МААМ-картинки

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Чтение рассказа В. Сухомлинского «О чем плачет синичка?»

Вера Ахрюкова
Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Чтение рассказа В. Сухомлинского «О чем плачет синичка?»

Образовательная область: «Речевое развитие»

Интеграция с другими образовательными областями: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Возраст детей: 4-5 лет

Форма занятия (НОД) : Восприятие художественной литературы

Форма организации: подгруппа

Задачи:

Публикация «Конспект занятия по развитию речи в средней группе, Чтение рассказа В, Сухомлинского „О чем плачет синичка?“» размещена в разделах

1) Вызвать у детей эмоциональный отклик на прочитанное. Постановка поисковых вопросов к рассказу. Закрепить знания детей о зимующих птицах.

2) Ответ на вопрос, поставленный в названии рассказа «О чем плачет синичка. Развивать мышление и речь детей. Воспитывать бережное отношение к природе.

3) С помощью дидактической игры: «Какая птица улетела?», закрепить знания детей о птицах (название, развивать память, внимание.

4) Физкультурная минутка: «Скачет шустрая синица».

Цель: снятие усталости и напряжения; внесение эмоционального разряда; совершенствование общей моторики; выработка четких движений с речью.

5) Психогимнастика: «Грустный – весёлый»

Словарь новых слов: перелётные и зимующие птицы; зимовать; суровая зима; кормушка; шустрая синица, потревожили, нахохлились.

Предварительная работа:

-рассматривание иллюстраций зимующих птиц;

-чтение художественной литературы: В. Бианки «Синичкин календарь»;

-наблюдение за птицами во время прогулок;

Оборудование и материалы: презентация с изображением некоторых зимующих птиц: синицы, сороки, вороны, дятла, снегиря, воробья; звуковая фонограмма птиц; кормушка, кукла би-ба-бо птицы синицы.

Ход занятия

(Звучит спокойная музыка и в группу входит воспитатель в руках у него кукла синички, дети собираются вокруг воспитателя).

Дети:

-Это что за птичка?

Воспитатель:

С желтой грудкой у окошка

Собирает шустро крошки

Отгадайте что за птица?

Называется (Синица).

Воспитатель:

-Вы правильно назвали птичку.

- Ребята, напомните мне, пожалуйста, какое сейчас время года?

Дети:

-Наступила осень.

Воспитатель:

- Назовите приметы осени.

Дети:

- Солнце не греет, стало холодно, спрятались насекомые, идут дожди, листья пожелтели.

Включается запись крика птиц улетающих на юг.

- Послушайте, что это за звуки?

Дети:

- Это птицы полетели.

Воспитатель:

- Некоторые птицы от нас улетают в тёплые края, и они называются перелётными птицами.

-Давайте повторим, как называются эти птицы. (дети повторяют)

- Улетают не все птицы, а некоторые остаются. Они будут зимовать у нас. И эти птицы называются зимующие. (дети повторяют)

-Зимой птицы селятся ближе к людям.

-Как вы думаете почему?

Дети:

-Потому что легче прокормиться.

Воспитатель:

- Теперь, я вам предлагаю познакомиться с зимующими птицами (презентация птиц).

Дидактическая игра: «Какая птица улетела?»

Воспитатель:

- А давайте немного поиграем с птичками.

- Посмотрите внимательно на экран и назовите, какие есть птицы.

Дети:

-Сорока, ворона, дятел, синица, снегирь, воробей.

Воспитатель:

- Сейчас одна из птиц улетит, а вы должны угадать какая птица улетела.

- Закройте, пожалуйста, ладошками глаза. Не подглядываем. Теперь открывайте.

- Посмотрите внимательно. Какая птичка улетела? (2-3 раза).

(Ответы детей)

Воспитатель:

- Молодцы, вы были очень внимательны.

-Теперь я предлагаю немного отдохнуть.

Физкультурная минутка: «Скачет шустрая синица».

Скачет шустрая синица (прыжки на месте на двух ногах)

Ей на месте не сидится, (прыжки на месте на левой ноге)

Прыг – скок, прыг – скок, (прыжки на месте на правой ноге)

Завертелась, как волчок. (кружимся на месте)

Вот присела на минутку, (присели)

Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы влево-вправо)

И с дорожки – на плетень, (прыжки на месте на левой ноге)

Тири – тири, (прыжки на месте на правой ноге)

Тень-тень-тень! (прыжки на месте на двух ногах)

Воспитатель:

– А теперь послушайте рассказ Василия Александровича Сухомлинского «О чем плачет синичка

- Будьте внимательны, вам нужно будет понять «О чём плачет синичка.

В доме на краю села жили муж и жена. Было у них двое детей - мальчик Миша и девочка Оля. Около дома росло большое ветвистое дерево.

- Сделаем на дереве качели, - сказал Миша.

- Ой, как хорошо будет качаться! - сказала Оля.

Полез Миша на дерево, привязал веревку. Миша и Оля встали на качели, и давай качаться. Качаются дети на качелях, а около них синичка летает и поет.

Миша говорит:

- Синичке тоже весело от того, что мы качаемся.

Глянула Оля на ствол дерева и увидела дупло, а в дупле гнездышко, а в гнездышке птички маленькие.

- Синичка не радуется, а плачет, - сказала Оля.

- А почему же она плачет? - удивился Миша.

- Подумай, почему, - ответила Оля.

Миша спрыгнул с качелей, посмотрел на синичкино гнездышко и думает : почему она плачет?

Вопросы воспитателя:

- Кто герои рассказа?

Дети:

-Мальчик Миша, девочка Оля, синичка.

Воспитатель:

- Что сделали ребята?

Дети:

- Миша привязал веревку к дереву и они стали качаться.

Воспитатель:

- Кого они потревожили?

Дети:

-Оля и Миша потревожили синичку.

Воспитатель:

- Почему плакала синичка?

Дети:

-Синичка боялась что гнездышко упадет, а птенчики погибнут.

Воспитатель:

- Как бы вы поступили?

Дети:

-Мы бы не стали вешать качели на дерево.

Воспитатель:

- Как вы думаете, как поступят ребята?

Дети:

-Ребята не станут качаться на качелях, а поиграют в другую игру.

Психогимнастика:

Воспитатель:

- Ребята, давайте представим, что вы синицы. Покажите, как расстроилась синица, ей стало грустно, она плачет. (дети показывают)

- А теперь что дальше?

Дети:

- Синичка успокоилась, обрадовалась, ей стало весело. (дети показывают)

Воспитатель:

- Как мы уже говорили сейчас у нас осень, но совсем скоро наступит зима. Птицам, которые остаются зимовать очень нелегко живётся, потому что зимой холодно и мало корма.

-Возле домов, всегда больше пищи, и птицы, позабыв страх, перебираются поближе к людям. И вы должны помочь им продержаться до весны.

Воспитатель:

- А как мы можем помочь перезимовать птицам?

Дети:

-Птиц надо покормить.

Воспитатель:

- Правильно, ребята, их нужно подкармливать.

- А чем вы можете накормить птиц?

Дети:

- Семечки, хлеб, сало, зёрнышки.

Воспитатель:

-А где же наша кормушка? Давайте положим в кормушку угощение для наших птичек. (Дети кладут угощение и прикрепляют к кормушке птичек)

- Вот и покормили наших птиц.

Синичка :

- Спасибо вам, ребята. Вы такие заботливые. Мне пора в лес. До свидания!

Воспитатель:

- Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?

- Что нового для себя вы узнали? (обращение к каждому ребёнку).

- А что больше всего понравилось?

- Что вам запомнилось?

- Какие же вы молодцы, очень внимательно слушали мой рассказ, отвечали на вопросы. Называли зимующих птиц, предлагали варианты помощи им.

- А нашу кормушку мы обязательно возьмём на прогулку и повесим на участке. Будем наблюдать за птицами, подкармливать их. Поможем им пережить холодную зиму.

Публикации по теме:

Календарные планы воспитателей первой младшей группы Календарные планы для воспитателей первой младшей группы. Основная воспитательно – образовательная деятельность воспитателя и воспитанников.

План образовательной деятельности в средней группе по программе «Радуга» Предлагаю Вашему вниманию образовательную деятельность в средней группе «Смешарики» по программе «Радуга» с учетом ФГОС ДО на 2014 – 2015.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Чтение рассказа В. Сухомлинского «О чем плачет синичка?»
Опубликовано: 1 января 2015 в 15:57
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД