МААМ-картинки

Конспект занятия по чтению в подготовительной группе «Знакомство с былинной сказкой «Никита Кожемяка»

Ольга Орлова
Конспект занятия по чтению в подготовительной группе «Знакомство с былинной сказкой «Никита Кожемяка»

Конспект занятия по чтению художественной литературы в подготовительной группе

«Знакомство с былинной сказкой «Никита Кожемяка»

Программное содержание:

Познакомить детей с художественным произведением - былинной сказкой «Никита Кожемяка», используя прием «Сторисек».

Ход образовательной деятельности

1. Организационный момент «Мешок историй»

Публикация «Конспект занятия по чтению в подготовительной группе „Знакомство с былинной сказкой „Никита Кожемяка“» размещена в разделах

Дети стоят, мешок с предметами находится на столе.

- Дети, посмотрите, что у нас с вами есть.

- Это не простой мешочек, он с историями, в нем множество разных вещей.

- Как вы думаете, что в нем находится?

- Интересно, какая же история сегодня нас с вами ждет? Хотите открыть секрет этого мешочка?

2. Актуализация знаний.

Дети достают по одной вещи из мешка и называют, объясняют назначение этой вещи.

• Меч был главным оружием воинов – богатырей и воинов – ратников в ту пору на Руси. Меч был русским оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну. Меч носили в ножнах, чтобы он не ржавел (показ меча и ножен). Рукоятка меча и ножны украшались орнаментом и узором. Узоры на ножнах и рукоятке меча наносились не только с целью украшения, но и с целью оказания помощи своему хозяину, владеющему мечом.

• Щит. Чтобы защитить грудь от ударов врага, на левой руке у героя висел тяжелый, блестящий и кругленький щит.

• Лук, колчан со стрелами.

• А коней они себе выбирали под стать… сильных да норовистых, выносливых да смелых. А если б кони были тощие да слабые, они бы их не выдержали.

• Боевой топор – оружие.

- Ребята, вы догадались, о ком приготовил нам историю наш мешочек?

- Конечно же, о богатырях.

- Кто же такие богатыри?

Богатыри – слово древнее. Что оно обозначает? (Примерные ответы детей - Богатырь – сильный, смелый, удачливый воин, счастливый в бою.)

- Как еще называли богатырей? (Их еще называли витязями.)

- Какие богатыри были? (Сильные, смелые, отважные, храбрые, ловкие, смекалистые, находчивые, удачливые. Богатырь – это человек безмерной силы, стойкости и отваги, совершающий воинские подвиги.)

- Для чего они шли воевать? (Чтобы защитить Родину от врагов. Как стража святой Руси, стоят они у заставы (границы) богатырской, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит)

– А кого же защищали богатыри? (Первыми защитниками на Руси были богатыри – мужчины, защищавшие женщин, стариков и детей.)

- Каких вы знаете богатырей? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович)

- Что надевали богатыри, идя на бой? (Они надевали шлемы, кольчуги, кожаные перчатки, наборный пояс, сапоги, плащ)

- Что они брали с собой в бой? (Они брали мечи, копья, луки, булавы, дубинки, топоры, щиты, палицу, кистень)

- Сказания о подвигах, которые богатыри совершали, живы в памяти народной, о подвигах складывали былины.

- Что такое былина? От какого слова оно происходит? (быль, было). Быль, правда, то, что происходило на самом деле. Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) былину. В былинах говорится о борьбе русского народа с завоевателями, о силе русских воинов.

- А ещё мешок историй приготовил нам книгу.

- Можно ли сразу по обложке определить, о чем эта книга?

- Эта книга о богатырской силе и мужестве, доблестных подвигах наших богатырей.

- Хотите узнать о богатырском подвиге?

3. Знакомство с былинной сказкой «Никита Кожемяка»

- Сегодня мы познакомимся с былинной сказкой «Никита Кожемяка»

-Понятно ли вам слово Кожемяка?

-Давайте прочитаем сказку и узнаем, верны ли ваши предположения?

Чтение сказки (дети садятся)

Словарная работа во время беседы по содержанию сказки.

- Верны ли были наши предположения? Почему Никиту звали Кожемяка?

(Кожемяка мял кожу, поэтому его так и назвали.)

1. Межа – в России граница земельных владений в виде узкой полосы необрабатываемой земли.

2. Соха – пахотное орудие, в отличие от плуга не переворачивает пласт почвы, а отваливает его в сторону, примитивное сельскохозяйственное орудие.

3. Борозда – канавка на поверхности почвы, проведенная плугом или иным взрыхляющим почву орудием; канавка для отвода воды с полей при избыточном увлажнении, поливе в орошаемом земледелии и для посева сельскохозяйственных культур.

4. Пуд – русская мера веса, равная 16,3 килограмм.

5. Пенька – веревка

Беседа после чтения

-Понравилась ли вам сказка?

- Что особенно вам понравилось?

-Для чего мнут кожу?

-Какая злая сила угрожала Киеву?

-Почему никто не сражался со змеем, а все отдавали ему девушек на съедение?

(Не было силы, которая могла ему противостоять.)

-Что произошло с царской дочерью?

-Кто мог ее спасти? (только Никита мог победить змея)

- Как об этом узнала царевна?

-Сразу ли согласился Никита идти спасать царскую дочь?

-Почему Никита отказался спасти царевну?

-Почему он потом согласился? На какую хитрость пошел царь?

- Смог ли змей одолеть богатыря?

-Как Никита победил Змея?

-Что предложил Змей-Горыныч Никите?

- Правильно ли делить землю со злой силой?

- Почему Никита стал делить землю, а потом море? (С целью перехитрить Змея и победить зло.)

-Просил ли Никита после победы награду?

4. Рассматривание слайдов с иллюстрациями.

Первый слайд «Никита Кожемяка»

-Каким вы видите этого богатыря? Опишите его.

(Сильный, огромного роста, широкоплечий, могучий, смелый, трудолюбивый.)

Второй слайд «Змей Горыныч»

- Каким представлен в сказке и в иллюстрации змей?

(Змей «страшный», «лютый», жестокий – осиротил пять тысяч детей.)

Третий слайд «Помощь царевне»

- Кто помог царевне? (Собачка)

Четвертый слайд «Царь и царица»

- Кого мы видим на иллюстрации?

- Согласился Никита помочь им?

Пятый слайд «Дети"

- Как вы думаете, почему Никита согласился все же помочь царевне? (Пожалел детей)

- Какой еще был Никита? (добрый – пожалел сирот и решил идти им на выручку. Черты характера - Доброта, любовь к Родине, к своему народу.)

Шестой слайд «Пещера змея», Седьмой слайд «Победа»

Какие отрывки иллюстрирует художник?

Восьмой слайд «Как делили землю»

Девятый слайд «Как делили море»

-Какие черты характера проявляются у героя в данной момент?

(Мудрость, смекалка, находчивость, хитрость.)

Десятый слайд «Победа Никиты»

-Какими словами заканчивается сказка? Расскажите.

- Какой еще был Кожемяка? (бескорыстный – «стал опять кожи мять, не взял за свой труд ничего»)

-Какие черты русского характера прославляет сказка?

(Смелость, мудрость, храбрость, трудолюбие, отвагу, широту души, бескорыстие, доблесть, доброту)

5. Языковые игры

- Вы бы хотели быть похожими на Никиту Кожемяку?

- Чем бы вы хотели быть похожими?

(Быть такими же сильными, ловкими, храбрыми, умными, смекалистыми)

- Давайте мы проверим хитрость и находчивость девочек, испытаем богатырскую силушку да смекалку мальчиков.

Дети делятся на 2 команды. Дети встают: 1 команда у красного стола, 2 команда у зеленого стола.

Наш мешочек историй приготовил для нас задания

ЗАДАНИЕ №1 «Собери богатыря в путь»

Для команды у красного стола – доспехи (одежда).

- Ребята, а сейчас поможем собраться в путь-дорогу богатырю (Раздаются карточки с изображениями доспехов (одежды).

Одежда: шлем богатырский, шапка-ушанка, каска строительная, кольчуга, пиджак, галстук, рубаха-косоворотка, сапоги, плащ, наборный пояс, бармица (кольчужная защита шеи)

Для команды у зеленого стола - оружие

Выбери то, что возьмет Никита Кожемяка для борьбы со Змеем.

Оружие: сабля, меч, булава, кистень, ножницы, пистолет, автомат, грабли, вилы, пила, копьё, палица, лук со стрелами, лопата.

ЗАДАНИЕ № 2 Игра «Слова наоборот»

По очереди отвечают две команды

Родина - чужбина. Светлый - тёмный.

Горе -радость. Живой - мёртвый.

Плен - воля. Брать - отдавать.

Свет -темнота. Веселиться - грустить.

Храбрость - трусость. Впускать - выпускать.

Сильный - слабый. Встречать - провожать.

Храбрый - трусливый. Вместе - отдельно.

Хороший - плохой. Вперед - назад.

ЗАДАНИЕ № 3 "Продолжи поговорку".

По очереди отвечают две команды

Жизнь дана на добрые дела.

Сам погибай – а товарища выручай.

Жить – Родине служить.

Своя земля и в горсти мила.

Не доспехи красят богатыря, а подвиги.

Богатырь умрёт, имя его останется.

Богатыря узнаешь на поле брани.

Славна богатырями земля русская.

Родине служить – честью дорожить.

Военному делу учиться - всегда пригодится.

Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет.

Службу нести - не лапти плести.

Кто хорошо бьется, тому и победа достается.

За край родной иди бесстрашно в бой.

Родина – мать, умей за нее постоять.

Кто за правое дело стоит, тот победит.

ЗАДАНИЕ № 4 «ВИКТОРИНА»

А сейчас мешок историй приготовил нам шуточную викторину. Испытаем вашу стойкость, нужно все предполагаемые ответы обязательно дослушать до конца.

1. Какой злодей появился однажды недалеко от Киева?

• Страшный змей

• Злой волшебник

• Кровожадный людоед

• Чёрная Фурия

2. Съел ли злодей царскую дочь?

• Да, и облизнулся

• Да, и пожелал еще

• Нет, но запер ее в своей берлоге

• Нет, и отпустил её

3. Как дочь-царевна общалась с отцом и матерью?

• Стучала по стенке темницы

• Пела песни, которые передавали птицы

• Рисовала на окне рисунки

• Писала записки, которые передавала собачка

4. Есть ли кто-нибудь сильнее Страшного Змея, чтоб тот смог с ним сразиться?

• Да, это Илья Муромец

• Да, это Добрыня Никитич

• Да, это Алеша Попович

• Да, это Никита Кожемяка

5. Сколько кож разом мог мять Никита? 3, 7, 12, 15

6. Как царю удалось упросить Никиту идти биться со Змеем?

• Он послал к Никите 5 тысяч малолетних сироток

• Он пригрозил ему смертью

• Он упал перед ним на колени

• Он обещал ему свою дочь

7. Вышли на бой Никита со Змеем. Но только Никита стал душить злодея, как тот сделал ему одно предложение. Какое?

• Разойтись с миром

• Разделить весь свет пополам

• Дать Никите своё золото

• Змею взять царевну, а Никите власть

8. Как Никита смог победить Змея?

• Утопил его в Чёрном море

• Проехал по нему сохой

• Подбросил его высоко в небо

6. Рефлексия

Молодцы! Со всеми заданиями справились, обе команды показали свою смекалку.

-На кого вы хотели быть похожими сегодня?

-Кто же такой Никита Кожемяка?

- Можем ли мы его называть богатырем?

- Почему?

- Дети, в этой книге мы сможем узнать о подвигах и других богатырей?

- Мы обязательно прочтем о всех подвигах богатырей.

- А еще нам наш мешочек историй приготовил сюрприз – мультфильм «Никита Кожемяка».

Публикации по теме:

Конспект НОД «Знакомство с украинской народной сказкой «Рукавичка» во второй младшей группеКонспект НОД «Знакомство с украинской народной сказкой «Рукавичка» во второй младшей группе Тема. «Знакомство с украинской народной сказкой «Рукавичка». Цель: формирование устойчивого интереса детей к русскому фольклору (сказка).

Конспект сценария праздника «Сказка за сказкой» в подготовительной к школе группе Цель: Создать эмоционально-положительную обстановку и формировать доброжелательные взаимоотношения, радостное настроение у детей, активизировать.

Конспект занятия по чтению художественной литературы в группе раннего возраста «Репка». Знакомство с теневым театромКонспект занятия по чтению художественной литературы в группе раннего возраста «Репка». Знакомство с теневым театром Цель: Выработать умение слушать и смотреть сказку до конца. Задачи: Обучающие: Учить детей узнавать и называть сказку. Учить понимать содержание.

Конспект занятия по математике в подготовительной группе «Знакомство с числом 15» Конспект занятия по математике. Подготовительная группа. Тема: "Знакомство с числом 15" Возрастная группа – подготовительная Подготовила.

Конспект занятия по развитию речи «Знакомство детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк» .

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Знакомство с буквой И»Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Знакомство с буквой И» Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Знакомство с буквой И» Цель: Познакомить с гласной буквой И. Задачи: -закрепление знаний.

Конспект занятия в подготовительной группе «Знакомство с деньгами» Цель: создание условий для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста, в том числе детской инициативы и самостоятельности.

Рецензия на НОД «Знакомство с украинской народной сказкой «Рукавичка» во второй младшей группе Рецензия непосредственной образовательной деятельности детей младшего дошкольного возраста (3 - 4 лет) в форме ознакомление с художественной.

Самоанализ НОД «Знакомство с украинской народной сказкой «Рукавичка» во второй младшей группеСамоанализ НОД «Знакомство с украинской народной сказкой «Рукавичка» во второй младшей группе Материал пригодится для воспитателей при аттестации. Воспитатель: Терехова Светлана Анатольевна. 1. Общие сведения о занятии. Дошкольники.

Конспект НОД в старшей группе «Знакомство со сказкой В. Сутеева «Мешок яблок»Конспект НОД в старшей группе «Знакомство со сказкой В. Сутеева «Мешок яблок» Тема: Знакомство со сказкой В. Сутеева «Мешок яблок» Возрастная группа: старшая группа Форма НОД: Форма организации: групповая Учебно-методический.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по чтению в подготовительной группе «Знакомство с былинной сказкой «Никита Кожемяка»
Опубликовано: 4 мая 2022 в 18:53
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД