побеждает добро.

Выходи честной народ.

Веселиться в хоровод!

(Дети и родители встают в хоровод).

III часть

Педагог:

- Народные художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы. Затем ее красота нашла отражение в узорах декоративных росписей. Чаще всего в наших домах можно увидеть изделия гжельских мастеров. Давайте посмотрим, как рождается сине-белое чудо.

Просмотр презентации «Синь России».

Задание родителям и детям «Веселая мастерская».

Педагог:

Дорогие гости, сидеть без дела не годится,

Ваше старание нам пригодится.

Закатайте рукава,

Краски, кисточки, вода –

Все для Вас имеется,

Пусть никто не ленится!

Педагог:

- Взрослым задание такое: расписать сувениры по мотивам гжельской росписи. (Родители расписывают керамические заготовки в форме гжельской посуды).

- А дети все вместе создадут картину «Чудо-городок». (Дети из готовых форм наклеивают коллективную работу по мотивам народных росписей).

- Чтоб работу нам начать, надо пальчики размять.

Проводится пальчиковая игра «А уж ясно солнышко…»

(Готовая коллективная работа детей вывешивается на доске, а родители показывают свои выполненные работы).

1 ребенок:

Славилась Россия чудо-мастерами,

Дерево и глину в сказку превращали.

Красками и кистью красоту творили.

Своему искусству молодых учили.

2 ребенок:

Русские матрешки в сарафанах ярких.

Хохломские ложки – лучше нет подарка,

Дымковские барышни, кони, петушки

И павловопосадские все в цветах платки.

3 ребенок:

Синь озер глубоких, белые снега

Подарила Гжели матушка-земля.

Балалайки звонкие, тульский самовар,

Будет рад подарку всяк: и млад, и стар.

Педагог:

Когда закончится работа,

Наступит летний вечерок,

Пойдут девчата за ворота

И на лужайку в хоровод.

Платочек яркий на головке

И сарафан расшит тесьмой.

В деревне самый лучший парень

Пройти не сможет стороной.

Дети исполняют танец «Кадриль».

Педагог:

- Все сегодня потрудились и повеселились. Убедились, что народное искусство – это подлинный источник прекрасного, кладовая мудрости, россыпь радости

Взрослым спасибо за внимание.

А детям – за старание,

Заслужили Вы призы.

Вам в награду за уменье

Эти чудо-леденцы!

(Детям раздаются леденцы на палочках, родителям предлагаются в качестве подарка расписанные ими сувениры).

Публикации по теме:

Организация проектной и исследовательской деятельности дошкольников в старшей разновозрастной группе МАОУ ОО школы №8 (дошко …) Тема: «Чаепитие - событие» Основная идея, обоснование выбора: 1. Показать детям путь чая к людям, особенности, способы его приготовления.

Проект по народному декоративно — прикладному искусству «Народные умельцы» для детей старшего дошкольного возраста.Проект по народному декоративно — прикладному искусству «Народные умельцы» для детей старшего дошкольного возраста. Педагогический проект «Народные умельцы» «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Праздники
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Конспект творческой гостиной «Кладовая мудрости, россыпь радости» для родителей и детей подготовительной группы ДОУ
Опубликовано: 5 апреля 2013 в 13:02
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Масленица (фотоотчет)
Широкая масленица – сырная неделя! Широкая Масленица – Сырная неделя! Ты пришла нарядная к нам Весну встречать. Печь блины и развлекаться будем...
Фотоотчет «Спортивные достижения моих воспитанников».
Доброго дня коллеги! Хочу поделиться с вами моей гордостью и радостью! Моя воспитанница, Малеева Дашенька, посещает наш детский сад со 2 младшей группы. По...
Картотека Гимнастика после сна
Картотека гимнастика после сна 1. "Потягивание" И. п. лежа на спине, руки вдоль туловище. На вдохе потянуться двумя руками вверх, пяточки двух ног вперед;...
Фотоотчёт праздника «Русские богатыри»
Фотоотчёт праздника "Русские богатыри" В этом году в старших группах мы проводили праздник, посвящённый Дню защитника Отечества, в форме сказочного...
Статья «Установление психологичечкого контакта с детьми младшего дошкольного возраста»
УСТАНОВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНТАКТА С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Казакова Е. Н. В этой статье описывается важность установления психологического...