Папки-передвижки

Конспект урока русского языка в 3 классе «Роль имён прилагательных в тексте. Словарный диктант»

Панютчева Татьяна
Конспект урока русского языка в 3 классе «Роль имён прилагательных в тексте. Словарный диктант»

Русский язык

3 класс по УМК «Школа России»

Имя прилагательное

Тема урока №88 : Роль имён прилагательных в тексте. Словарный диктант.

Тип урока : Открытие новых знаний.

Цель: создать условия для умения определять роль имён прилагательных в тексте.

Планируемые результаты:

Публикация «Конспект урока русского языка в 3 классе „Роль имён прилагательных в тексте, Словарный диктант“» размещена в разделах

Предметные : Познакомится со стилями речи, текстами – научный, художественный; указать на особую роль имен прилагательных в речи.

Личностные результаты: Учиться развивать мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение); осознавать свои возможности в учении; осознавать роль языка и речи в жизни людей; выражать свои эмоции: смогу ли адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Познавательные: показать важность употребления имён прилагательных в русской речи; владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; логические: осуществлять сравнение, находить различие и сходство текстов.

Регулятивные: формулировать тему и проблемные вопросы урока.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

Основное содержание темы, понятия и термины:

Имя прилагательное. Роль имен прилагательных в тексте. Текст. Стили текстов : научный, художественный. Текст - описание.

Формы организации деятельности учащихся на уроке : проблемное обучение, здоровье-сберегающие технологии.

Межпредметные связи: Окружающий мир, литературное чтение, рисование.

Образовательные ресурсы:

Рабочая программа, учебник русский язык 3 класс 2 часть В. П. Канакина, В. Г. Горецкий УМК «Школа России» «Просвещение» 2018г. с. 68-69, презентация, листочки для словарного диктанта, для рисунка, цветные карандаши, учебники, тетради, геометрические фигуры.

Ход урока

1. Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности.

- Прозвенел звонок для нас.

Поприветствуем добродушных, радушных и уважаемых гостей.

Моим учтивым, внимательным, пытливым и сообразительным ученикам хороших отметок и новых открытий на уроке.

Присаживайтесь- любознательные, умные и находчивые. Вы сами должны будете назвать тему нашего урока, а также задачи урока.

2. Словарный диктант :

У вас на партах лежат листочки, их нужно подписать.

Сядьте прямо, выровняйте спинки, ножки прямые.

- Работа для грамотных и аккуратных, каковыми вы все являетесь!

-Запишите: берёза, капуста, малина, щавель, морковь, пшеница, орех, картофель, огурец, петрушка, рябина.

Работа в парах:

- Поменяйтесь работами, возьмите карандаш и проверьте слова соседа по парте, работа для внимательных и справедливых, исправьте, если понадобиться ошибки и выставите оценку.

Помним: 1 ошибка- 4: 2-3- 3, 4 и больше- 2.

Проверьте (на доске слова)

Берёза, капуста, малина, щавель, морковь, пшеница, орех, картофель, огурец, петрушка, рябина.

Выставление оценок.

-Поднимите руки те, кто поставил -5, 4,3,2.

- Сложите листочки по два, передайте с последней парты вперед.

3. Работа со словами из словаря.

- Задание на внимание и сообразительность.

Что обозначают все эти слова, одним словом?

Сложно, поможет загадка:

- Дышит, растёт,

А ходить не может? (растение)

- Открывают словарики организованные ученики и записывают словарное слово :

-Какая часть речи, помогает понять лексическое значение данного слова?

- Какую роль играют имена прилагательные в значение слова – растение?

Какой это текст, по – вашему мнению?

- Умные и талантливые дети, вспомните, какие тексты вы уже знаете?

(текст - описание, текс т - повествование, текст- рассуждение)

Подходит этот текс хотя бы к одному из известных вами типов текста?

Нет дети, это новый тип- стиль текста- НАУЧНЫЙ!

Послушайте ещё один текст :

- Это невысокое травянистое растение с ветвистым стеблем и многочисленными узкими листочками. Цветок состоит из беленьких овальных,вытянутых, как язычки лепестков, расположенных вокруг жёлтой мохнатенькой серединки.

-Узнали это растение? (ромашка)

А тип текста какой (описание)

Стиль? (научный)

- Какие слова помогли описать - это растение? (имена прилагательные)

- Какую роль они сыграли в тексте?

-Запишите это слово в словарик!

Актуализация знаний

-Послушайте ещё текст - загадку :

Стоят в поле сестрички –

Жёлтый глазок, белые реснички! (ромашка)

-Какие слова помогли разгадать эту загадку? (имена прилагательные)

- Назовите их.

- Выделите имена прилагательные.

Ромашка – когда –то этот цветок называли «романов цвет» или «романова трава»

- Какой это текст? (описание, художественный)

- Какую роль играют имена прилагательные в этом тексте?

Физ. минутка для очень внимательных :

На имена существительные - шагаете,

На имена прилагательные - приседаете,

На глагол - прыжок.

(Весна, зелёная, поёт, ромашка, трава, красивый, растёт, весенняя, песня, распустились, красивые)

4. Постановка учебной задачи. Для самых внимательных и думающих.

- Сформулируйте тему нашего урока. (Роль имен прилагательных в тексте)

- Закончите предложение.

На доске:

Узнать, (какую роль выполняют прилагательные в тексте)

Учиться отличать стили текстов

- Сегодня на уроке будем исследовать тексты, анализировать роль прилагательных, отличать художественный стиль текст от научного.

5. Работа по учебнику.

Открытие нового знания.

- Откройте учебники на странице 68, найдите упражнение 119.

-Прочитаем первый текст Зинаиды Александровой

-Знакомимся с текстом Анатолия Онегова.

-В чём сходство этих двух текстов? (о ромашке)

-А в чём различие? (первый – стихотворение, второй – научное описание)

-Какой текст описывает предмет наиболее точно? (первый)

-А какой из текстов описывает предмет более образно? (второй, автор сравнивает ромашку с солнышком)

-Где можно встретить каждый из текстов : в художественной, научной или справочной литературе? (Текст Зинаиды Александровой – в художественной литературе, а текст-Анатолия Онегова – в научной или справочной литературе).

- Итак, какая часть речи описывает предмет более точно? (имя прилагательное)

-Так без какой части речи текст был бы неполный, непонятный, скучный? (без прилагательных)

Логически- поисковая работа

- Возьмите простой карандаш, нарисуйте солнце, травку, цветочки, бабочек. (Ребята быстро выполняют наброски на своём листочке)

- Нравится рисунок?

- Почему? А теперь цветными карандашами раскрасьте рисунок.

- Что скажите теперь?

- Сравните, что общего у рисунка с текстом?

Какую роль выполнил цвет в рисунке, а прилагательные в тексте?

- Какую же роль выполняют прилагательные в тексте? (украшают, уточняют, дают авторскую оценку)

Вывод: как цвет украшает рисунок, так прилагательные украшают нашу речь.

- Появилось ли у вас желание написать текст на наше школьное радио и быть внештатным корреспондентом?

6. Работа в тетради

Выписать из второго текста словосочетания : имя существительное и имя прилагательное, которое с ним связано по смыслу.

Самопроверка (со слайда)

Кто нашёл словосочетания?

Ромашка (какая) белая;

растение (какое) многолетнее ;

растение (какое)

Прочитайте текст :

- Весна – замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Какой цветок первым появляется весной? (подснежник)

- А почему его так назвали? (он рождается под снегом)

-А какие бы вы подобрали прилагательные для описания подснежника? (ответы детей)

Подснежник-белый, первый, долгожданный, красивый.

- Запишите слово подснежник в тетрадь и разберите его по составу. (работа у доски)

7. Итог урока

- Для чего мы употребляем в речи имена прилагательные? (прилагательные украшают нашу речь, делают её точной и выразительной)

8. Рефлексия

- Каждый из вас по – своему воспринял этот урок : кого-то он порадовал, кому-то надо над собой поработать.

- Оцените свою работу на уроке, выбрав цвет и геометрическую фигуру.

(зелёный круг) Мне всё понятно. Я молодец!

(жёлтый квадрат) У меня не всё получилось, но я старался!

(красный круг) Мне надо быть внимательным!

Оценки за урок

9. Домашнее задание. (на доске)

- На странице учебника 69 упражнение 120. Прочитайте текст Ивана Соколова - Микитова.

- Почему цветок так называется?

- Какие прилагательные дают характеристику цветку?

- Можем ли мы сказать, что это текст-описание?

- Какое это описание: научное или художественное.

- Прочитайте текст без прилагательных.

- Изменился текст? Обоснуйте свой ответ.

- Какую роль играют прилагательные в речи?

- Дома вы спишите текст, вставляя пропущенные буквы, и у имён прилагательных выделите окончания.

Публикации по теме:

Конспект открытого урока русского языка в 3 классе по теме «Изменение имён прилагательных по падежам» Урок русского языка в 3 классе «Изменение имен прилагательных по падежам». Цель: формировать умения определять падеж имени прилагательного;.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Личные местоимения» Тема: Личные местоимения 1. 2 и 3-го лица. Цели: познакомить с грамматическими признаками личных местоимений; учить определять их лицо.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Наши проекты» Наши проекты Цели: подготовить к выполнению проектной работы; обобщить знания о знаках препинания в русском языке. Формируемые УУД: п..

Конспект урока русского языка в 4 классе «Правописание наречий» Тема: Правописание наречий. Цели: развивать умения распознавать в тексте наречия, ставить к ним вопросы, определять их значение; формировать.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Повторение правописание падежных окончаний имён прилагательных» Технологическая карта урока русского языка Учитель:Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «12» мая 2015 года. Тема. Повторение правописание.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Приставки про-| пра-, по-| па-» Технологическая карта урока русского языка Учитель: Антинг Валентины Германовны Дата проведения: 19. 11. 2014 г. Класс: 3 Г Тема. Приставка.

Конспект урока русского языка в 10 классе по теме «Глагол» Урок : Русский язык Ишметова Ш. А Дата: 31.01.2018г Количество присутствующих: Количество отсутствующих: Класс : 10 Тема урока: Глагол Цели.

Урок русского языка в 3 классе «Осенняя прогулка» по теме «Род имён существительных» ТЕМА УРОКА: РОД ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ «Осенняя прогулка» Цели: 1. Закрепить представления об одушевленных и неодушевленных существительных,.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Определение рода имён существительных во множественном числе» Урок русского языка в 3Б классе. Технология: Критическое мышление Учебник: Т. Г. Рамзаева «Русский язык» Урок по теме: Определение рода имён.

Урок русского языка в 6 классе «Разряды имен прилагательных» Цели: узнать разряды прилагательных; развивать опознавательные признаки качественных, относительных и притяжательных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока русского языка в 3 классе «Роль имён прилагательных в тексте. Словарный диктант»
Опубликовано: 28 марта 2023 в 18:20
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД