Конспект занятия кружка для старших дошкольников «Русская народная кукла» с использованием музейных технологий

Наталья Кадникова
Конспект занятия кружка для старших дошкольников «Русская народная кукла» с использованием музейных технологий

МБДОУ города Кургана

«Детский сад комбинированного вида №116 «Лучик»

«ОБРЯДОВЫЕ КУКЛЫ. ЗЕРНУШКА"

Конспект занятия кружка для старших дошкольников «Русская народная кукла» с использованием музейных технологий

/b]

Занятие с детьми старшего дошкольного возраста

с использованием музейных технологий

Руководитель изодеятельности

высшей квалификационной категории

Кадникова Наталья Владимировна

Занятие кружка «Русская народная кукла»

Раздел III. Обрядовые куклы.

Занятие 1-2. «Зернушка (крупеничка)»

Цель: Познакомить детей с одним из обрядовых праздников на Руси, используя сказку и куклу Зернушку. Воспитывать уважение к традициям своего народа и понимание народных обычаев. Развивать навык работы с иглой и тканью. Способствовать активизации речевых центров мозга через тактильное воздействие на кончики пальцев.

Оборудование: Кукла Зернушка. Иллюстрации к сказке «Крупеничка», схема алгоритма работы (см. приложение 2 к Программе).

Материалы: Лен – 12х16 см, ситец – 15х15 см, нитки-мулине, нитки х/б, иглы швейные, ножницы, нитки шерстяные, крупа (перловая, гречишная, горох. Лоскуты цветного ситца, тесьма, ленты.

Литературный ряд: Русская народная сказка «Крупеничка».

Музыкальный ряд: «Русский сувенир».

Занятие:

(Первая часть занятия проходит в мини- музее детского сада «Зауральская светёлка». Воспитатель одет в русский народный костюм).

- Расскажу я вам, ребята, сегодня русскую народную сказку о красавице Крупеничке. У одного князя была дочь, которую по прихоти отца нарекли Крупеничкой. Выросла Крупеничка красавицей, умной и работящей. Но напали на княжество татары, схватили Крупеничку и угнали в полон в подарок хану. Отказалась Крупеничка стать женой хана. И чтобы сломить гордую красавицу, загрузил он ее непосильной работой. От зари до зари трудилась Крупеничка в поле. Однажды мимо проходила убогая богомолка, возвращаясь из далеких святых мест. Пожалела она Крупеничку, обратила в гречишное семечко и спрятала в кисет. Так и принесла ее в кисете к родному дому. А чтобы татарский хан не смог разыскать Крупеничку, схоронила ее в землю. И проросла Крупеничка в прекрасный гречишный кустик, давший обильный урожай. Так появилась на Руси гречиха.

Гречиха - одна из самых капризных культур, но при бережном отношении она воздает сполна за усилия, потраченные на уход за ней. Поэтому у русского народа было особое отношение к гречихе. Сев гречихи сопровождался обрядом. Первые горсти отборной гречихи для посева брали из потаенного мешочка, сшитого в виде небольшой куколки. С горстью этой крупы новому урожаю старались передать сбереженные силы кормилицы земли.

После уборочной страды куклу-мешочек вновь наполняли отборной крупой нового урожая. Куклу наряжали и бережно хранили до следующего сева в красном углу избы рядом с иконами, верили, что только тогда следующий год будет сытным и достаточным. Куклу любовно звали Крупеничкой. В основе куклы - маленькая холщевый мешочек с гречей. Куклу наряжали в традиционный русский женский костюм.

Со временем люди забыли истоки обряда, и для наполнения мешочка-куколки стали использовать пшено, горох и другие основные сельскохозяйственные культуры.

В связи с этим появились и другие имена Крупенички: Зерновушка, Горошинка. Среди первых кукол деревенских детей начала XX века часто встречаются куклы, набитые горохом или бобами. Каждый из вас сегодня может выбрать для своей куколки крупу по своему желанию.

(На вторую часть занятия дети приглашаются в изостудию, где на столах приготовлен материал для изготовления кукол).

Последовательность изготовления:

1. Сложить пополам льняной лоскут и стачать по боковой стороне.

2. Одно отверстие завязать нитками. Мешочек вывернуть.

3. Льняной мешочек наполнить крупой (не полностью).

4. Затянуть мешочек нитками сверху и на уровне шеи. Оформить голову.

5. Из лоскута ситца выкроить платок, повязать на голову кукле. Можно сделать косу из шерстяных ниток и надеть передник.

6. Можно нарядить Зернушку в сарафан, украсить его тесьмой и ленточками.

Дети занимаются изготовлением кукол, проявляя творчество и фантазию при создании образа Зернушки. С готовыми куклами дети разыгрывают сюжеты из сказки «Крупеничка», или имитацию обряда. Знанием народных обычаев, обрядов дети активно делятся с друзьями и родителями, демонстрируя им свои поделки.

Публикации по теме:

Сейчас мы воспринимаем традиционную народную куклу, в том числе и обрядовую, как принадлежность миру детства.Сейчас мы воспринимаем традиционную народную куклу, в том числе и обрядовую, как принадлежность миру детства. амой распространенной игрушкой деревенских девчонок была тряпичная кукла. Кукол этих берегли: вырастает девочка, становится мамой и куклу.

Ссылки из любимого. Сайты и книги о народных куклах .

Библиотека изображений:
  • Иллюстрации
  • Иллюстрации
  • Дикие животные
Автор публикации:
Конспект занятия кружка для старших дошкольников «Русская народная кукла» с использованием музейных технологий
Опубликовано: 24 января 2014 в 17:53
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Облако. Мастер класс.
Очень часто, мы воспитатели, используем различные природные явления в интерьере и оформлении различных помещений. Самыми, наиболее часто используемыми,...
Консультация и стихи ко Дню рождения Оле-Лукойе
Ещё один День радостного календаря Завтра по календарю радостных дат «Кален-Дар» чудесный праздник – День рождения Оле-Лукойе. Каждый из нас знаком с...
Мастер-класс «Разноцветная зима». Учимся рисовать пейзаж.
Зима нас радует свежестью, многообразием оттенков белого, чистотой. Откуда же взяться разноцветью ? Если волшебница-осень раскрашивает окружающие нас...
Мастер класс Открытка для любимой мамочки. Мамино солнышко
Цель мастер класса; Способствовать укреплению положительно эмоциональных связей между родителями группы, папами и детьми в ходе организации совместной...
Пособие для развития мелкой моторики (своими руками)
Изготовленное пособие я использую не только для развития мелкой моторики, но и для развития тактильных ощущений, закрепления основных цветов, величины,...