Папки-передвижки

Конспект урока по русскому языку для 7 класса «Союз как часть речи»

Вера Гаврилова
Конспект урока по русскому языку для 7 класса «Союз как часть речи»

Тема: Союз как часть речи.

Цель: расширить знания о союзе.

Знать: понятие союза, классификацию союза.

Понимать: отличие союза от других частей речи.

Применять: отличать союзы от других служебных частей речи, давать характеристику союзам.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Повторение изученного.

а) работа с раздаточным материалом.

б) проверка текста.

3. Объяснение нового материала.

а) работа с материалом для наблюдения.

б) сообщение темы и цели урока.

Публикация «Конспект урока по русскому языку для 7 класса „Союз как часть речи“» размещена в разделах

в) этимологическая справка.

г) работа с учебником.

д) разряды союзов.

4. Первичное закрепление.

а) раздаточный материал.

б) проверка.

5. Работа с учебником.

а) анализ текста.

б) осложнённое списывание.

в) проверка.

6. Закрепление изученного материала.

а) работа с раздаточным материалом.

б) проверка.

7. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Вера Андреевна.

Проверьте свои рабочие места. У вас на столе должен лежать учебник по русскому языку, тетрадь, ручка и карандаш.

Запишите в тетради сегодняшнее число и классная работа.

2. Повторение изученного.

а) Работа с раздаточным материалом. Анализ текста.

-У вас на партах лежит раздаточный материал.

-Возьмите его, пожалуйста.

-Прочитайте текст.

Шапки долой!

Всю зиму стоят лесные пни в снегу увязнув по уши. Шапки снежные надвинув на брови смотр. т сердито и недовольно. А весной когда пригре. т солнышко пни загуляют. Высунут)ся из снега шапки белые набекрень заломив и до того раззадор. тся – пар идёт! В апреле встанут они во весь рост удар. т шапками о землю. Проп. дай, шапка, была не была. Ра (с,сс)тупись лесной народ! Пни гуляют!

Н. Сладков.

- Нравится ли вам эта миниатюра? Что описывает Сладков?

- Какой художественный прием используется в тексте? (олицетворение)

-Какой характер у пней? Как их изображает автор? Найдите фразеологизмы, которые обыгрываются, как вы их понимаете?

- Где текст можно разделить красной строкой на абзацы? Что нам это деление подсказывает в тексте (союз «а», имеющий противительное значение)

- Спишите, вставив пропущенные буквы и знаки препинания.

б) Проверка текста

3. Объяснение нового материала.

а) Работа с материалом для наблюдения (записанный текст).

- Какие служебные части речи вы знаете? (предлог, союз, частица).

- Найдите в тексте служебные части речи.

Предлоги – в, по, на, из, до, во, о

Союзы – и, а, и, когда

Частицы - не

- Итак, это все служебные части речи, но роль у них в предложении разная.

- Какова роль предлогов в предложении? (выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении)

Союзов? Посмотрим текст (союзы связывают однородные члены предложения и части сложного предложения).

б) Сообщение темы и цели урока.

- Итак, ребята, кто уже догадался, какова тема нашего урока? (Союз).

- Верно. Тема урока – Союз как часть речи.

- А цель урока – расширить ваши знания о союзе.

в) Этимологическая справка.

В энциклопедии «Русский язык» можно узнать, что союз – это калька с латинского конйюктио, что означает соединение. А в «Кратком этимологическом словаре русского языка» сообщается, что слово союз заимствовано из старославянского и образовано с помощью приставки СЪ от ЮЗ.

- Что значило последнее слово?

Вспомните современные слова узы, узел, вязать.

- Что общего у этих слов? (у всех значение тесной связи, объединения, соединения).

Союз как грамматический термин - одно из пяти значений многозначного слова. Ведь и он связывает, соединяет и однородные члены и части сложного предложения.

г) Работа с учебником.

- Давайте же прочитаем определение союза в учебнике и узнаем, о чём мы ещё не говорили.

- Откройте учебник на странице 146.

Союз – служебная часть речи, которая связывает однородные члены, простые предложения в составе сложного, а так же предложения в тексте.

Союзы бывают простыми и составными, подчинительными и сочинительными.

- Что нового вы узнали из определения? (что союзы бывают простыми и составными, подчинительными и сочинительными).

д) Разряды союзов.

- В зависимости от роли союза в предложении они делятся по значению на 2 разряда: сочинительные и подчинительные. Сочинительные союзы связывают однородные члены предложения или простые предложения в составе сложного. Подчинительные союзы соединяют простые предложения в составе сложного.

- По составу союзы делятся на 2 группы: простые и составные. Простые состоят из одного слова, составные – из двух и более слов.

4. Первичное закрепление.

а) Раздаточный материал.

- А сейчас проверим, как вы усвоили материал.

- Возьмите раздаточный материал № 2 на столе. Прочитайте задание.

Распределите союзы на два столбика: простые и составные. Запишите.

Как будто, потому что, чтобы, оттого что, или, а, и, либо, зато, однако, так как.

б) Проверка.

Простые – чтобы, или, а, либо, зато, однако.

Составные – как будто, потому что, оттого что, так так.

- Итак, какие союзы мы называем простыми? (состоящие из одного слова).

- Составными? (состоящие из двух и более слов).

5. Работа с учебником.

а) Анализ текста.

- Продолжим нашу работу.

- Посмотрим на упражнение № 354 в учебнике.

- Прочитайте задание.

Озаглавьте текст и определите его основную мысль и стиль. Спишите. Какие из выделенных союзов соединяют однородные члены предложения, а какие простые предложения в составе сложного.

- Давайте прочитаем.

- Какова главная мысль текста? (логика явления должна так же логично отображаться в языке).

- Какой стиль текста? (научно-популярный).

- Озаглавьте текст (Союз – средство логической связи).

б) Осложнённое списывание.

- Спишите, пожалуйста, текст. На работу даю 10 минут. Приступайте.

в) Проверка.

- Ученики читают предложения и объясняют пропущенные орфограммы.

- Давайте посмотрим на выделенные союзы.

- Союз И соединяет однородные члены предложения. Какой это союз по составу? (простой…

- Обратите внимание на союзы в рамке: оттого что, вследствие того что, в силу того что, благодаря тому что. Это простые союзы или составные? (составные).

- Запишите их в тетрадь.

- Так же обратите внимание на слова в рамках выше. Что нужно запомнить в слове ситуация? (написание Буквы И в первом слоге и шестом… Что обозначает это слово? (совокупность обстоятельств, обстановка).

6. Закрепление изученного материала.

а) Работа с раздаточным материалом.

- Закрепим ваши знания по теме союз. Возьмите распечатки № 3.

Прочитайте задание.

Заполните пропуски в тексте.

Союз – это ___ часть речи, которая служит для. По значению союзы делятся на ___ и. По строению союзы делятся на ___ и. Соединяют части сложноподчиненного предложения ___ союзы, а ___ союзы связывают однородные члены предложения и части сложносочиненного предложения.

- На выполнение задания 2 минуты.

б) Проверка.

7. Домашнее задание.

Выполнить упражнение № 359.

Публикации по теме:

Методика подготовки учащихся 11-го класса к ЕГЭ по русскому языку на основе комплексного анализа текста Всем известно, что русский язык - предмет сложный. Поэтому работу по подготовке к ЕГЭ я начинаю вести уже с 5 класса. На уроках русского.

Конспект урока по русскому языку «Комплексный анализ текста» Конспект урока по русскому языку на тему «Комплексный анализ текста». Цель урока: обучение комплексному анализу текста. Задачи урока:.

Конспект урока по русскому языку в 1 классе «Слова, отвечающие на вопросы ктоИ что?» Тема: "Слова, отвечающие на вопросы «Кто?» и «Что?»". Задачи: формировать у обучающихся умение различать слова, отвечающие на вопросы «Кто?.

Конспект урока по курсу «Математика» для обучающихся 11 класса МБОУ СОШ №64 г. Брянска. (Из методической копилки учителя математики Людмилы Ивановны Тарасовой) Конспект урока по курсу «Математика»,.

Конспект урока по русскому языку для первого класса «Вежливые слова» Тема: «Вежливые слова. Слова однозначные и многозначные (общее представление). Слова, близкие и противоположные по значению. Планируемые.

Конспект урока по русскому языку в 1 классе по системе Л. В. Занкова «Написание заглавной буквы Я» УРОК - Русский язык 1 класс система Л. В. Занкова Автор прописи: Н. В. Нечаева Учитель: Дортман Любовь Николаевна Тема: Написание заглавной.

Конспект по русскому языку во 2 классе «Парные согласные» Тема урока: «Во саду ли в огороде…» «Правописание парных согласных в корне слова» Цель: Создание условий для отработки знаний о парных.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе. Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слов Русский язык - 2 класс. Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слов. Цели: формировать умение проверять написание парных.

Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 5 классе по программе Разумовской М. М. (2 часть) IV. Содержание учебного предмета. Раздел Характеристика основных содержательных линий Формы учебной деятельности О языке Значение языка.

Конспект урока по русскому языку на тему «Глаголы 2-го лица единственного числа» Русский язык Тема. Глаголы 2-го лица единственного числа Цели урока: - вырабатывать навыки грамотного написания окончаний глаголов 2 лица,.

Автор публикации:
Конспект урока по русскому языку для 7 класса «Союз как часть речи»
Опубликовано: 17 октября 2017 в 00:03
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД