Получи документы

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей средней группы «Однажды зимой» (1 фото)

Светлана Мурзова
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей средней группы «Однажды зимой»

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей средней группы, составленный воспитателем МБДОУ «Детский сад «Дюймовочка»» г. Десногорска Смоленской области Мурзовой Светланой Геннадьевной[/b]

Тема: Однажды зимой.

Цель: развитие математических способностей у детей.

Развивающие задачи:

- Развивать мыслительные операции, умение выделять существенный признак, по которому предметы объединяются в группу.

Публикация «Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей средней группы „Однажды зимой“» размещена в разделах

- Развивать зрительное восприятие при недостаточно разборчивом изображении (лишь контур пунктирами, внимание, наблюдательность, память, воображение, вариативность и критичность мышления, речь, причинно-следственные связи, понимание учебной задачи и точность ее выполнения.

- Направлять на поиск нетрадиционных способов решения задачи.

- Упражнять в развитии графомоторных навыков (плавность линий) посредством обведения по трафарету.

Образовательные задачи:

- Закрепить счетные навыки в пределах 7, умение соотносить цифру с количеством, отсчитывать нужное количество предметов из группы.

- Закрепить знания геометрических фигур (круг, овал, умение находить эти фигуры в предметах.

- Упражнять в сравнении предметов по высоте, а также по длине и ширине «на глазок» и с помощью непосредственного наложения.

- Закрепить навыки владения пространственными отношениями (предлоги: в, на, рядом, вокруг, впереди (перед, позади (за).

- Формировать природоведческие понятия о зиме, жизни животных зимой.

- Активация словаря.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать самостоятельность, инициативу, стремление добиться успеха; а также отзывчивость.

- Привитие интереса к предмету, чувства радости от занятия им.

Дидактическое обеспечение занятия:

Демонстрационный: рисунок снеговика с зайчатами – лишь пунктирное изображение контура;

Раздаточный: круги и овалы белого цвета разных размеров (большие и маленькие) по 8 штук на каждого ребенка; трафареты с кругами, простые карандаши и листы белой бумаги, которые разделены на 8 полосок; цифры (набор на каждого ребенка).

А также 2 корзины и сшитые «снежки» по количеству детей; музыкальное сопровождение - фонограмма песни «Зайка беленький», мягкая игрушка «Лисенок», механическая мягкая игрушка «Снеговик на лыжах» (едет, кувыркается через голову, схематическое изображение зайца, состоящее из кругов и овалов, рисунок, изображающий сугробы (с прорезями, лыжи (поштучно, различающиеся по ширине и длине.

В занятии интегрированы следующие области: «Познавательное развитие» (ФЭМП + Окружающий мир, «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Конструирование», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое».

Ход занятия

Вводная часть

Настрой на занятие

- Ребята, какое сейчас время года? (Зима)

- Любите ли вы зиму? Чем же она вам нравится, если зимой холодно? (Все бело – красиво; Новый год, веселые зимние забавы.)

- В какие игры вы любите играть на улице зимой?

- Отгадайте, кто к нам торопится.

Я снежный человечек,

Веселый и смешной.

Нос – морковка, на голове – ведерко.

Кто же я такой? (Снеговик)

- Проверьте себя: правильно ли вы отгадали.

Основная часть.

Тренировка зрительного восприятия. Развитие логического мышления.

Воспитатель показывает рисунок снеговика с зайчатами. Картинка при этом должна быть недостаточно разборчива (пунктирное изображение контура, чтобы совершенствовалось зрительное восприятие у детей.

- Он спешит к вам в гости. Снеговик хочет вас удивить и развеселить. Но кто же там еще? Там несколько снеговиков? (Нет, он один. Там зайчата, много зайчат).

Отработка пространственных представлений. Величины. Форма предметов (круг, овал).

- Где зайчат вы видите? (Дети используют в ответе предлоги в, на, рядом, вокруг, впереди (перед, позади (за).

- Сравните снеговика и зайчат по размеру. Снеговик какой? (Большой). А зайчата? (Маленькие). Итак, по размеру снеговик с зайчатами непохожи.

- А чем они похожи? Подумайте. Сходство есть. (По цвету - зайцы зимой белые, чтобы быть незаметными на снегу для хищников – лис и волков).

Двигательная пауза. Подвижная игра.

Зайка беленький

Дети – «зайки» сидят на местах. Воспитатель предлагает выбежать «зайчикам» на середину площадки («полянку»). Дети выходят на середину площадки, становятся около воспитателя и приседают на корточки. Воспитатель произносит текст:

Зайка беленький сидит Дети шевелят кистями

И ушами шевелит. рук, подняв их к голове,

Вот так, вот так имитируя заячьи уши.

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть, Хлопают в ладоши.

Надо лапочки погреть

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять, Подпрыгивают на обеих

Надо зайке поскакать. ногах на месте.

Скок-скок, скок-скок,

Надо зайке поскакать.

Лисенок зайку испугал,

Зайка прыг - и ускакал. (Воспитатель показывает

игрушку лисенка).

Дети убегают на свои места.

- Похожи ли Снеговик и Зайчик по форме?

Воспитатель показывает схематичное изображение зайчика и снеговика. Дети определяют, что снеговик состоит из кругов, а зайчонок – из кругов и овалов.

Упражнение в счете предметов, сравнивании количеств.

- Сколько снеговиков? (1) А зайчат? (Много). Давайте их всех пересчитаем. (Их 7). А теперь по отдельности: на шапке, в руках, за (или позади, перед (или впереди) ?

Дети выкладывают соответствующие цифры на столах, педагог – на наборном полотне.

- Что можно сказать о количестве снеговиков и зайчат? (Зайчат больше, чем снеговиков). А кого меньше? (Снеговиков).

- Что зайчата делают? (Играют в прятки.)

- Снеговик с ними играл – играл, да и устал. А зайчата-малыши не понимают: лезут, пристают, играть хотят. Вдруг они начали ссориться – поделить снеговика между собой не могут. Даже плакать уже начали.

Проблемные ситуации. Практическая работа.

- Как же их успокоить и примирить? (Нужно, чтобы зайчат и снеговиков стало поровну, а для этого еще слепить снеговиков).

- Но как же мы узнаем, сколько снеговиков еще нам нужно? (Нужно образовать пары: Зайка и Снеговик. Сколько зайчат после этого у нас останется, столько снеговиков и нужно.)

- Отберите, сколько нужно, необходимые фигуры подходящего размера и формы.

Воспитатель дает детям белые круги и овалы, причем, каждые как маленькие, так и большие в количестве, превышающем необходимое, например, по 8 штук каждых. (Умышленно с запасом, чтобы дети думали сами).

- Почему вы выбрали для обозначения снеговика большие белые круги? (Он сам большой, состоит только из кругов.) Сколько таких кругов мы возьмем? (1)

- Какие же фигуры подойдут, чтобы для счета заменить ими зайчат? (Маленькие белые овалы.) А овалов сколько потребуется? (Как и зайчиков, 7). Покажите цифру 7.

Дети отсчитывают 7 штук и кладут рядом цифру 7.

Упражнение в уравнивании количеств.

- Покажите, как вы теперь узнаете, сколько еще снеговиков нам нужно. (Будем образовывать пары до тех пор, пока какие-то фигуры не закончатся.)

Дети берут по одному зайчику и снеговику и откладывают эту пару в сторону.

- Итак, большие круги у вас уже закончились, а маленьких овалов еще много. Пересчитайте, сколько? (6) Покажите цифру 7.

Дети кладут рядом цифру 7.

- О чем это говорит? (Зайчат на 6 больше, чем снеговиков. Значит, нам еще нужно слепить 6 снеговиков для наших зайчат.)

- Сейчас мы с вами сможем примирить зайчат между собой. Перед вами на столах лежат листы белой бумаги, карандаши и трафареты с кругами разного размера.

Проблемные ситуации, вопрос. Практическая работа.

- Предложите свой вариант, как мы будем использовать эти материалы. (Снеговиков нарисуем: самый большой круг внизу, над ним круг поменьше, сверху – маленький. И таких снеговиков нарисуем 6, т. к. именно шести зайчатам не хватило снеговиков.)

Размеры подходящих кругов на трафарете каждый ребенок выбирает самостоятельно. Важно, чтобы соблюдался переход от большего к меньшему. Сначала дети пальчиком плавно обводят круги в воздухе, потом по трафарету и, наконец, карандашом на бумаге через трафарет.

- Хотите успокоить и примирить зайчат? Кто из вас? Поднимите руки. Тогда не ошибитесь. Рисуйте снеговиков и считайте. Лишнее количество рисовать тоже не нужно, иначе тогда грустить уже будут снеговики – скучно.

- Кто закончил, карандаши отложили в сторону и уже больше их не берем.

- Как нам проверить: правильно ли мы выполнили это задание? (Наложить оставшиеся без пары большие круги на наших снеговиков. Должно теперь их оказаться поровну.)

- Так кто же из вас справился с заданием правильно?

Если получится так, что кто-то из детей нарисует лишнего снеговика, предложить ему зайку выложить из фигур - кругов и овалов - по образцу. При этом ребенок должен определить: сколько и каких деталей (по форме и размеру) нужно для этого взять.

Конструирование зайца из геометрических фигур (кругов и овалов).

- Зайчата рады – ссориться теперь им не придется.

- Они еще малыши, поэтому любят резвиться. Зайчата приглашают вас поиграть с ними в их любимую игру со снежками, которая называется «Попади в цель».

- Догадайтесь, как мы будем играть, и как определим команду-победителя. (Будем кидать снежки в корзину, стараясь не промахнуться. Победит та команда, у которой таких снежков окажется больше.)

Двигательная пауза. Подвижная игра.

Образуется 2 команды с равным количеством игроков. У каждого в руке «снежок». Воспитатель определяет место, от которого они будут свои «снежки» кидать в корзину. Начинать нужно одновременно по сигналу воспитателя: «Раз, два, три… начни!» Задача игроков: закинуть свой «снежок» в корзину. Команда, которая больше снежков закинет, и победит. Снежки, которые будут закинуты не по сигналу, учитываться при подсчете не будут.

Упражнение в счете предметов, сравнивании количеств.

Подводят итог (подсчет заброшенных снежков) и определяют победителя (для этого снова образуются пары) сами дети (вызванный ребенок). При этом нужно проговорить, например: 6 меньше, чем 7 на 1, а 7 на 1 больше, чем 6. Выкладываются соответствующие цифры.

Упражнение в сравнении предметов по длине и ширине.

- От души вы, ребята, вместе с зайчатами повеселили Снеговика! И он тут признался, что сам любит зимние развлечения. И кое-что у него даже есть…, вернее, было… Отгадайте, что.

Снеговик на дощечки встал,

На них по снегу побежал. (Лыжи)

- А как догадались?

- А сколько ему, кстати, лыж-то надо? (2 штуки – пара – по количеству ног).

- Бежал он так на них, бежал … об пенек споткнулся и упал. И одну лыжу свою потерял. Ребята, помогите Снеговику скорее ее отыскать. А если сможете пару найти, он обещал показать вам один интересный трюк. Вы любите трюки? Знаете, что это такое? (Ловкий и рискованный прием, который опасно повторять. Много трюков мы можем увидеть в цирке, например.)

Тренировка зрительного восприятия. Сравнение по длине и ширине «на глазок», проверка способом наложения.

В сугробе заметны (торчат из прорезей) несколько лыж (вырезаны из цветного картона) разной ширины и длины, но одинаковые по цвету. Дети их вытаскивают из сугроба, подбирают подходящую и проверяют себя.

- Докажите, что вы правы. (Метод наложения)

Кульминация (сюрпризный момент).

«Довольный» Снеговик выезжает на лыжах (заводная игрушка) и показывает трюк – кувырки через голову.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей средней группы «Однажды зимой»

Хитрый вопрос на логику для детей:

- Ребята, - говорит Снеговик, - кто из вас догадается, какое у меня любимое развлечение летом? (Такого нет, как нет летом и самого снеговика – жарко).

Заключительная часть

Подведение итога. Рефлексия.

- Как и кому мы сегодня помогли на занятии?

- Если сегодняшнее занятие вам понравилось, было интересно, поднимите большой палец кверху, если вы скучали на занятии – опустите его вниз. Ну, а если никаких эмоций оно у вас не вызвало, вообще палец не показывайте.

- Оцените свою работу. Чем особенно доволен (горд? Когда было трудно и требовалась помощь? Какая именно?

Публикации по теме:

Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений для средней группыДидактические игры по формированию элементарных математических представлений для средней группы УГОСТИ СОБАЧЕК КОСТОЧКАМИ Раздел математики: количество и счёт Цель игры: упражнять ребёнка сравнивать части множества, определяя их равенство.

Конспект НОД для средней группы по формированию элементарных математических представлений «В гостях у сказки» Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений для детей среднего возраста "В гостях у сказки". "Без игры нет и.

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений для детей средней группы Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений для детей средней группы. Образовательная область: Познавательное.

Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Знакомство с цилиндром» Знакомство с цилиндром Цель: познакомить с объемной геометрической фигурой – цилиндр. Задачи: Образовательные: 1. Закрепить знания о геометрических.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для старшей группы «Сказочная математика» Открытое занятие по математике в старшей группе «Сказочная математика» с использованием ИКТ. Подготовила воспитатель первой квалификационной.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей средней группы (4–5 лет) Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей средней группы (4-5 лет). Тема занятия: «Путешествие.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений «Гуси-лебеди» для второй младшей группы Цели: 1. Закреплять знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, о форме предмета. 2. Совершенствовать представления о.

Конспект занятия «Части суток» по формированию элементарных математических представлений в средней группе .

Конспект занятия «Лего — Знайки» по формированию элементарных математических представлений в средней группеКонспект занятия «Лего — Знайки» по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Лего - Знайки» Цель: формирование элементарных математических представлений с использованием конструктора ЛЕГО Задачи: Обучающие: 1. Закреплять.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений «Загадочные письма» в средней группе Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе. Воспитатель : Кан Оксана Николаевна. «Загадочные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей средней группы «Однажды зимой»
Опубликовано: 12 ноября 2019 в 14:03
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД