Конспект вечера развлечений для подготовительной группы «Русские наигрыши» на основе народного творчества.

Оксана Шугарова
Конспект вечера развлечений для подготовительной группы «Русские наигрыши» на основе народного творчества.

Конспект вечера развлечений для подготовительной группы "Русские наигрыши" на основе народного творчества - это авторская разработка из цикла занятий по развитию слухового восприятия детей и ознакомлению с русскими народными инструментами, их выразительными возможностями и роли в народном творчестве.

В процессе ознакомления с русскими народными инструментами дети учатся распознавать группы инструментов, особенности их звучания, анализируют их выразительные возможности, сравнивают с инструментами симфонического оркестра, закрепляют свои представления о комплексе "композитор-исполнитель-слушатель" применительно к народному музыкальному творчеству, а также знакомятся с русской традиционной культурой.

В конспекте использованы как авторские разработки, так и материалы из "Танцевальной ритмики" Т. И. Суворовой, из "Танцевального калейдоскопа" Новиковой и Сухановой.

Конспект вечера развлечений для подготовительной группы «Русские наигрыши» на основе народного творчества.

Основные задачи:

Развивающие.

1. Развивать музыкальное восприятие, образную речь детей, побуждая их сравнивать звучание различных народных инструментов и изменение характера музыки.

2. Развивать творческое воображение (образные высказывания о музыке, проявление творческой активности).

3. Побуждать детей к радостному восприятию звучания народных инструментов, различным проявлениям творчества в музыкально-ритмических движениях, ритмопластике, пении, народных музыкальных играх.

Обучающие.

1. Развивать слушательскую культуру детей, совершенствовать представления о звучании русских народных инструментов, их выразительных возможностях.

2. Формировать представления о составе оркестра народных инструментов, особенностях их звучания.

3. Закреплять во всех видах музыкальной деятельности знания детей о русской национальной культуре и народном творчестве.

4. В играх – формировать представление о коллективности и вариантности народного творчества.

Воспитательные.

1. Вызывать сопереживание музыке, проявление эмоциональной отзывчивости.

2. Воспитывать доброту, умение сочувствовать.

3. Воспитывать любовь и интерес к народному творчеству и национальной культуре России.

4. Формировать патриотическое и высокогражданственное сознание.

Музыкальный материал, используемый в досуге:

1.«Светит месяц», русская народная плясовая в исполнении оркестра русских народных инструментов.

2.«Былинный напев», пьеса в исполнении ансамбля гусляров (аудиокассета «Русская тройка»)

3.«Семеновна», пьеса в исполнении ансамбля балалаечников (там же).

4.«Осенняя песня», сл. и муз. Бобковой

5. Байновская кадриль. «Танцевальная ритмика» №4, Т. И. Суворова

6. Кадриль «Мани-Вани» («Танцевальная ритмика» №4, Т. И. Суворова)

7. Русская народная игра «Огородник»

8. Хоровод «Топотушка», музыкальное сопровождение – «Велик день» ансамбль «Иван Купала» (авторская разработка движений музыкального руководителя Шугаровой О. А.)

Атрибуты, наглядный материал:

1. Карточки с изображением инструментов и музыкантов к игре «Подбери инструмент»

2. Ложки.

3. Репа – игрушка на палочке.

Дети входят в зал хороводом под русскую плясовую «Светит месяц» (движения Новиковой и Сухановой, «Танцевальный калейдоскоп» №1)

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, добры молодцы да красны девицы! Собрались мы с вами позабавиться как в деревне раньше наши бабушки да дедушки веселились. Поэтому пришли мы с вами в сарафанах да в рубахах ярких, как ходили раньше люди русские. А сначала поздороваемся, да по-нашему, по-старому.

Приветствие в хороводе «Здравствуйте, добры молодцы! Здравствуйте, красны девицы!»

- А скажите мне, какие вы движения русские народные плясовые знаете?

Дети показывают и называют «ковырялочку», «воротики», «полочку», «тарелочки» и т. д.

- Молодцы! Спляшем весело!

Дети исполняют русскую плясовую «Светит месяц» (движения Новиковой и Сухановой, «Танцевальный калейдоскоп» №1)

- Ох, плясали весело! Отдохнем, на завалинке посидим, послушаем музыкантов русских. А что за музыканты играть будут – не знаю, не ведаю. Угадаем вместе.

Звучит «Былинный напев», пьеса в исполнении ансамбля гусляров (аудиокассета «Русская тройка»)

- Кто же это заиграл? (дети – гусляр, гусли)

- А музыка какая по характеру звучала? (широкая, напевная, задумчивая, лиричная, мелодичная, звонкая, переливистая)

- Верно, а ведь гусли так и называют – гусли звончатый, переливчатые да яровчатые. Из чего гусли сделаны? (из дерева)

- Верно, гусли делались из дерева – из сосны, березы, а самые ценные, самые звонкие гусли изготавливались из белого клена – явора. Вот народ и прозвал их яровчатыми. Гусли – это русский народный инструмент. Он «работает» в каком оркестре? (народных инструментов). Верно. А есть в симфоническом оркестре инструмент, похожий по звучанию и способу игры на гусли? (арфа). Молодцы. Арфа и гусли – одни из самых древних инструментов на земле.

- К какой же группе инструментов мы отнесем гусли? (струнных щипковых). Верно, гусляр играет на гуслях, защипывая или перебирая струны руками.

- Назовите еще струнные инструменты народного оркестра (балалайка, домра).

- Ну, вижу я, все-то вы знаете. Приглашаю вас поиграть со мной в игру мудреную. Справится с ней только настоящий знаток.

Проводится игра «Подбери инструмент», музыкальное сопровождение – «Семеновна» в исполнении ансамбля балалаечников.

- Поиграли, молодцы, свои знания и удаль показали. Да только на Руси люди очень талантливые всегда были – не только инструменты делали и играли на них, да еще и пели с удовольствием. Мы с вами знаем песню о России. Споем вместе.

«Осенняя песня», сл. и муз. Бобковой

- Велика Россия наша,

И талантлив наш народ.

Об искусниках – умельцах

На весь мир молва идет.

Ложкари играть начнут,

Ноги сами в пляс пойдут.

От зари и до зари

Веселятся ложкари!

«Веселые ложкари», «Байновская кадриль», Т. Суворова.

- Ай, да, ребятушки! И поют, и играют, все на свете знают! В танец русский приглашаю, в пары вас я зазываю.

Кадриль «Мани-Вани» («Танцевальная ритмика» №4, Т. И. Суворова)

- Русские люди – на все руки от скуки: и петь, и плясать, и загадки гадать. Да и в работе не сробеют - поле вспашут, да и засеют. А вырастет урожай – веселись да собирай! Собирайся, детвора,

Ждет вас русская игра.

Игра «Огородник», русская народная хороводная игра

- Веселились мы, играли. Но наверное, устали? Отдохнуть нам всем пора. Встанем в хоровод веселый, попляшем напоследок, да отправимся отдыхать!

Хоровод «Топотушка», музыкальное сопровождение – «Велик день» ансамбль «Иван Купала» (авторская разработка движений музыкального руководителя Шугаровой О. А.)

Дети хороводом выходят из зала.

Игра «Подбери инструмент»

Авторская разработка музыкального руководителя Шугаровой О. А.

Программное содержание: осваивать понятия «исполнитель на музыкальном инструменте», расширять знания детей о различных исполнителях (в зависимости от инструмента – гусляр, балалаечник, ложкарь, домрист, гармонист и т. д., пополнять словарный запас, развивать восприятие звучания народных инструментов, развивать координацию и ориентирование в пространстве, закреплять навык движения хороводным или топающим шагом.

Игровые материалы: парные картинки с изображением музыкального инструмента и исполнителя – балалайка и балалаечник, домра и домрист, гармонь и гармонист и т. д.

Ход игры: детям выдаются карточки вразбивку. Под музыку дети двигаются хороводным или топающим шагом. С остановкой музыки дети должны найти свою пару – музыкальный инструмент и исполнитель. Важно, чтобы дети во время движения держали карточки на виду и видели изображения друг у друга.

Хороводная игра «Огородник»

Играющие стоят в хороводе. В центре – водящий «Огородник», топает 3 раза ногой.

Дети: Кто там?

Водящий: Огородник.

Дети: За чем пришел?

Водящий: За репой!

Дети двигаются по кругу и поют:

Сверху репа зелена,

Посередке толста,

К концу востра,

Прячет хвост под себя.

Кто к репе подойдет –

Всяк за вихор возьмет

Водящий движется по кругу противоходом. На окончание попевки Водящий останавливается рядом с одним из игроков, касается его рукой. Водящий и выбранный игрок поворачиваются спиной друг к другу за кругом. Остальные дети кричат:

Раз, два, три, беги!

Огородник и выбранный игрок обегают круг по внешней стороне хоровода в противоположные стороны. Тот, кто обежал круг и вернулся на место последним, становится Огородником.

Конспект вечера развлечений для подготовительной группы «Русские наигрыши» на основе народного творчества.
Публикации по теме:

Проект «Дорога к истокам народного творчества» Проект «Дорога к истокам народного творчества» Дубина О. В. Муз. руководитель МДОУ №224 г. Кемерово Цель проекта: Разработать и экспериментально.

Знакомство дошкольников с изделиями народного творчестваЗнакомство дошкольников с изделиями народного творчества Предметы народного творчества разнообразны. Это могут быть игрушки из дерева, глины, посуда, ковры, кружево. Каждое изделие несет в себе.

Библиотека изображений:
  • Иллюстрации
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Конспект вечера развлечений для подготовительной группы «Русские наигрыши» на основе народного творчества.
Опубликовано: 4 апреля 2013 в 23:35
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...
Проект на тему «Формирование познавательного интереса к исследовательской...
Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с большим удовольствием...
Итоговое комплексное занятие в старшей группе «Путешествие на необитаемый остров»
«Путешествие на необитаемый остров». Конспект итогового занятия за первый квартал в старшей группе. Цель: Формировать познавательный интерес к природе....