Любовь Чиглинцева
Конспект итогового занятия «На помощь Машеньке»
Тема: «На помощь к Маше»
Цель: систематизация знаний воспитанников полученных за учебный год посредством активизации речи детей, через различные виды детской деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить понятия: один, много, больше, меньше, поровну.
- Закреплять умение называть основные цвета (красный, зеленый, желтый)
- Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине (короткий, длинный, путем наложения.
- Совершенствовать умение называть и различать знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.
- Закрепить правила поведения в лесу.
Публикация «Конспект итогового занятия „На помощь Машеньке“» размещена в разделах
- Закрепить умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Развивающие:
- Развивать и активизировать речь детей, через различные виды детской деятельности.
связанную речь.
- Развивать внимание, мышление, воображение, память.
- Развивать слуховую восприятие.
- Развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
- Воспитывать отзывчивость, толерантность, желание помогать другим, коммуникативность.
Расширять и активизировать словарный запас:
Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал).
Названия частей суток (утро, день, вечер, ночь).
Создание среды для организации и проведение занятия : Конверт с письмом привязан на гелиевый шарик, дорожки из разноцветных геометрических фигур, художественное слово (загадки, физические минутки, пальчиковая гимнастика, фонограмма леса.
Виды детской деятельности:
Игровая.
Коммуникативная.
Познавательно-исследовательская
Двигательная.
Восприятие художественной литературы
План занятия
1. Вводная часть:
Создание проблемной ситуации.
Создание мотива для деятельности детей. Определение цели.
Анализ обследование, выводы.
2. Основная часть:
Чтение загадок
Д/и «Какие бывают?»
Физкультминутка
Д/и «Назови ласково»
Игровой момент «Три дорожки»
Дыхательная гимнастика
Д/и «Грибы и ягоды»
Д/и «Время суток»
Рисование «По замыслу»
3. Заключительная часть:
Оценка деятельности детей и самооценка.
Подведение итогов занятия.
Длительность занятия
2 мин
16мин
2 мин
20мин.
Ход занятия
Части занятия Содержание
1. Вводная часть.
Создание проблемной ситуации
Создание мотива для деятельности детей Определение цели
Анализ обследование, выводы
Восп. : Ребята, посмотрите, кто это?
Дети: Бабушка и дедушка.
Бабушка: Здравствуйте ребята. У нас с дедушкой случилось беда, наша внучка Машенька ушла в лес с подружками и заблудилась, написала нам письмо. Помоги нам ее найти.
Восп. : Интересно, что в нём написано? Давайте прочту.
«Здравствуйте мои дорогие! Это письмо пишу я, Машенька. Мы с подружками пошли в лес за грибами и ягодами. Лес оказался большим. В лесу очень красиво. Заблудилась я и потерялась. Теперь никак не могу найти дорогу домой».
Восп. : Ребята, поможем бабушке и дедушке найти Машеньку?
Дети: Да!
2. Основная часть
Чтение загадок
Д/и «Какие бывают?»
Физкультминутка
Д/и «Назови ласково»
Игровой момент «Три дорожки»
Дыхательная гимнастика
Д/и «Грибы и ягоды»
Д/и «Время суток»
3. Заключительная часть.
Оценка деятельности детей и самооценка. Подведение итогов занятия.
Восп. : А вы узнали наши гости из какой сказки?
Дети: «Маша и медведь».
Восп. : Тогда, мы тоже сейчас отправимся в лес, а бабушка и дедушка останутся в детском саду и будут ждать нас.
(фонограмма леса)
Восп. : Вот и мы пришли в лес.
Ребята, а как нужно вести себя в лесу?
(ответы детей)
Посмотрите, ребята, как красивов лесу. Вам нравится?
Дети: Да!
Восп. : Посмотрите, какой красивый листочек, а на этом листочке загадка. Давайте я загадаю загадку, а вы отгадайте.
«Русская красавица стоит на поляне,
В зелёной кофточке в белом сарафане».
Дети: Берёза.
Восп. : Давайте ещё одну.
«Зимой и летом одним цветом».
Дети: Ёлка.
Восп. : Молодцы ребята, правильно отгадали.
А какие деревья вы еще знаете?
(ответы детей)
Восп. : А какие бывают деревья по высоте?
Дети: Деревья бывают высокие и низкие (показ).
Восп. : А, сколько стволов у дерева?
Дети: У дерева один ствол.
Восп. : А ствол у дерева, какой бывает по ширине?
Дети. : Ствол у дерева толстый (широкий).
Восп. : А, сколько стволов у кустарника?
Дети: У кустарника много стволов.
Восп. : А стволы у кустарников, какие бывают по ширине?
Дети: Стволы у кустарников тонкие (узкие).
Восп. : Молодцы, ребята.
Ой, слышите, что это за шум? Наверно ветер поднимается.
Ребята, а во время ветра деревья что делают?
Дети: Во время ветра деревья качаются.
Восп. : Давайте мы тоже как деревья покачаемся.
«Ветер сверху набежал,
Ветку дерево сломал-вввв.
Дул он долго, зло ворчал,
И деревья вся качал-фффф».
Восп. : А кто в лесу живёт?
(ответы детей)
Дидактическая игра «Назови ласково»
Ребята, давайте назовем ласково животных
Лиса – лисичка, лисонька.
Заяц- заинька, заюшка, зайка, зайчишка.
Медведь - мишка, мишенька, мишутка.
Восп. : Ой, ребята слышите, кто поёт?
А какие птички живут в лесу?
Дети: В лесу живет тетерев, дятел, соловей.
Восп. : Правильно дети, молодцы.
А давайте расскажем стихотворение про птичку.
«Птичка крылышками машет,
И летит к себе в гнездо.
Птенчикам своим расскажет,
Где она взяла зерно.
Птенчики в гнезде сидят,
Маму весело кричат-тив,тив,тив,тив,тив».
Восп. : Ну, а где же Машенька?
Ой, ребята, посмотрите, птичка нам письмо принесла. На конверте написано от Машеньки. Как понять, кто знает, что Машенька хочет нам сказать?
Дети: Нужно письмо прочитать.
(восп. открывает конверт, там геометрические фигуры)
Восп. : Посмотрите, что это в конверте?
Дети: В конверте геометрические фигуры.
Восп. : Молодцы, ребята, какие вы умные.
И ещё в конверте какое то письмо.
«Найдите дорожки состоящие из таких геометрических фигур,
самая короткая дорожка покажет путь». Машенька.
(ребята находят дорожки)
Перед детьми три дорожки разного размера красного, зеленого и синего цвета с геометрическими фигурами.
Восп. : А, сколько здесь дорожек мы видим?
Дети: Здесь 3 дорожки.
Восп. : Какие эти дорожки?
Дети: Дорожки разные.
Восп. : Как узнали, что они разные, чем они отличаются?
Дети: Дорожки отличаются по цвету, форме и величине.
Восп. : Молодцы! Какого цвета первая дорожка?
(ответы детей)
Восп. : Какого цвета вторая дорожка?
(ответы детей)
Восп. : А какого цвета третья дорожка? (показ)
(ответы детей)
Восп. : А как можно назвать одним словом?
Дети: Разноцветные.
Восп. : Молодцы, ребята. Скажите, из каких фигур состоит, красная дорожка?
(ответы детей)
Восп. : Скажите, из каких фигур состоит, зелёная дорожка?
(ответы детей)
Восп. : Скажите, из каких фигур состоит, синяя дорожка?
(ответы детей).
Восп. : Молодцы, ребята. Скажите, пожалуйста, чем отличается круг от треугольника?
(ответы детей)
Восп. : Давайте в воздухе нарисуем круг разного размера. Нарисуем большой круг.
(дети рисуют)
Восп. : А сейчас нарисуем маленький круг.
(дети рисуют)
Восп. : Молодцы, ребята. Теперь найдите и скажите, где находится дорожка, состоящая из треугольников?
(дети находят и называют место расположения дорожки)
Восп. : А дорожка, состоящая из кругов?
(ответы детей)
Восп. : А дорожка, состоящая из квадратов?
(ответы детей)
Восп. : Ребята, про Машеньку совсем забыли. По какой дорожке мы должны были пойти, чтобы найти Машеньку?
Дети: Мы должны пойти по короткой дорожке.
Восп. : А какая дорожка здесь самая короткая?
(ответы, показ детей)
Восп. : А вот эта дорожка, какая по длине?
(ответы детей)
Восп. : Молодцы, ребята. Ну, что ж, мы нашли дорожку, а теперь давайте пройдём по дорожке и найдём Машеньку.
(по дороге восп. спрашивает, по какой дорожке идём)
Восп. : Ой, ребята, посмотрите какая красивая цветочная поляна.
Давайте остановимся, понюхаем цветочки.
(приседают-вдох, встают-выдох)
Восп. : А где же наша Машенька? Давайте позовём её.
(ауууу, Машенькаааа)
Маша: Я здесь. Здравствуйте, ребята.
Дети: Здравствуй, Машенька.
Восп. : Машенька, ребята получили твоё письмо и решили тебе помочь.
Маша: Спасибо, ребята, что вы такие добрые и пришли мне на помощь.
Восп. : Машенька, а почему ты грустишь?
Маша: Как вы уже знаете, я потерялась в лесу. Потеряла своих подружек. Да и не собрала не грибов, не ягод. Как мне не грустить?
Восп. : Не грусти, Машенька, ребята тебе помогут.
Ребята, поможем Машеньке собрать грибы и ягоды?
Дети: Да!
Восп. : Сколько грибов собрали?
(ответы детей)
А сколько ягод?
Восп. : Машенька, давай проверим, правильно ли дети собрали?
(проверяют и сравнивают, чего больше, чего меньше, что нужно делать, чтобы их стало поровну).
Восп. : Молодцы, помогли Машеньке собрать грибы и ягоды.
Маша: Спасибо, ребята за помощь.
Ой, ребята, как мне с вами хорошо и весело, даже домой нехочется. Но бабушка и дедушка ждут меня, потому что уже вечер.
Восп. : Машенька, еще не вечер.
Ребята, какое сейчас время суток?
(ответы детей)
Восп. : Машенька, мы же не можем оставить тебя в лесу, бабушка с дедушкой ждут тебя в нашем детском саду. Поэтому ты отправишься с нами?
Маша: Конечно, спасибо, я согласна.
(возвращаются, восп. спрашивает по какой дорожке шли, по какой должны вернуться. Восп. спрашивает, кто впереди, кто сзади идёт).
Вот мы и в детском саду.
Машенька : Ребята, какой у Вас красивый детский сад и так много рисунков.
Восп. : Да, наши дети любят рисовать, и мы можем нарисовать тебе рисунок в подарок.
Дети садятся за столы и выполняют рисование по замыслу. Воспитатель опрашивает детей о том, что они рисуют Маше в подарок.
(ответы детей)
Куда мы с Вами сегодня ходили? (ответ детей)
А что мы делали лесу?
А зачем мы это делали?
Мы достигли с Вами цели?
Машенька : Ребята, какие вы молодцы, вы мне очень помогли.
Длительность занятия : 20 минут