МААМ-картинки

Конспект урока «Фразеологизмы и их употребление»

Тарико Татьяна Михайловна
Конспект урока «Фразеологизмы и их употребление»

3 н а т ь: о фразеологизмах — устойчивых сочетаниях слов, их роли в обогащении речи

Уметь: употреблять в речи фразеологизмы с целью ее обогащения.

I. Взаимопроверка домашнего задания.

II. Класс работает над лексическим диктантом (записать слово, угадав его по лексическому значению).

1) Красная строка, отступ в начале строки (абзац).

2) Небольшая дощечка или металлическая пластинка с вырезом для большого пальца, на которой живописцы кистью смешивают краски и с которой они берут их во время работы (палитра).

3) Краски, замешанные на воде (акварель).

Публикация «Конспект урока „Фразеологизмы и их употребление“» размещена в разделах

4) Камень цвета морской воды (аквамарин).

5) Художник, рисующий морские пейзажи (маринист).

6) Дословная выдержка из какого-либо текста (цитата).

7) Устойчивое сочетание слов (фразеологизм).

III. Слово учителя.

Прослушайте стихотворные строки:

Так образы изменчивых фантазий,

Бегущие, как в небе облака,

Окаменев, живут потом века

В отточенной и завершённой фразе.

В. Брюсов.

Слова эти взяты из «Сонета к форме» известного поэта Серебряного века В. Брюсова и являются эпиграфом к нашему уроку. А тема нашего урока- фразеологизмы и их употребление.

IV. Работа по вопросам.

- что называют фразеологическим оборотом? Приведите примеры.

- как по-другому можно назвать фразеологический оборот? (фразеологизм, устойчивое сочетание слов)

- назовите источники возникновения фразеологизмов и приведите примеры. ( пословицы и поговорки: много снега- много хлеба;, исторические события: Пусто, словно Мамай прошёл)

V. Национальный характер фразеологических оборотов.

Например, мы часто говорим: «быть между молотом и наковальней» или «между двух огней», когда оказываемся в трудном положении, между двумя враждебными сторонами. Англичане же сказали «находиться между дьяволом и глубоким синим морем».

Синонимом к слову «никогда» в русском языке является фразеологический оборот «когда рак на горе свистнет», в английском –«когда луна превратится в зелёный сыр», в немецком –«когда собаки залают хвостами», в болгарском – «когда свинья в жёлтых шлёпанцах на грушу вскарабкается», в киргизском – «когда хвост верблюда коснётся земли».

VI. Вспомните фразеологические обороты со словом рука. Объясните, как вы понимаете эти выражения, приведите примеры.

( Возможные варианты: валится из рук (не клеится, не работается); взять голыми руками (легко сделать); дать по рукам (наказать, отучить); из рук в руки (непосредственно); не покладая рук (неустанно); из рук вон плохо (очень плохо) и мастер на все руки, дать руку на отсечение, лёгкая рука т. д.)

VII. 1. Дайте толкование фразеологизмов :

• На птичьих правах – временно, незаконно.

• Собаку съел – приобрел опыт, навык в чем-либо.

• С иголочки – совершенно новый, только что сделанный, изготовленный.

• Сказка про белого бычка – бесконечное повторение одного и того же.

• Как с гуся вода – совершенно безразлично, все нипочем, ничего не действует.

2. Дайте толкование фразеологизмов. Как говорят о человеке:

• который часто меняет свои решения – семь пятниц на неделе;

• которого трудно заставить поверить чему-либо – Фома неверующий;

• кротком, безобидном, добром – мухи не обидит;

• робком, скромном, незаметном – тише воды, ниже травы;

• который чувствует большую неловкость – готов сквозь землю провалиться;

• очень болтливом – язык без костей;

• который испытывает чувство сильного испуга, ужаса – волосы дыбом становятся.

VIII. В русском языке много фразеологизмов, которые обозначают высшую степень различных признаков. Назовите их по толкованию.

Очень

• беречь – как зеницу ока;

• любить – души не чаять, на руках носить;

• ругать – на чем свет стоит;

• сильно краснеть – до корней волос;

• крепко спать – как убитый, без задних ног;

• быстро скакать – во весь опор;

• быстро бежать – во весь дух, во все лопатки, сломя голову;

• смеяться – кататься со смеху, животики надорвать;

• громко кричать – во все горло;

• промокнуть, промерзнуть – до костей;

• хорошо знать – как свои пять пальцев.

IX. Учитель поясняет, что слова и выражения, которые вошли в нашу речь из литературных источников, называют крылатыми словами.

Существуют особые словари метких, образных слов (например, «Крылатые слова» (Ашукин Н. С, Ашукина М. Г. — М., 1986). В них разъясняется смысл крылатых слов, указывается, откуда взято то или иное выражение.

— Какие крылатые слова из басен Крылова вы помните? (У сильного всегда бессильный виноват; А Васька слушает да ест; А вы, друзья, как ни садитесь. ; Ларчик просто открывался и т. д.)

X.. На уроках литературы вы знакомились с мифами Древней Греции. Вспомните и запишите фразеологизмы, вошедшие из них в русский язык, объясните их значение.

(Авгиевы конюшни, троянский конь, ахиллесова пята, гордиев узел, гомерический хохот и др.)1

XI. Тест

1. Укажите неверное утверждение:

а) фразеологизмы — свободные сочетания слов;

б) существуют фразеологизмы-синонимы;

в) к фразеологизмам можно отнести также и пословицы;

г) в предложении фразеологизмы являются одним членом предложения.

2. Укажите фразеологизмысинонимы к словосочетанию очень любить:

а) как свои пять пальцев;

б) яблоку негде упасть;

в) души не чаять;

г) проще пареной репы;

д) носить на руках;

е) положа руку на сердце.

3. Найдите синонимические фразеологизмы :

а) во что бы то ни стало;

б) игра не стоит свеч;

в) ни слуху ни духу;

г) хоть караул кричи;

д) себе дороже;

е) хоть волком вой;

ж) кровь из носу;

з) как в воду канул.

4. Найдите антонимические фразеологизмы :

а) душа в душу;

б) засучив рукава;

в) играть на руку;

г) положа руку на сердце;

д) вставлять палки в колеса;

е) кривить душой;

ж) как кошка с собакой;

з) через пень колоду.

5. Определите, кто является автором фразеологизмов литературного происхождения:

1) вернуться к разбитому корыту; а) А. Пушкин;

2) Демьянова уха; б) А. Чехов;

3) рыльце в пуху; в) Н. Некрасов;

4) человек в футляре. г) И. Крылов.

XII. Подведение итогов урока.

XIII. Рефлексия

XIV. Домашнее задание.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Игры и упражнения для образования относительных прилагательных и их употребление в речи Упражнение «Из чего предмет? Цель: продолжать учить детей образовывать относительные прилагательные. Материал: Металлическая ложка, бумажная.

Конспект открытого урока «Ты сегодня второклассник» Конспект открытого урока «Ты сегодня второклассник…» Цели и задачи: создание у детей праздничного настроения от встречи со.

Конспект урока «Путешествие по залам музеев» Тема: Путешествие по залам музеев Цель урока: познакомить учащихся с историей возникновения музея, его видами; воспитывать уважительное.

Конспект урока «Фрукты. Употребление в пищу» Цели: • закрепить понимание понятия «фрукты»; •дать представление об употреблении фруктов в пищу. Планируемые БУД: образовательные: •.

Конспект урока «Путешествие по сказкам» .

Конспект урока «Мебель в кабинете» Конспект урока Тема занятия: Мебель в кабинете Тип занятия: комбинированный Предмет: СБО Дата проведения: 12 октября 2017г. Воспитатель:.

Конспект урока «Морской пейзаж» Цель урока: : познакомиться с приёмами построения композиции пейзажа, научиться рисовать в технике «рисования по сухой мятой поверхности»,.

Конспект урока математики «Умножаем» Здравствуйте ребята, меня зовут. Я рада вас видеть. Урок я хочу начать словами французского философа Руссо: «Вы талантливы, дети! Когда-нибудь.

Конспект урока «Квадратный сантиметр» Здравствуйте ребята, меня зовут. Я рада вас видеть. (1 слайд) Урок я хочу начать словами французского философа Руссо: «Вы талантливы,.

Конспект урока «Ориентирование» 5 класс Научится ориентироваться на местности через совместную деятельность, развивать умения самостоятельно находить нужную информац Технологическая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока «Фразеологизмы и их употребление»
Опубликовано: 17 декабря 2017 в 19:45
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД