Конспект занятия НОД в средней группе по теме «Культура русского народа»

Ирина Евгеньевна Париева
Конспект занятия НОД в средней группе по теме «Культура русского народа»

Конспект занятия НОД в средней группе по теме

«Культура русского народа»

Конспект занятия НОД в средней группе по теме «Культура русского народа»

Цель: знакомство с русской избой.

Задачи:

Пополнить словарный запас детей словами: изба, лоскутное одеяло, горница, самовар, люлька рушник, половик, ухват.

Развивать знания в устном народном творчестве.

Закрепить знания и умения работать с соленым тестом.

Воспитывать интерес и любовь к русским народным обычаям и традициям.

Ход занятия.

Воспитатель:

-Дети хотите отправиться в гости к Бабушке Варварушке и посмотреть, как жили люди давным-давно, когда не было еще ваших мам и пап и даже бабушек и дедушек.

-Для того чтобы попасть в прошлое надо сказать заклинание: «Повертись, покружись в прошлое вернись». Мы уже совсем рядом. Пойдемте за мной по тропинке. А вот и изба Бабушки Варварушки.

Бабушка Варварушка:

-Здравствуйте, гости дорогие, гости званные и желанные. Проходите, посмотрите.

Ребята, сегодня вы пришли ко мне в гости, я живу в старинной избе.

Воспитатель:

-Ребята, а вы помните, что такое изба? Правильно, это дом, построенный из дерева.

Бабушка Варварушка:

-Сегодня я вам расскажу про мое житие-бытие, как на Руси матушке жили-поживали. Проходите в горницу в красный угол, на лавочки присаживайтесь. (Дети садятся)

Воспитатель:

-Ребята, а кто запомнил, что такое горница?

-А как вы думаете, почему этот угол называется красным?

-Посмотрите сколько необычных вещей здесь. А может, какие-нибудь предметы уже знакомы? (Самовар, посуда, скатерть). А что еще необычного вы видите в красном углу? Бабушка Варварушка, что это за картинка висит в углу?

Бабушка Варварушка:

Икона, милые. Ведь в старину все люди были верующие, в бога верили. Мы думаем, что он нам во все помогает, поэтому и вешали иконы на самое почетное видное место.

Воспитатель:

-А тут у тебя что, бабушка Варварушка? (показывает на полки).

Бабушка Варварушка:

-Горшочки и туесочки. Тут у меня творожок, тут маслице. А вот тут медок. А это у меня отвар целебный из трав разных, он силу придает, хворобу изгоняет.

Воспитатель:

-Ребята, видите, какие необычные слова говорит бабушка Варварушка. Туесок – это

небольшой берестяной короб с крышкой. Классический туес имеет цилиндрическую форму.

А кто догадался, из какого дерева сделан этот туесочек? Правильно, из березы. А что означает слово хвороба? Да это болезнь. Сейчас, когда мы заболеем, пьем таблетки, микстуры, а раньше лечились настоями целебных трав.

Бабушка Варварушка:

-Ой, внучек мой проснулся. Его отец и мать на ярмарку поехали. Летом-то они в поле работают, а зимой игрушки делают, посуду расписывают, а я за внучком приглядываю. Наверное, надо ему одеяльце поправить. (Достает лоскутное одеяло).

Воспитатель:

-Ребята, смотрите, каким красивым одеялом укрыт малыш. А чем оно необычное?

-Правильно оно сшито из маленьких тряпочек-лоскутков, и поэтому оно называется лоскутным.

Бабушка Варварушка:

-Ребята, а давайте споем младенцу колыбельную, чтобы покрепче ему спалось. Я вот сяду на эту скамеечку, ножки свои на половичек поставлю, чтобы не замерзли, ведь я уже старенькая.

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, какой необычный коврик. Бабушка Варварушка назвала его половичком. Кто догадался, почему? Раньше их женщины вязали крючком или вязали на специальных станках, стелили на полу, чтобы ногам тепло было.

Бабушка Варварушка:

-Я буду потихоньку колыбельную петь, а вы мне помогайте, только колыбельную нужно петь тихо-тихо ласково и нежно, чтобы малыш уснул.

Баю –баюшки, баю.

Не ложися на краю.

Придет серенький волчок

И ухватит за бочок,

И утащит во лесок

Под ракитовый кусток

Баю- бай, баю-бай

Мой малышек засыпай.

Бабушка Варварушка:

Ребята, я вас так ждала. Печку истопила. Видите, какая у меня печка! Огонь разожгла, каша у меня там доходит. Видите, вот тут лежаночка у меня теплая. Я вот с мороза прихожу, валенки свои сушить ставлю, на лежаночку можно залезть погреться, тулупчик овчинный тут у меня. А пока тут котик мой греется, он тоже тепло любит.

Воспитатель:

А это что у тебя бабушка Варварушка? (показываю на ухват).

Воспитатель:

-Ребята, запомните, ухват-это приспособление, с помощью которого доставали посуду из печи, чтобы не обжечься.

Бабушка Варварушка:

-Ой, что же это, заболтались мы совсем! Самовар уже горячий, чай пора пить. Чай я люблю пить с крендельками, с бубличками. Я вот уже и тесто поставила, знала, что гости дорогие ко мне придут. Поможете мне крендельки испечь? Пойдемте в мой угол – бабий кут.

Воспитатель:

-Дети, еще одно необычное слово мы услышали –бабий кут. Это, то место где все было приспособлено для приготовления пищи. В бабий кут заходить можно было только женщинам. Поэтому помогать будут только девочки. Маша, Соня…. Пойдите, помогите.

Бабушка Варварушка:

-Но сначала нужно руки вымыть. Ведь у хозяйки все должно быть чисто и аккуратно. Подходите по одному ко мне, и я вам из ковша полью на руки. Вот вам рушник.

Воспитатель:

-Рушник – это длинное полотенце с вышивкой по краям.

-А теперь я вам покажу, как лепить крендельки, и вы их сделаете сами.

Подходят к столу, лепят крендельки.

Бабушка Варварушка:

-Ой, какие молодцы, все постарались. Сейчас мы крендельки в печь посадим. Давайте помоем руки. Ребята помните, из чего я буду вам поливать? А чем руки будете вытирать?

Воспитатель:

Пока крендельки пекутся можно и поплясать. Давайте покажем бабушке Варварушке, как мы умеем танцевать. Становитесь в хоровод вокруг березки.

Бабушка Варварушка:

-Пока вы водили хоровод, испеклись наши крендельки. Вот они, с пылу, с жару из печи все, румяны горячи.

Воспитатель:

-Спасибо, бабушка Варварушка закрендельки, за прием, нам очень понравилось у тебя, но нам пора возвращаться в детский сад. До свидания.

Бабушка Варварушка:

-Приходите еще, всегда вам рада. До свидания.

Воспитатель:

-Скажем заклинание «Повертись, покружись, в настоящее ввернись». А теперь по тропинке прямиком в группу. И там угостимся.

В группе подводится итог занятия и угощения.

Публикации по теме:

Модель-макет «Русская изба»Модель-макет «Русская изба» воспитатель Максименко О. Г. Модель изготовлена из осиновых брусочков, с картонной крышей. Изба трансформируется и может быть раскрыта.

Проект «Русская изба»Проект «Русская изба» Проект «Русская изба»Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого.

Библиотека изображений:
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Конспект занятия НОД в средней группе по теме «Культура русского народа»
Опубликовано: 25 января 2014 в 16:20
+8
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Елочка из фоамирана». Мое творчество.
Для создания новогоднего настроения в оформлении композиции нужен главный элемент. Это будет елочка. Елочку можно сделать из ниток, бумаги. А я решила...
Изготовление атрибута для танца снежинок
Приближается Новый год, все готовятся к утренникам. По традиции, почти всегда на утреннике присутствуют девочки- снежинки. Для завершения образа хочется...
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» (наблюдение за насекомыми)
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» ( наблюдение за насекомыми) Вот и прошла зима с морозами и метелями. Наступила весна. Чаще стало пригревать теплое весеннее...
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...