Лучший педагог года

Конспект занятия «Дом и быт ярославской избы» (старший дошкольный возраст) (3 фото)

Татьяна Коргина
Конспект занятия «Дом и быт ярославской избы» (старший дошкольный возраст)

Цель: развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с домашней обстановкой в избе; развитие детского творчества

Задачи

Образовательные: познакомить детей с Ярославской избой, предметами старинного русского быта; обогатить словарь детей словами: ухват, чугун, прялка, коромысло и др.

Развивающие: развивать творчество в процессе украшения окон, ставен.

Публикация «Конспект занятия „Дом и быт ярославской избы“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах

Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к культуре и быту Ярославского народа.

Методический материал: презентация «Дом и быт Ярославской избы», мультимидийная установка, аудиозапись русских народных песен. Клубок, фломастеры, половичок, скамейка, плетень с подсолнухами, старинные предметы быта.

Заготовки наличников и ставен, шаблоны для украшения ставен, шаблоны деревянных домов.

Ход занятия:

Звучит русская народная мелодия. Группа убрана в народном стиле: на окнах занавески, можно вязаные платки, на скамейке половичок. На заднем плане плетень с подсолнухами,старинные предметы быта.

Воспитатель: Дети, сегодня мы отправимся в прошлое, в те времена, когда ещё не было вас, ваших родителей, бабушек и дедушек. И поможет нам в этом волшебный клубочек.

Скажем волшебные слова:

Ты катись, катись клубок,

С овражка на мосток.

Только сильно не спеши,

Путь - дорожку укажи.

Клубочек катится, а дети идут вслед за ним. Попадают в украшенную группу.

Воспитатель: Давно на Руси, в Ярославском крае, люди строили себе дома, которые называли избами.

У каждого человека был дом деревянный, срубленный из бревен. (Слайд 2)

Дом из дерева, это какой дом? (Деревянный)

Игра «Деревянный дом- это хорошо или плохо?» (Ответы детей)

Воспитатель: ХОРОШО: он теплый, пахнет лесом, в нем чистый воздух, легко дышится, ПЛОХО - может быстро сгореть, если за ним не ухаживать, может сгнить и разрушиться, покоситься от старости, дерево может пожелтеть и стать некрасивым.

В избе считали святыми три места: красный угол, печь и стол (Слайд 5)

Красный угол – означало «красивый, хороший, светлый». В нем вешали иконы, убирали вышитыми полотенцами. В нем совершались ежедневные моленья, с которых начиналось любое важное дело. Красный угол – самое почетное место в доме.

- В избе была всего одна большая комната- горница (Слайд3)

- Из какого материала сделана мебель в горнице? (Ответы детей) Вся мебель сделана из дерева.

- Значит она какая? (Ответы детей) (Мебель деревянная) (Слайд 4)

- Ребята, а почему раньше все предметы быта делали из дерева? (Ответы детей) Потому, что других материалов не было, а дерево легкое, прочное, хорошо сохраняет тепло, из него можно сделать красивые и нужные вещи.

А сейчас давайте угадаем предметы, которые находились в каждой избе, которыми пользовались люди в своей повседневной жизни.

И помогут нам в этом загадки:

Стоит изба из кирпича,

То холоднато горяча. (Печь) (Слайд 6)

Воспитатель: в избе была печь. Печь не только обогревала избу, в ней пекли хлеб, готовили еду. Здесь можно было спать, для этого на печи делалась специальная лежанка.

- Для чего нужна печь в избе? (Ответы детей) (В печи готовили кашу, щи, пекли пироги, хлеб)

-А ещё для чего нужна была печь? (Ответы детей) (Печь обогревала избу)

- Кто спал на завалинке? (Ответы детей) (На завалинке спали дети и старики)

Почти все в избе делалось своими руками.

Загадка. Из липы свито дырявое корыто,

По дороге идет, клетки кладет. (Лапти) (Слайд 7)

«Сделан я из глины, чтоб во мне кашу варили» (Горшок) (Слайд8)

- Горшок был главной кухонной посудой. Из кого материала его делали? (Ответы детей) (Из глины, горшок глиняный)

- Для чего нужны горшки? (Ответы детей) (В горшках варили кашу, хранили муку, молоко)

Это женский горшок (Слайд 9)

- Какой формы? (Ответы детей) (Горшок вытянутой формы, по стуку он звонкий)

Когда купали детей, то девочек поливали водицей из женского горшка, чтобы они росли стройными и красивыми.

(Слайд 9)Это мужской горшок.

- Какой он формы? (Ответы детей) (По форме он пузатый, по стуку – глухой).

Когда купали мальчишек, то поливали водицей из мужского горшка, чтобы они росли сильными и крепкими.

Загадка «Он, как круглая кастрюля

Он чумазый, не чистюля.

Где там, в печке уголёк.

Кашу сварит (Чугунок) (Слайд 10)

Чугунки были тяжёлые, сделаны из чугуна, значит они какие? (Ответы детей) (Чугунки чугунные)

- Ваши мамы сейчас в чём готовят еду? (Ответы детей) (Мамы готовят в кастрюлях)

Загадка. Черный конь скачет в огонь. (Кочерга)(Слайд 11)

Бычок рогат, в руках зажат,

Еду хватает, а сам голодает. (Ухват) (Слайд 12)

- Как помогал ухват хозяйке? (Ответы детей) (Ухват помогал хозяйке достать горячий чугунок из печи)

- В горнице на столах стояла расписная посуда. (Слайд13)

- Из какого материала сделана эта посуда? (Ответы детей) (Она сделана из дерева – деревянная)

- Какой росписью украшена? (Ответы детей) (Посуда украшена хохломской росписью)

Загадка «Всех кормлю с охотою, а сама – безротая» (Ложка)

- У каждого члена семьи была своя ложка.

-Какие были ложки? (Ответы детей) (Ложки были деревянные.)

- Представляете, ребята, в то время в гости ходили со своей ложкой.

- А у нас сейчас какие ложки? (Ответы детей) (У нас – железные ложки, пластиковые, серебряные)

Загадка. То назад, то вперед,

Ходит - бродит пароход. (Утюг)(Слайд 14)

Загадка «Что за барыня такая?

В гребень шерсть она берёт,

Тонкой ниточкой пушистой,

Потом пряжу отдаёт?» (Прялка) (Слайд15)

- Для чего хозяйке нужна была прялка? (Ответы детей) (Прялка хозяйке нужна для того, чтобы прясть пряжу)

Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок,

Шипит и кипит -

Всем пить чай велит. (Самовар)(Слайд 16)

Для чего нам нужен самовар, мы расскажем и покажем дыхательной гимнастикой

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА «САМОВАР»

Воды нальём мы в самовар - (насос)

Шу-шу-шу.

Угольки раздуем в жар - (вращаем головой в стороны, вперёд)

Шух – шух – шух.

Самовар уже пыхтит – (руки на поясе, повороты головы в стороны)

Пых-пых-пых.

Чай сейчас наш закипит - (чашечка, длительный выдох)

Ши-ши-ши.

Напьёмся чаю от души – (круговые движения по животу)

Фы–фы-фы.

Воду для самовара носили ведрами, при этом использовали коромысло (Слайд 17)

Загадка. Из липы свито дырявое корыто,

Под крышей - четыре ножки,

Над крышей - суп да плошки. (Стол) (Слайд 18)

Воспитатель: стол – это божья ладонь. «Хлеба ни куска – стол доска» - так говорили крестьяне. Стол был большим, вдоль стен стояли длинные широкие лавки, на которых сидели во время обеда, а ночью на них же спали.

На Руси верили - никакой дом не стоит без домового. (Слайд 19) Домовой - это душа дома, покровитель жилища и людей, живущих в нем. Он живет в доме, предпочитая место, где тепло и сытно (печку). От уважительного отношения к домовому зависело благополучие дома. Нельзя оставлять на ночь ножи и вилки на столе. Домовой не любит, когда в доме свистят, он может обидеться. На ночь нужно оставить на столе маленький кусочек хлеба. Он защищал дом от всяческих напастей и неприятностей.

Как вы думаете, пришла пора поиграть нам детвора?

Физкультминутка Русская народная игра «Плетень»

Конспект занятия «Дом и быт ярославской избы» (старший дошкольный возраст)

ЕСТЬ НАРОДНАЯ ИГРА (ИДУТ ПО КРУГУ)

НАЗЫВАЕТСЯ – «ПЛЕТЕНЬ».

НАМ В НЕЁ ИГРАТЬ ОХОТА (РУКИ НА ПОЯС)

НАМ В НЕЁ ИГРАТЬ НЕ ЛЕНЬ (ГРОЗЯТ ПАЛЬЧИКОМ)

РАЗ ПЛЕТЕНЬ, ДВА ПЛЕТЕНЬ (ПРИСЕДАЮТ 2 РАЗА)

СПРЯЧЕМСЯ ОТ СОЛНЦА В ТЕНЬ (ЗАКРЫВАЮТ ЛИЦО РУКАМИ)

ПОСИДИМ, ОТДОХНЁМ (СИДЯТ)

И ОПЯТЬ ИГРАТЬ НАЧНЁМ (ВСТАЛИ РУКИ ВВЕРХ)

1, 2, 3, - ПЛЕТЕНЬ СОБЕРИ.

(С ОКОНЧАНИЕМ СЛОВ ДЕТИ ДОЛЖНЫ ПОСТРОИТЬСЯ В 2 ШЕРЕНГИ; РУКИ СКРЕСТИВ КРЕСТНАКРЕСТ) Сели на места

Воспитатель: почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами мужчины резали миски, ложки, игрушки из дерева. Девицы шили одежду, лоскутные одеяла, вышивали красиво наволочки на подушки, рушники. Все это делалось с любовью, было полезным и красивым, радующим глаз. Мастерство передавалось от поколения к поколению.

А в праздники люди собирались в большой избе, где они пели песни и водили хороводы. Такие вечера назывались посиделками (Слайд 20)

И для людей изба становилась, как родной человек. Люди называли её «родимая», «родная». Называли оконца ласково и украшали наличниками. Почему они называются «наличники»? (Ответы детей) (Потому что находятся у лица избы) (Слайд21)

Были у окошек и ставенки. Ставни это небольшие «дверцы» на окнах и их закрывали на ночь. Украшали их резьбой, разрисовывали цветами.

- Ребята, а в нашей Ярославской деревеньке ставенки не украшены.

(Воспитатель указывает на шаблоны избы со ставнями)

- Давайте поможем мастерам деревни их украсить! Превратимся в умелых мастеров. (Дети украшают ставни)

Фото «Дом и быт ярославской избы»

- Какая замечательная деревенька получилась у вас, ребята. Красивые ставенки оживили дома. Вы настоящие юные мастера!

Конспект занятия  (старший дошкольный возраст) - фото

Я очень рада, расскажите дома о русской избе и вместе с папой или мамой, бабушкой или дедушкой, нарисуйте и украсьте свой дом.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект занятия «Путешествие в страну бумаги» (старший дошкольный возраст) Конспект открытого занятия по познавательно – исследовательской деятельности «Путешествие в страну бумаги» (старший возраст).

Конспект занятия по ФЭМП «Встреча с путешественником» (старший дошкольный возраст) Воспитатель Таланова Наталья Васильевна МБДОУ «Детский сад №70» Старший возраст 6-8 лет «Встреча с путешественником» Место НОД в изучении.

Конспект ООД по познавательному развитию Земля — наш общий дом (старший дошкольный возраст) Тема: «Земля – наш общий дом» Программное содержание: 1. Расширять представления детей о том, что Земля – общий дом всех людей и всех живых.

Конспект занятия «Планета мальчиков и девочек» (старший дошкольный возраст) БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДИНСКОЙ РАЙОН «ДЕТСКИЙ САД №29» Конспект организованной образовательной.

Конспект занятия по конструированию «Город» (старший дошкольный возраст) Технологическая карта совместной деятельности по конструированию Тема «Город» Возраст Старший дошкольный возраст Задачи • закрепить знания.

Конспект занятия по конструированию «Самолёт» (старший дошкольный возраст) Технологическая карта совместной деятельности по конструированию Тема «Самолёт» Возраст Старший дошкольный возраст Задачи • развивать умение.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Живая земля» (старший дошкольный возраст)Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Живая земля» (старший дошкольный возраст) Цель: закрепить знания о почве методом опытно-экспериментальной деятельности; Задачи: — формировать у детей представление о значении почвы.

Конспект занятия «Разноцветные рыбки» (старший дошкольный возраст) Цель: развитие творческих способностей через нетрадиционные приемы рисования. Задачи: Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками.

Конспект занятия «В космосе» с применением техники квиллинг (старший дошкольный возраст) Цель: уточнить и расширить представление детей о космосе Задачи: Образовательные: совершенствовать умение детей работать с бумагой в технике.

Проект «Книжкин дом» старший дошкольный возраст Паспорт проектаДетская литература, - одно из важнейших и мощнейших воспитательных средств. Чтение несет в жизни культурного человека сразу.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Дом и быт ярославской избы» (старший дошкольный возраст)
Опубликовано: 14 апреля 2018 в 22:04
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД