Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Дедушкина наука»

Татьяна Романенко
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Дедушкина наука»

Дедушкина наука.

Воспитатель: Романенко Т. Ю.

ДОУ № 10

Цель: Воспитывать любовь к малой Родине через знакомство с традициями и образом жизни казачьей семьи, расширять знания о взаимоотношениях между старшим и младшим поколением. Воспитывать уважение к старшим людям, родным; учить детей заботиться о пожилых людях, оказывать им посильную помощь. Воспитывать интерес к прошлому своей семьи.

Ход занятий.

Воспитатель – (Чтение стихотворение е. Благининой «Наш дедушка»»).

Наш дедушка не любит тени,

Он любит солнышко, тепло,

Дрожат у старого колени,

Ходить бедняжке тяжело.

Он ничего почти не видит,

Не слышит ничего – глухой…

Его и курица обидит,

Наш дедушка совсем плохой!

Но без него мы жить не можем,

Он наш как-будто бы родной.

Он выйдет – мы ему поможем

Поставить стульчик раскладной.

И хорошенечко усадим,

Укроем ноги, а потом

Седую бороду разгладим

Или в косичку заплетем.

А если сказку дед затеет,

Сидим до самой темноты,

Никто и двинуться не смеет –

Все слушают, разинув рты.

Ну есть ли где-нибудь на свете

Такая дружба, как у нас?

Хотите, мы вам сказки эти

Расскажем в следующий раз?

В. – О ком это стихотворение?

- Что вы можете сказать об этих детях?

- Ребята, скажите, а кого мы называем дедушкой?

Дети – Дедушка – это отец (папа) мамы или папы.

В. – Верно, ребята. Современные семьи не всегда бывают большими, где есть дедушка и бабушка. Часто они живут далеко от своих детей и вас – внуков. И вы, конечно же, звоните им, навещаете их с родителями, чтобы им было не так одиноко. А хотите, я сегодня расскажу вам о том, как в казачьих семьях жили старики? Как к ним относились взрослые и дети – внуки, чем они занимались?

В. – Вы уже не раз слышали о том, что на Кубани семьи были всегда многодетные, в каждой от пяти до четырнадцати детей. Старшим в семье был мужчина – дед. Уважение к деду было велико и беспредельно. Казаки издавна считали, что старик в доме – лицо почитаемое, воля его – закон для всех. Слово деда было в доме главным, без него даже не начинали есть. К своему пожилому отцу и деду обращались на «вы». Дети любили своего дедушку, а особенно мальчики. В казачьей семье трудно было определить кто е кому приставлен: дедушка к внуку или внук к дедушке – так они дополняли друг друга. Дедушка много рассказывал,учил многому внука, а внук помогал дедушке.

Когда внук с душкой оставались наедине, внук слушал интересные истории деда о том, кто были его предки, когда они поселились в родной станице, кто был первым поселенцем, какая память осталась от того человека в доме: кинжал, боевая сабля, казачий костюм, портрет, награды. Уже к семи годам казачок хорошо знал свою родословную, кто кому и кем приходится. Внук выпытывал у деда, где тот служил, в каком полку. Они доставали фотографии деда в пору его службы. А на обороте этих фотографий, как правило, карандашом были записаны фамилии сослуживцев, город и место службы. Хранились также знаки заслуг и поощрения по службе: Георгиевский крест, шашка в серебряной оправе, газыри – нагрудные карманы для патронов, а также бронзовые жетоны за джигитовку (выполнение упражнений на скачущем коне). Давайте и выполним несколько упражнений на коне (скамейке).

П/и «Казачата».

В. – Молодцы, ребята. Вы ловко выполнили все упражнения, никто не упал со своего коня.

(Дети с воспитателем подходят к сундуку).

В. – Внуку нравилось, что дедушка – такой строгий. Гроза всей семьи – при нем добрел, открывал сундук, где хранилась парадная форма.

Как вы думаете. Что лежало у дедушки в сундуке?

Д. – Черкеска, кубанка, бурка, сапоги.

(Воспитатель достает из сундука одежду. Рассматривание казачьей формы).

В. – Верно, ребята. Во время своего рассказа о своей службе, дедушка с ковра над кроватью снимал сабли, кинжалы, рассказывал внуку о том, как они появились в семье, в каких боевых действиях помогали казакам. Внук любил дедовские рассказы. А когда он взрослел. Дед обучал казачонка стрелять из ружья, помогал освоить верховую езду, т. е. ездить на коне, в начале без седла, а затем уже с седлом и саблей, лихо рубить лозу на скаку. Дед рассказывал о своих товарищах – станичниках, с кем ему приходилось нести службу. Бывало. Идет дедушка с внуком по улице, а навстречу ему старичок прихрамывает. Не доходя до него несколько шагов, дед останавливал внука: «Поклонись этому человеку. В одной сотне мы с ним служили. Если б не он, может я и не дожил бы до сегодняшнего дня».

Так мальчик узнавал о казачьем братстве и единении. А уж если в доме заходил разговор о войсковом празднике или празднике сотни, внук к тому времени уже знал в лицо многих сверстников дедушки, живущих в станице, узнавал их на улице, здоровался в ними, исполнял их просьбы, как просьбы членов собственной семьи.

Когда же подходила пора, и казачок становился совершеннолетним, предстояло и негласное испытание того, чему научился внук у деда. За станицей ежегодно устраивались лагеря, где проводился смотр готовности казаков к предстоящей службе. Ничто не ускользало от внимательных глаз станичного атамана и старых казаков: ни конская упряжь, ни посадка в седле, ни умение владеть саблей, петь песню в строю, танцевать лещгинку у вечернего костра. И не было для молодого казака почетнее вопроса: «Кто тебя научил всему этому?»

- Мой дедушка, ваше высокоблагородие.

- Передай ему от меня благодарность.

- Рад стараться! – гордо отвечал казачок.

Но не только военному делу учил дед внука. Бывали и зимние веселые дни, когда дедушка собирал ватагу ребятишек с улицы, сажал их в легкие сани и, причмокивая губами, погоняя веселую лошадь, направлялся за станицу, где были высокие курганы. Там он распрягал лошадь, ребятишки легко закатывали сани на самую верхушку кургана, оттуда лихо скатывались вниз, а когда надоедало. Выводили сани на лед реки. Дедушка прикреплял к ним «мачту», прилаживал парус – старую простыню, и учил детвору при помощи этого приспособления «ловить ветер». Дети радовались, когда ветер гонял сани под парусами от одного берега до другого, о самой темноты, пока не зажигались огоньки в окнах станичных хат.

Вы уже знаете ребята, что в казачьих семьях игрушки покупали редко, их старались делать своими руками. В семье, как правило. Игрушки изготавливали два человека – дедушка и няня.

Вспомните, какие игрушки делала малышам няня?

Д. – Куклы из тряпочек, глины, соломы.

В. – Верно. А из дедовских рук мальчики получали свистульки, вырезанные из бузины или клена: «коников» - лошадок на палке. На этих лошадках мальчики скакали на перегонки, соревнуясь в быстроте и ловкости. Хотите поиграть с такими лошадками? Вот у нас есть заготовки – палочки, вы их принесли из дома, вам их смастерили папы, дедушки. А у меня есть заготовки силуэтов лошадок. Мы сегодня с вами раскрасим наших «коников»: нарисуем глаза, уши, сделаем гриву.

(Самостоятельная работа детей).

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе Тема: «История казачьего быта» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 1 «Аленушка» Конспект занятия.

Презентация для детей 6–7 ЛЕТ Тема: «Происшествие в Солнечном городе» Цель: Формирование основ правовой культуры Использование презентации в непосредственной образовательной деятельности позволяет разнообразить приемы активизации познавательных способностей.

Библиотека изображений:
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Дедушкина наука»
Опубликовано: 29 апреля 2013 в 22:23
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Акция «Творим вместе с детьми»
Я рисую, я могу, Я и маму научу! Только мама захоти, Только папа помоги! Вместе мы творить начнем, Перепачкаем весь дом. Ну и ладно, ну и пусть....
Коллективная работа детей первой младшей группы «Волшебная ёлочка»
В преддверии новогодних праздников, я со своими малышами решила сделать коллективную работу "Волшебная ёлочка" из элементов ладошек. Цель: 1....
Фотоотчет по аппликации с элементами рисования «Заснеженные деревья» в...
Цель: учить создавать картину зимнего пейзажа из ваты. Задачи: развивать умение детей делать аппликацию из ваты, обогащать аппликативную технику....
Познавательно-исследовательская деятельность в младшем дошкольном возрасте «Мир щёток»
«Мир Щёток» Задачи: -Познакомить детей с видами щёток, показать их разнообразие( щётка для пола, для одежды, для обуви, щётка-смётка, зубная щётка, щётка для...
Фото отчёт о проведении праздничного концерта посвящённого Дню Матери в...
29 ноября вся страна отметила день самых милых, дорогих, красивых и любимых мам. Наша группа не стала исключением. Целый месяц мы готовили праздничный...