«Зима». Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе

Ирина Вотинцева
«Зима». Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе

Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»

Автор: учитель-логопед Вотинцева И. А.

ГБДОУ д/с №52 Калининского района г. Санкт- Петербург

2013г

Коррекционно-образовательные цели:

Совершенствовать навыки языкового анализа: умение дифференцировать гласные и согласные звуки речи; совершенствовать количественный слоговой анализ слов.

Продолжать развивать грамматический строй речи: закреплять умение образовывать имена существительные при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов; умение правильно согласовывать все части речи в предложении в роде, числе, падеже и т. д.

Расширять активный словарь детей по лексической теме «Зима».

Закреплять умение давать развёрнутый ответ на вопрос логопеда, составлять предложения по предложенной теме.

Продолжать развивать умение координировать речь с движением, крупную моторику.

Коррекционно – развивающие цели:

Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.

Оборудование: фланелеграф, предметные картинки по теме «Зима», мяч, магнитофон, подарки.

Дети входят под музыку…

Л - Здравствуйте дорогие ребята. Ребята, посмотрите, как много гостей сегодня к нам пришло. Давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются, садятся на свои места)

1. Л – Ребята, о каком времени года загадка?

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

Д –Загадка о зиме.

Л - Правильно о зиме. Зима красивое время года, все переливается, искрится. С неба падают неповторимые белые снежинки. По утрам мороз на нашем окне рисует сказочные узоры. Давайте и мы с вами сегодня попробуем нарисовать сказочную, волшебную картину. Волшебную картину рисовать трудно. Но я думаю вы справитесь с такой задачей. Справитесь? (Дети отвечают).

Л- Какие приметы зимы вы знаете?

Д- Зимой идет снег. Солнце светит, но не греет. На земле лежат сугробы. (Л. Выставляет вырубные картинки: снежинки, маленькое солнышко, «сугробы».)

Д - Люди одевают тёплую одежду (Л. Выставляет вырубные картинки: шубу, шапку, варежки, валенки

Л - Какие зимние месяцы вы знаете?

Д- Декабрь, январь, февраль.

2. «Поймай слово».

Л -Сейчас я проверю внимательные ли вы ребята. Я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши если услышите слово относящееся к зиме:

Бабочка, сугроб, лыжи, шуба, муравей, мороз, лед, сосулька, ромашка, санки, снеговик, ручеек, снежинка, коньки, валенки, велосипед, горка, снег, сандалии.

Л -Молодцы, внимательно меня слушали, справились с заданием!

3. Л -Скажите пожалуйста, какое из слов самое длинное:

Снег, санки, сосульки (дети называют)

Л - Давайте проверим (дети хлопают на каждый слог, считая их)

Лёд, снеговик, лыжи (дети называют, проверяют)

4. Л –Послушайте ещё загадку.

Мы слепили снежный ком,

Шляпу сделали на нем,

Нос приделали, и вмиг

Получился…

(Дети дополняют предложение-Снеговик.)

Л - Какие зимние забавы, игры вам нравятся? Что любите делать зимой? (Дети называют Л. Выставляет вырубные картинки: санки, лыжи, коньки, снежки.)

5.(Л. Выставляет двух снеговиков)

Л - Посмотрите у нас есть два снеговика, они разного размера. Один снеговичок маленький, а другой снеговик – обычного размера. Давайте сыграем в мяч. Я буду называть что есть у снеговика и кидать вам мяч, а вы в ответ назовете такую же часть маленького снеговичка и перекинете мне мяч обратно. Вот например у обычного снеговика нос, а у маленького – носик.

(Рот- Ротик, шарф- шарфик, глаза-глазки, сапоги- сапожки, шляпа- шляпка, пуговицы- пуговки, рукавицы- рукавички.)

6. Л -Молодцы, и с этим заданием справились.

Давайте теперь отдохнём. (Речь с движением.)

Дело было в декабре,

Стояла елка на горе,

А возле этой елки

Бродили злые волки.

Вот как-то раз,

Ночной порой,

Когда в лесу так тихо,

Встречают волка под горой

Зайчата и зайчиха.

Кому охота в Новый год

Попасться в лапы волку!

Зайчата бросились вперед

И прыгнули на елку.

Они прижали ушки,

Повисли, как игрушки.

Десять маленьких зайчат

Висят на елке и молчат.

Висят они на ёлке

Перехитрили волка.

Дело было в декабре, —

Подумал волк, что на горе

Украшенная елка.

(Л. Выставляет: волка, зайчат, воробьёв)

Л -Как животные готовятся к зиме?

Д- Животные делают запасы, впадают в спячку, меняют шубу.

Л - Какие птицы к нам прилетают?

Д - К нам прилетают: синицы, снегири. (Л. Выставляет картинки)

6.

Л - Скажите пожалуйста, какой праздник бывает зимой?

Д- Зимой мы празднуем Новый год.

Л - Правильно, в каждом доме, в каждой квартире ставят ёлку и украшают её. (Л. Выставляет ёлки) Ой, а наши то ёлки не наряжены. Давайте украсим ёлки волшебными шарами. Только сделать это нужно правильно. Чтобы выполнить следующее моё задание мы с вами должны вспомнить. Чем буквы отличаются от звуков? (Дети отвечают).

Л - Как называются звуки, которые произносятся с голосом и при произнесении которых воздух выходит через рот и не встречает преграды?

Д - Такие звуки называются гласные.

Л - Правильно, звуки же при произнесении которых воздух встречает преграду называются? (Дети дополняют предложение)

Л - Перед вами две ёлки, на ёлке с красной звездой все шары должны быть с картинками названия, которых начинаются с гласного звука, а на ёлке с синей звездой должны быть шары, названия которых начинаются с согласного звука. Чтобы случилось волшебство мы с вами не должны ошибиться. (Л. Раздаёт вырубные шары)

Дети по очереди подходят к фланелеграфу, называет что изображено, определяет первый звук, дают его характеристику, вешают шар на ёлку.

- Сейчас проверим. Если вы правильно выполнили задание произойдёт волшебство и все шары на одной ёлке будут красного цвета, а на другой синего. (Л. Переворачивает шары. Все шары д. б. одного цвета, соответствующего звезде).

- Молодцы справились с заданием.

7. - Посмотрите, у нас получилась настоящая картина. По которой мы можем рассказать о зиме. (Каждый ребёнок говорит одно предложение.)

8. Стук в дверь, входит Зима

З- Здравствуйте дети! Я зимушка- Зима. (Дети здороваются).

З - Я здесь кругом летала, заглядывала в окошки, слышала и видела, как вы хорошо выполняли задания. Слышала, как красиво обо мне, о Зиме говорили, вижу какую зимнюю картину нарисовали. Я решила вас отблагодарить за ваше старание, подарить вам подарки. (Зима дарит подарки, дети благодарят).

З - Загостилась я у вас, а дел у меня еще много. До свидания ребята. (Зима уходит).

Л- Молодцы ребята, все очень старались, со всеми заданиями справились, Зиму порадовали. Давайте попрощаемся с нашими гостями. (Дети прощаются и уходят).

Публикации по теме:

Презентация к логопедическому занятию «Незнайка в стране транспорта» Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в рамках образовательной области «Безопасность» по формированию лексико.

Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе по теме «Одежда» .

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Зима
  • Зима
Автор публикации:
«Зима». Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе
Опубликовано: 17 декабря 2013 в 16:50
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Женская обережная куколка «Долюшка» или «На счастье»
Доброго времени суток, мои друзья и читатели моей странички! Начну свою публикацию стихами хорошо нам с вами известной Леночки Пономарёвой: Нежно в руки...
«Наш мордовский уголок!»
Мордовский уголок в саду- это приобщение ребенка к национальной культуре:обычаям, традициям народов родного края. Именно в дошкольном возрасте...
Занятие «Домашние животные»
На доске рисунки животных: кошка, собака, корова, коза, лошадь, свинья, лиса. Педагог. Кто "лишний"? Как можно назвать остальных животных одним словом? (...
Летнее творчество детей старшего дошкольного возраста. Панорамная композиция...
Идея создания яркой картины для украшения группы пришла сама собой, на улице моросили дожди и хотелось чего-то яркого и весёлого. Мы с ребятами немного...
Кукольный спектакль на новогоднем празднике для малышей «Волшебный платочек»
Этот кукольный спектакль придумался очень быстро, имел в детском саду успех у детей всех возрастов. Я предложила его А. И. Бурениной будучи на курсах...