Конспект занятия кружка для старших дошкольников «Русская народная кукла» с использованием музейных технологий

Наталья Кадникова
Конспект занятия кружка для старших дошкольников «Русская народная кукла» с использованием музейных технологий

МБДОУ города Кургана

«Детский сад комбинированного вида №116 «Лучик»

«ОБРЯДОВЫЕ КУКЛЫ. ЗЕРНУШКА"

Конспект занятия кружка для старших дошкольников «Русская народная кукла» с использованием музейных технологий

/b]

Занятие с детьми старшего дошкольного возраста

с использованием музейных технологий

Руководитель изодеятельности

высшей квалификационной категории

Кадникова Наталья Владимировна

Занятие кружка «Русская народная кукла»

Раздел III. Обрядовые куклы.

Занятие 1-2. «Зернушка (крупеничка)»

Цель: Познакомить детей с одним из обрядовых праздников на Руси, используя сказку и куклу Зернушку. Воспитывать уважение к традициям своего народа и понимание народных обычаев. Развивать навык работы с иглой и тканью. Способствовать активизации речевых центров мозга через тактильное воздействие на кончики пальцев.

Оборудование: Кукла Зернушка. Иллюстрации к сказке «Крупеничка», схема алгоритма работы (см. приложение 2 к Программе).

Материалы: Лен – 12х16 см, ситец – 15х15 см, нитки-мулине, нитки х/б, иглы швейные, ножницы, нитки шерстяные, крупа (перловая, гречишная, горох. Лоскуты цветного ситца, тесьма, ленты.

Литературный ряд: Русская народная сказка «Крупеничка».

Музыкальный ряд: «Русский сувенир».

Занятие:

(Первая часть занятия проходит в мини- музее детского сада «Зауральская светёлка». Воспитатель одет в русский народный костюм).

- Расскажу я вам, ребята, сегодня русскую народную сказку о красавице Крупеничке. У одного князя была дочь, которую по прихоти отца нарекли Крупеничкой. Выросла Крупеничка красавицей, умной и работящей. Но напали на княжество татары, схватили Крупеничку и угнали в полон в подарок хану. Отказалась Крупеничка стать женой хана. И чтобы сломить гордую красавицу, загрузил он ее непосильной работой. От зари до зари трудилась Крупеничка в поле. Однажды мимо проходила убогая богомолка, возвращаясь из далеких святых мест. Пожалела она Крупеничку, обратила в гречишное семечко и спрятала в кисет. Так и принесла ее в кисете к родному дому. А чтобы татарский хан не смог разыскать Крупеничку, схоронила ее в землю. И проросла Крупеничка в прекрасный гречишный кустик, давший обильный урожай. Так появилась на Руси гречиха.

Гречиха - одна из самых капризных культур, но при бережном отношении она воздает сполна за усилия, потраченные на уход за ней. Поэтому у русского народа было особое отношение к гречихе. Сев гречихи сопровождался обрядом. Первые горсти отборной гречихи для посева брали из потаенного мешочка, сшитого в виде небольшой куколки. С горстью этой крупы новому урожаю старались передать сбереженные силы кормилицы земли.

После уборочной страды куклу-мешочек вновь наполняли отборной крупой нового урожая. Куклу наряжали и бережно хранили до следующего сева в красном углу избы рядом с иконами, верили, что только тогда следующий год будет сытным и достаточным. Куклу любовно звали Крупеничкой. В основе куклы - маленькая холщевый мешочек с гречей. Куклу наряжали в традиционный русский женский костюм.

Со временем люди забыли истоки обряда, и для наполнения мешочка-куколки стали использовать пшено, горох и другие основные сельскохозяйственные культуры.

В связи с этим появились и другие имена Крупенички: Зерновушка, Горошинка. Среди первых кукол деревенских детей начала XX века часто встречаются куклы, набитые горохом или бобами. Каждый из вас сегодня может выбрать для своей куколки крупу по своему желанию.

(На вторую часть занятия дети приглашаются в изостудию, где на столах приготовлен материал для изготовления кукол).

Последовательность изготовления:

1. Сложить пополам льняной лоскут и стачать по боковой стороне.

2. Одно отверстие завязать нитками. Мешочек вывернуть.

3. Льняной мешочек наполнить крупой (не полностью).

4. Затянуть мешочек нитками сверху и на уровне шеи. Оформить голову.

5. Из лоскута ситца выкроить платок, повязать на голову кукле. Можно сделать косу из шерстяных ниток и надеть передник.

6. Можно нарядить Зернушку в сарафан, украсить его тесьмой и ленточками.

Дети занимаются изготовлением кукол, проявляя творчество и фантазию при создании образа Зернушки. С готовыми куклами дети разыгрывают сюжеты из сказки «Крупеничка», или имитацию обряда. Знанием народных обычаев, обрядов дети активно делятся с друзьями и родителями, демонстрируя им свои поделки.

Публикации по теме:

Сейчас мы воспринимаем традиционную народную куклу, в том числе и обрядовую, как принадлежность миру детства.Сейчас мы воспринимаем традиционную народную куклу, в том числе и обрядовую, как принадлежность миру детства. амой распространенной игрушкой деревенских девчонок была тряпичная кукла. Кукол этих берегли: вырастает девочка, становится мамой и куклу.

Ссылки из любимого. Сайты и книги о народных куклах .

Библиотека изображений:
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
  • Иллюстрации
Автор публикации:
Конспект занятия кружка для старших дошкольников «Русская народная кукла» с использованием музейных технологий
Опубликовано: 24 января 2014 в 17:53
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Все мы — жители Земли».
Цель : воспитание уважительного отношения к представителям других народов. Задачи: Закреплять представление о том, что на Земле живёт много людей...
План работы направления «Разноцветный мир» по проекту «Шустрик»
Цель: Создание условий для оптимизации психического развития гиперактивных детей с ограниченными возможностями здоровья посредством игровых форм....
«Кожлянская игрушка-свистулька»
Многие сегодня пытаются постичь истоки своей культуры, сохранить народные традиции для будущих поколений. В нашей Курской области все больше внимания...
Мастер-класс «Аквариум — имитация подводного мира»
Цель: Изготовление пособия для группы своими руками. Задачи: Развивать у детей познавательный интерес к окружающему миру, к природным явлениям....
Самообслуживание как важная форма развития трудовых навыков дошкольников
Самообслуживание является одним из видов труда дошкольников. Что же такое самообслуживание? Это труд ребёнка, направленный на обслуживание самого себя (...