«Зима». Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе

Ирина Вотинцева
«Зима». Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе

Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»

Автор: учитель-логопед Вотинцева И. А.

ГБДОУ д/с №52 Калининского района г. Санкт- Петербург

2013г

Коррекционно-образовательные цели:

Совершенствовать навыки языкового анализа: умение дифференцировать гласные и согласные звуки речи; совершенствовать количественный слоговой анализ слов.

Продолжать развивать грамматический строй речи: закреплять умение образовывать имена существительные при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов; умение правильно согласовывать все части речи в предложении в роде, числе, падеже и т. д.

Расширять активный словарь детей по лексической теме «Зима».

Закреплять умение давать развёрнутый ответ на вопрос логопеда, составлять предложения по предложенной теме.

Продолжать развивать умение координировать речь с движением, крупную моторику.

Коррекционно – развивающие цели:

Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.

Оборудование: фланелеграф, предметные картинки по теме «Зима», мяч, магнитофон, подарки.

Дети входят под музыку…

Л - Здравствуйте дорогие ребята. Ребята, посмотрите, как много гостей сегодня к нам пришло. Давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются, садятся на свои места)

1. Л – Ребята, о каком времени года загадка?

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

Д –Загадка о зиме.

Л - Правильно о зиме. Зима красивое время года, все переливается, искрится. С неба падают неповторимые белые снежинки. По утрам мороз на нашем окне рисует сказочные узоры. Давайте и мы с вами сегодня попробуем нарисовать сказочную, волшебную картину. Волшебную картину рисовать трудно. Но я думаю вы справитесь с такой задачей. Справитесь? (Дети отвечают).

Л- Какие приметы зимы вы знаете?

Д- Зимой идет снег. Солнце светит, но не греет. На земле лежат сугробы. (Л. Выставляет вырубные картинки: снежинки, маленькое солнышко, «сугробы».)

Д - Люди одевают тёплую одежду (Л. Выставляет вырубные картинки: шубу, шапку, варежки, валенки

Л - Какие зимние месяцы вы знаете?

Д- Декабрь, январь, февраль.

2. «Поймай слово».

Л -Сейчас я проверю внимательные ли вы ребята. Я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши если услышите слово относящееся к зиме:

Бабочка, сугроб, лыжи, шуба, муравей, мороз, лед, сосулька, ромашка, санки, снеговик, ручеек, снежинка, коньки, валенки, велосипед, горка, снег, сандалии.

Л -Молодцы, внимательно меня слушали, справились с заданием!

3. Л -Скажите пожалуйста, какое из слов самое длинное:

Снег, санки, сосульки (дети называют)

Л - Давайте проверим (дети хлопают на каждый слог, считая их)

Лёд, снеговик, лыжи (дети называют, проверяют)

4. Л –Послушайте ещё загадку.

Мы слепили снежный ком,

Шляпу сделали на нем,

Нос приделали, и вмиг

Получился…

(Дети дополняют предложение-Снеговик.)

Л - Какие зимние забавы, игры вам нравятся? Что любите делать зимой? (Дети называют Л. Выставляет вырубные картинки: санки, лыжи, коньки, снежки.)

5.(Л. Выставляет двух снеговиков)

Л - Посмотрите у нас есть два снеговика, они разного размера. Один снеговичок маленький, а другой снеговик – обычного размера. Давайте сыграем в мяч. Я буду называть что есть у снеговика и кидать вам мяч, а вы в ответ назовете такую же часть маленького снеговичка и перекинете мне мяч обратно. Вот например у обычного снеговика нос, а у маленького – носик.

(Рот- Ротик, шарф- шарфик, глаза-глазки, сапоги- сапожки, шляпа- шляпка, пуговицы- пуговки, рукавицы- рукавички.)

6. Л -Молодцы, и с этим заданием справились.

Давайте теперь отдохнём. (Речь с движением.)

Дело было в декабре,

Стояла елка на горе,

А возле этой елки

Бродили злые волки.

Вот как-то раз,

Ночной порой,

Когда в лесу так тихо,

Встречают волка под горой

Зайчата и зайчиха.

Кому охота в Новый год

Попасться в лапы волку!

Зайчата бросились вперед

И прыгнули на елку.

Они прижали ушки,

Повисли, как игрушки.

Десять маленьких зайчат

Висят на елке и молчат.

Висят они на ёлке

Перехитрили волка.

Дело было в декабре, —

Подумал волк, что на горе

Украшенная елка.

(Л. Выставляет: волка, зайчат, воробьёв)

Л -Как животные готовятся к зиме?

Д- Животные делают запасы, впадают в спячку, меняют шубу.

Л - Какие птицы к нам прилетают?

Д - К нам прилетают: синицы, снегири. (Л. Выставляет картинки)

6.

Л - Скажите пожалуйста, какой праздник бывает зимой?

Д- Зимой мы празднуем Новый год.

Л - Правильно, в каждом доме, в каждой квартире ставят ёлку и украшают её. (Л. Выставляет ёлки) Ой, а наши то ёлки не наряжены. Давайте украсим ёлки волшебными шарами. Только сделать это нужно правильно. Чтобы выполнить следующее моё задание мы с вами должны вспомнить. Чем буквы отличаются от звуков? (Дети отвечают).

Л - Как называются звуки, которые произносятся с голосом и при произнесении которых воздух выходит через рот и не встречает преграды?

Д - Такие звуки называются гласные.

Л - Правильно, звуки же при произнесении которых воздух встречает преграду называются? (Дети дополняют предложение)

Л - Перед вами две ёлки, на ёлке с красной звездой все шары должны быть с картинками названия, которых начинаются с гласного звука, а на ёлке с синей звездой должны быть шары, названия которых начинаются с согласного звука. Чтобы случилось волшебство мы с вами не должны ошибиться. (Л. Раздаёт вырубные шары)

Дети по очереди подходят к фланелеграфу, называет что изображено, определяет первый звук, дают его характеристику, вешают шар на ёлку.

- Сейчас проверим. Если вы правильно выполнили задание произойдёт волшебство и все шары на одной ёлке будут красного цвета, а на другой синего. (Л. Переворачивает шары. Все шары д. б. одного цвета, соответствующего звезде).

- Молодцы справились с заданием.

7. - Посмотрите, у нас получилась настоящая картина. По которой мы можем рассказать о зиме. (Каждый ребёнок говорит одно предложение.)

8. Стук в дверь, входит Зима

З- Здравствуйте дети! Я зимушка- Зима. (Дети здороваются).

З - Я здесь кругом летала, заглядывала в окошки, слышала и видела, как вы хорошо выполняли задания. Слышала, как красиво обо мне, о Зиме говорили, вижу какую зимнюю картину нарисовали. Я решила вас отблагодарить за ваше старание, подарить вам подарки. (Зима дарит подарки, дети благодарят).

З - Загостилась я у вас, а дел у меня еще много. До свидания ребята. (Зима уходит).

Л- Молодцы ребята, все очень старались, со всеми заданиями справились, Зиму порадовали. Давайте попрощаемся с нашими гостями. (Дети прощаются и уходят).

Публикации по теме:

Презентация к логопедическому занятию «Незнайка в стране транспорта» Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в рамках образовательной области «Безопасность» по формированию лексико.

Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе по теме «Одежда» .

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Зима
  • Зима
Автор публикации:
«Зима». Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе
Опубликовано: 17 декабря 2013 в 16:50
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс коллективная работа с детьми «Елочка»
Вот и наступила прекрасное время года - зима. И дети и взрослые рады первому снегу. На улице снежок укрыл белым покрывалом дома и деревья. И все мы...
Фото отчёт занятия по рисованию с элементами аппликации «Белый медведь и северное...
Добрый день, дорогие друзья, коллеги и гости моей страницы! Представляю Вашему вниманию фото отчёт занятия по рисованию с элементами аппликации "Белый...
Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа «Смышленыш»...
Дидактическое пособие «Пенал со счётным материалом»
Пособие сделано для детей второй младшей группы. Но его можно использовать и в работе с более старшими дошкольниками. Оно удобно для использования в...
«Раскрасавица Зима, очень любим мы тебя!» — отчет о зимней прогулке в старшей группе
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию зимнюю прогулку в стихах. Как только выпал первый снег, мы с детьми отправились на участок, чтобы поиграть...