Папки-передвижки

Конспект занятия «Я и мое имя»

Ирина Титова
Конспект занятия «Я и мое имя»

Занятие на тему «Я и моё имя»

Задачи:

Воспитательные

1)Вызвать у детей интерес к теме «Семья»

2)Формировать у детей бережное отношение к имени как наследию прошлого

Образовательные

1)Дать представление об именах, их происхождении и значении

2)Продолжать развивать диалогическую речь, обогащать словарь: купель, ушат, тын, святцы

Развивающие

1)Развитие творческого воображения, памяти, слухового восприятия, внимания, сообразительности

2)Развитие познавательной активности, стремления детей узнавать больше о себе, о своей семье

Публикация «Конспект занятия „Я и мое имя“» размещена в разделах

При проведении теста «Рисунок семьи» используется 8 цветных карандашей (чёрный, красный, синий, зелёный, желтый, коричневый, фиолетовый, серый-методика Мошера). С целью выявления у испытуемого оценки психофизических особенностей: определенной направленности деятельности, настроения, функционального состояния и наиболее устойчивых черт личности

Предварительная работа:

1)Оформление воспитателем альбома «Что имя твоё значит?»

2)Изготовление личных визиток

3)Оформление в раздевальной комнате «Ласковые ромашки» на лепестках которых написаны нежные обращения к ребенку

4)Заучивание детьми стихов, чистоговорок, загадок, пословиц, дразнилок, пальчиковой гимнастики и физкультминутки с именами

5)Чтение сказок, стихов

6)Изучение песен с именами

7)Разучивание игры «Мы-корреспонденты»

8)Заготовка 12 картинок к игре «Узнай, как нас зовут»(по первым буквам названия предметов составить имя)

9)Микрофон, аудиозаписи

Ход занятия:

(Дети стоят полукругом у мольберта)

Восп. Ребята сегодня мы начнем знакомство с одной из интересных тем. А какой, вы узнаете, если отгадаете ребус

7Я Что же имеют ввиду, когда говорят семья (Разбираем схему «Семья»)

Семья поддерживает ребенка,все о нем заботятся, и он зависит от всех

Пальчиковая гимнастика (См. вкладыш)

Звучит песня «Что такое семья?»

(Садимся за столы)

Замечательная русская пословица о жизни человека говорит так «Трижды человек дивен бывает»

Первое диво жизни каждого - рождение на белый свет. Появление ребенка в семье - удивительная, светлая радость. Это как приход весны. Почему? Как, вы думаете?

Первое купание - особое. Купают ребенка в ушате. Ушат это -.

В ушат с водой клали уголек из печи, зернышко, денежку. Привыкай, новый человек, к родному очагу. Будь всегда сыт и благополучен. (Объяснить)

Второе, духовное рождение человека - крещение. В старину старались окрестить ребенка как можно раньше - в день его рождения или на другой день. Крестные отец и мать, кум и кума, становятся духовными родителями малыша. В старину это были брат матери и сестра отца. Позже стали приглашать любых родственников, соседей, друзей.

Крестные - это покровители ребенка. Как примут дитя от купели на свои руки, так и долг свой перед ним на всю жизнь примут.

Ребята! Купель - это обычно большой серебряный сосуд, емкость, который стоит перед алтарем. В нем окунают ребенка с головой. Скажите, а вас крестили? Вы помните свои крестины?

Первый долг крестных - подготовиться к крестинам. Крестная мать шила

крестильную рубашку, украшала крестильную пеленку. Крестный готовил

крестик.

Имя ребенку давали по святцам - особой книге с именами святых. Чаще имя выбирали в пределах восьми дней до и восьми дней после рождения. Так вместе с именем у ребенка появляется н небесный покровитель - ангел. 3то день рождения имени - день ангела или именины. Есть один осенний день, 30 сентября, в народе зовется всесветлыми именинами. Это день памяти святых мучениц - Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. В этот день отмечают сразу 4 именинницы

Физкультмниутка с движением "Малина'

1. Раз малинка, два малинка - дети сжимают пальцы в кулаки. Разжимают сначала указательный палец, затем средний

2. Ела ягоды Маринка -прикасаются пальцами правой руки, собраными щепоть к левой ладони

3. И в корзинке у Марийки - переплетают пальцы ("корзинка')

4. Не сталось ни малинки - покачивают указательным пальцем влево-вправо

5. Кто по ягоды пойдет, тот корзиночку возьмет! - прижимают ладони друг к другу и на последнее слово протягивают ладони вперед

Ребята! А для чего человеку имя? Как вы думаете? (Ответы детей)

Имя помогает нам общаться друг с другом. Мы обращаемся друг к имени. По имени зовем па помощь, по имени призываем друг друга в печали и в

радости. Имена передаются через тысячелетия, от народа к народу, скрепляют поколения, страны.

Вам интересно узнать, как появились имена?

У каждого имени есть своя история, своё значение. Старославянские имена -это Юрий, Надежда, Светлана.

Все остальные имена иностранные – греческие, латинские, еврейские, германские, грузинские, как например, Нина. У вас на груди прикреплены визиточки, где указано ваше имя, чьё это имя и что означает (разбор каждого имени)

Раздать задания с зашифрованными именами «Узнай, как нас зовут?»

Такими же именами называют и сейчас детей во многих странах, только на их языке они звучат иначе. Например, имя Ваня; у немцев – Иоганн, у французов – Жан, у англичан – Джон, у грузин – Вано, у поляков – Ян.

Юля в других странах звучит как Джульетта, Джулия, Жюли.

А Машенька: Мария, Мэри, Мариам, Марьям, Мари.

Ребята, а бывают имена одинаковые для мальчиков и для девочек: Какие? Валя, Саша, Женя.

Есть люди с одинаковыми именами. Их называют тёзками. У нас в группе тоже есть тё зки: 2 Даши,2 Дани, 2 Кати, 2 Антона.

А бывают ещё и ласковые формы имён. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Мы - корреспонденты». С микрофоном в руке вы будете брать интервью, спрашивая: «Как тебя зовут? Как ласково тебя называют дома?» (дети берут интервью друг у друга)

Ребята! Наверно, услышав такое обращение к себе, вы охотнее отзовётесь на просьбы, будете в общении более приятными

А какие вы знаете песни, где упоминаются имена?

- Катюша, Коля – Николай, Ксюша – юбочка из плюша, Вика – Виктория, Фаина, гитарист – Витюша, Алена – кричу я в трубку телефона, Антошка – пойдём копать картошку.

Про имена пишутся стихи:

1. «Анастасия» (читает Настя Ч.)

2. Три Катюши (Катя П.)

Загадки:

В снег упал Серёжка (Серёжа А.)

Я вам тоже загадаю загадки:

1. И у тебя,

И у меня,

И у кота,

И у щуки в море,

И у цветка в поле,

И у дуба в лесу. Есть что? (Имя)

2. В воде не тонет, в огне не горит, в земле не гниёт? (Имя)

3. Мне дано, а другие пользуются. Ну-ка, что это? Отгадайте (Имя)

А ещё к именам народ сочинил дразнилки. Давайте их послушаем

Андрей-воробей,

Не гоняй голубей,

Голуби боятся,

На крышу не садятся.

Коля, Коля, Николай,

Сиди дома, не гуляй

Чисти картошку,

Ешь понемножку

Марьюшка, Марусенька,

Машенька и Манечка

Побежали в лавочку

И купили пряничка

Об именах сочиняют пословицы:

Мели Емеля, твоя неделя

Живи Устя, рукава спустя

Едет Емеля – ждать его неделю

Ходит из угла в угол Фаламей, а не найдёт в избе дверей

Доброму Савве и добрая слава

Добрый Иван – и людям и нам,

а худой Иван – ни людям ни нам

Шутил Мартын, да спрятался под тын

На бедного Макара все шишки валятся

Ребята, вы уже устали и я предлагаю вам сесть поудобнее на стульчики, расслабиться, закрыть глаза и послушать спокойную музыку (релаксация под музыку и чтение «Тихое озеро»)

Мы с вами поговорили сегодня о семье и я предлагаю вам нарисовать семью, листы расположить горизонтально

Итог занятия :

Я думаю, что сегодняшнее занятие вас многому научило. Мы с вами узнали из кого состоит семья, для чего человеку имя, историю имён, их значение, что про имена пишутся стихи, песни, составляются пословицы, дразнилки. Но имя вечно. Оно в воде не тонет, в огне не горит, в земле не гниёт. Имя надо беречь, не оскорблять его, а гордиться им.

На следующем занятии мы поговорим об отчествах. Ребята! Вам домашнее задание: узнать полное имя и отчество своих родителей и в честь кого их назвали.

Всем спасибо, занятие окончено.

Литература

1)Н. и Д. Зима «Как назвать вашего ребенка».М. 1997г.

2)Л. И. Китаева «Коррекционно-развивающие занятие в подготовительной группе».М. 2004г.

3)Т. Р. Кислова «По дороге к азбуке».М. 2003г.

4)Е. А. Козырева,О. А. Шварцман «Психолого-педагогическое сопровождение развития дошкольников: материалы к программе»

5)Г. А. Ковалева «Воспитывая маленького гражданина»- практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений».М. 2003г.

6)Т. Ю. Новицкая «Наследие-патриотическое воспитание в детском саду»

7)Программа социально-личностного развития детей дошкольного возраста «Семь Я из прошлого в будущее».Яр. 2005г.

8) «Уроки этики»- методическое пособие для учителей начальных классов-выпуск 2. Яр. 1994г.

9) «Как тебя зовут» Д/в №8.1997г.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Крошечка-Хаврошечка» и конспект занятия «Лисичка со скалочкой» Конспект НОД на тему: "Крошечка - Хаврошечка" Область: «Речевое развитие» Раздел: «Чтение художественной литературы» Тема: «Знакомство со.

Конспект открытого занятия по физической культуре. Самоанализ занятия .

Конспект открытого интегрированного занятия «Секреты дружбы» в старшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 41 комбинированного вида» Конспект открытого занятия.

Конспект занятия по математике конспект занятия по математике (вторая младшая группа) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 станицы Новопокровской Муницыпального образования Новопокровский.

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию для детей старшего дошкольного возраста. Тема занятия: «Осенний ковер» Возраст детей: 5-6 лет Подготовила: Иванова Ираида Эрнестовна, воспитатель МДОУ «Детский сад № 79 комбинированного вида», г. Саранск Описание.

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению детей с миром природы. Конспект по экологии «Цветочный город» Цель: 1. Закреплять у детей знания об условиях, необходимых для роста и развития растений, об экологических связях в природе. 2. Продолжать.

Конспект занятия по развитию связной речи «Путешествие в страну знаний» Программное содержание: • Продолжать учить детей пересказывать небольшие произведения. • Составлять сложные предложения по опорным схемам.

Конспект занятия–эксперимента. Тема занятия: «Следствие ведут…» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,.

Конспект занятия по ПДД Цель: организация совместной деятельности педагогов, родителей и детей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма; повышение.

Конспект занятия по ПДД Занятие по ПДД в старшей группе. Задачи: Образовательная: Закрепить и систематизировать знания и представления детей об улицах города, правилах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Я и мое имя»
Опубликовано: 2 ноября 2016 в 14:53
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД