Папки-передвижки

Конспект внеурочного занятия «У всякого слова свой вид, свой цвет, свой свет». 5–6 классы

Чехова Ольга
Конспект внеурочного занятия «У всякого слова свой вид, свой цвет, свой свет». 5–6 классы

Тема работы: Конспект внеурочного занятия по теме «У всякого слова свой вид, свой цвет, свой свет», 5,6 класс (по сказке С. Г. Писахова «Морожены песни»).

Информационная справка.

Публикация «Конспект внеурочного занятия „У всякого слова свой вид, свой цвет, свой свет“, 5–6 классы» размещена в разделах

На этапе 5,6 класса формируются представления о специфике литературы как искусстве слова (развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей (отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых сосредоточен в основном на сюжете и героях произведения).

А. Эйнштейн сказал: «Где это только возможно, обучение должно стать переживанием».

Цель занятия : дать представление учащимся о художественных особенностях С. Г. Писахова, создать атмосферу «сопричастности чуду», побуждающую учащихся к творчеству.

Задачи: чтение и анализ текста сказки «Морожены песни», воспитание внимательного отношения к слову, любви к родному языку, развитие умения видеть необычность, красоту, образность слова северного сказочника; развитие творческого воображения и образного ассоциативного мышления. Способствовать сплочению классного коллектива, развитию сотрудничества обучающихся.

Формируемые универсальные учебные действия:

Личностные: давать нравственно-этические оценки, формировать уважительное отношение к истории, культуре семьи и народа, воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну.

Регулятивные: определять тему урока, ставить цель деятельности на уроке с помощью учителя, уметь планировать алгоритм ответа.

Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, выбирать фрагменты текста для чтения в зависимости от поставленной цели.

Коммуникативные: слушать и слышать, отвечать на вопросы, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, устанавливать рабочие отношения.

Формы организации занятия : фронтальная, групповая, индивидуальная.

Интересные сведения, находки : особенности северного говора, история памятника Писахову, работа «Украсим деревню», «размораживаем» - «замораживаем» слова, создаем форму слова, песни народов Севера.

Занятие по внеурочной деятельности «Читаешь чужое, а видишь своё» по теме «У всякого слова свой вид, свой цвет, свой свет», 5,6 класс.

1этап урока

Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности.

Деятельность учителя:

Эмоциональна, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению материала.

-- Здравствуйте, люди добрые. «Здравствуйте, люди добрые» - так называется памятник известному сказочнику Степану Григорьевичу Писахову.

Название памятника не случайно. Еще полвека назад по центральной улице города Архангельска каждый вечер прогуливался невысокий улыбчивый старичок. Он заговаривал с прохожими, рассказывал им забавные истории, подбадривал, если было нужно. В руках Писахова была неизменная авоська с рыбой для местных бездомных кошек, в карманах - хлеб для воробьев и голубей

А теперь Степан Григорьевич Писахов еще и виновник новой городской традиции. Каждый, кто проходит мимо его памятника, считает долгом пожать руку знаменитому сказочнику и попросить его выполнить заветное желание.

Cегодня мы отправимся в удивительно красивый край, на родину замечательного северного сказочника Степана Григорьевича Писахова.

Деятельность учеников:

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем.

Формы организации взаимодействия

Фронтальная

Формируемые УУД

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности

2 этап урока

Создание проблемной ситуации

Деятельность учителя:

- С помощью чего художники и композиторы передают красоту природы?

- А что используют поэты и писатели?

- следовательно, над чем мы сегодня будем работать?

- обратимся к тексту сказки Писахова «Морожены песни». Что необычного вы услышали в названии сказки? Разве песни можно заморозить? Послушаем начало сказки.

(Учитель подводит учащихся к тому, что слово можно не только услышать, но и увидеть, представить (форму, цвет)

-Давайте вместе определим тему урока, используя слова из сказки.

- Записывает тему урока (на доске). «У всякого слова свой вид, свой цвет, свой свет».

Деятельность учеников:

Размышляют, отвечают (краски, звуки музыки)

- слова

-Над словом

Подготовленный ученик читает до слов «Как-то у проруби сошлись…»

-отвечают на вопрос.

Предлагают варианты,

Выделяют главное:

«У всякого слова свой вид, свой цвет, свой свет».

Формы организации взаимодействия

Фронтальная

Формируемые УУД

Регулятивные: желание приобретать новые знания, умения, самостоятельно формулировать тему урока

Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию

Коммуникативные: слушать и слышать, отвечать на вопросы, формулировать собственные мысли

3этап урока

Целеполагание и определение задач.

Деятельность учителя:

- Итак, какова цель нашего урока?

Учитель направляет, подводит к необходимой цели: Мы должны через вид и цвет понять, какой свет исходит от слова.

- Какие задачи стоят перед нами?

Деятельность учеников:

Размышляют, обсуждают, предлагают варианты

Прочитать сказку, разобраться в речи сказочника, увидеть «сказочное» : представить слово, увидеть цвет, понять, какой свет от него исходит.

Формы организации взаимодействия

Фронтальная

Формируемые УУД

Личностные:

Регулятивные: ставить цель деятельности на уроке с помощью учителя, уметь планировать алгоритм ответа

Познавательные: самостоятельно делать выводы, обобщать

Коммуникативные: формулировать собственные мысли, обосновывать свою точку зрения

4 этап урока

Практическая работа с текстом.

Деятельность учителя:

Хотелось бы вам узнать, что было дальше? (продолжаем чтение до слов «А девкам перво дело песни».)

- Как выглядели слова, которыми переругивались Анисья и сватья?

- А слова «матерей-потаковщиц»? Как вы понимаете, кто такие потаковщицы?

- давайте попробуем представить эти слова и создать их из бумаги и фольги.

Включает отрывок из мультфильма «Не любо – не слушай» от слов «А девкам перво дело песни» до слов «Нарядне нашей деревни нигде не было».

- Какие сказочные превращения происходят с песнями? Во что превращаются слова? Прочитайте.

- Давайте и мы с вами украсим нашу деревню.

На столах у вас «морожены слова» из сказки (заготовки кружев)

- Посмотрим на дома с родины Писахова (презентация)

- дома получились красивые: в кружевах, в завитушечках…

- Как вы думаете, какие слова были заморожены?

- Как оценил приезжий купец эту красоту? Продолжаем чтение. Возьмите простые карандаши и подчеркните слова, которыми купец оценивает украшенье домов. (сделать вывод)

- Почему дети забросали купца «пустяками»? Как вы думаете, что это за «пустяки»?

- Как эти «пустяки» могли выглядеть?

- Видно, не очень страшными показались купцу «пустяки», т. к. решил он… Что? Продолжаем чтение стр. 204.

Очень уж понравились иноземным слушателям наши песни. И как может не понравиться такая красота! (звучит фрагмент женской песни)

Для тех песен особы ящики делали и таки большущи…

- Для каких песен? Почему ящики «особы», «большущи»?

Продолжаем чтение стр 205 (звучит песня в исполнении архангельских мужиков)

- Найдите в тексте слова, которые описывают эти песни.

- В сказке ярко выражено отношение автора к происходящему. Как он передаёт события? Найдите слова, подтверждающие вашу версию.

Итак, мы с вами привыкли, что чудесные превращения в сказках происходят только с людьми, и мы в это верим. Так почему же со словами не может быть так же! Так в этой сказке мы слова (песни) услышали, увидели, представили, смогли потрогать.

- А почему иноземцы поняли наши песни? Вернемся к теме нашего урока «У всякого слова свой вид, свой цвет, свой свет» Какой свет исходил от песен?

Деятельность учеников:

Читают вслух

Размышляют, отвечают

Фантазируют (отталкиваясь от текста, изготавливают «слова». Объясняют выбор формы, прикрепляют на доску.

Выделят слова : колечушками тонюсенькими-тонюсенькими, колечушко в колечушко, отсвечиват цветом каменья драгоценного, отсвечиват светом радуги…

Делают вывод о том, что в слове красота.

Каждая группа украшает свой дом.

Отвечают (добрые)

Подчеркивают «давай от удивленья ахать», «распрекрасна диковина», «загорелось песен назаказывать»

Отвечают

Читают, выделяют слова,

Отвечают

Ищут слова (без удержу сыпала словами, слова дыбом, насквозь прошибёт, бороды в стороны отвернули, запоскакивали кому в нос, кому в рыло)

Делают вывод о том, что автор по-доброму, с юмором, слегка лукавя, передает своеобразный, легкий нрав северян.

Размышляют, высказываются, делают вывод о том, что от песен исходит свет души : добра, любви, тепла…

Формы организации взаимодействия

Групповая

Индивидуальная

Групповая

Формируемые УУД

Личностные: давать нравственно-этические оценки, формировать уважительное отношение к культуре народа

Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа, планировать необходимые действия.

Познавательные: перерабатывать, преобразовывать информацию, выбирать материал в зависимости от поставленной цели.

Коммуникативные: формулировать собственные мысли, высказывать собственную точку зрения, устанавливать рабочие отношения

5 этап урока

Творческое задание.

«Разморозь слова»

Деятельность учителя:

Раздаёт задание по группам. (фигурки разной формы и разного цвета, дети должны «услышать» в них слова (Звучит мелодия)

Подводит итог, оценивает работу детей: «МОЛОДЦЫ!»

Деятельность учеников

Работают, называют слова.

6 этап урока

Рефлексия.

Деятельность учителя:

Продолжите предложение: «Сказки Писахова словно…»

Формы организации взаимодействия

Групповая

Индивидуаьная

Формируемые УУД

Личностные: воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну; давать нравственно-этические оценки

Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа, оценивать свои достижения

Познавательные: делать выводы, перерабатывать информацию

Коммуникативные: формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения

6 этап урока

Рефлексия.

Деятельность учителя:

Продолжите предложение: «Сказки Писахова словно…»

Деятельность учеников

Формы организации взаимодействия

Публикации по теме:

Конспект занятия по формированию навыков здорового образа жизни «Петушок, петушок, подари свой гребешок» Воспитатель: Уразбахтина Фарида Зиннатуллаевна Цель и задачи: Формировать навыки здорового образа жизни. Воспитывать желание всегда быть.

Игра-лото для детей дошкольного возраста «Узнай свой цвет». Игра-лото для детей дошкольного возраста "Узнай свой цвет". Цель: Продолжать учить детей выбирать цвет по образцу, учить воспринимать и.

Конспект занятия для детей 3–4 лет «Есть у каждого свой дом, своя улица»Конспект занятия для детей 3–4 лет «Есть у каждого свой дом, своя улица» Конспект для детей 3-4 лет. «Есть у каждого свой дом, своя улица». Цель. Закрепить у детей знания о понятии «дом». Задачи. Воспитывать.

Конспект открытого занятия: «У каждой семьи свой бюджет» Цель: раскрыть понятие «семейный бюджет». Познакомить с основными частями бюджета. Задачи: Образовательные: 1. Сформировать общее представление.

Конспект викторины «Родной свой край люби и знай» в средней группе.Конспект викторины «Родной свой край люби и знай» в средней группе. Заключительное занятие совместное с детьми и родителями проходит в музее «Симбирской Чувашской школы. Квартиры И. Я. Яковлева» с сотрудниками.

Конспект занятия по сенсорному развитию детей раннего возраста «Посади матрешку в свой вагончик» "Посади матрешку в свой вагончик".Программное содержание: Учить детей различать и называть 2 основных цвета, активизировать в речи детей.

Конспект занятия-прогулки «Несу свой домик на себе и потому всегда я дома». Цель: познакомить детей с улиткой, ее характерными признаками, особенностями. Задачи: Образовательные: формировать у детей знания о строении.

Конспект занятия в старшей группе «Будем город свой любить — будем дружно все мы жить»Конспект занятия в старшей группе «Будем город свой любить — будем дружно все мы жить» Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Будем город свой любить — будем дружно все мы жить». Цель:.

Конспект занятия по воспитанию патриотических чувств «Мы очень любим город свой» Тема: «Моя страна. Мой город» «Мы очень любим город свой» Цель: Продолжать формировать элементарные представления воспитанников о малой.

Фотоотчет занятия по тематической неделе «Познай свой край»Фотоотчет занятия по тематической неделе «Познай свой край» Тематическая неделя «Познай свой край». Фотоотчет. Патриотическое воспитание дошкольников - это основа формирования будущего гражданина нашей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект внеурочного занятия «У всякого слова свой вид, свой цвет, свой свет». 5–6 классы
Опубликовано: 29 января 2018 в 11:03
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД