Лучший педагог года

Конспект занятия по гражданско-правовому воспитанию «Мы — граждане»

Светлана Сухарева
Конспект занятия по гражданско-правовому воспитанию «Мы — граждане»

(«Мы разные, но имеем одинаковые права»)

Тема: «Мы — граждане» («Мы разные, но имеем одинаковые права»).

Цель: развитие основ правового сознания у дошкольников.

Задачи:

Закрепить знания детей об основных правах ребенка. Максимально способствовать социальной адаптации ребенка через формирование основ правовых знаний.

Формировать гражданско-патриотические чувства.

Упражнять в словообразовании на примере подбора ласкательной формы имени.

Публикация «Конспект занятия по гражданско-правовому воспитанию „Мы — граждане“» размещена в разделах

Развивать в ребятах интерес к себе, собственному внутреннему миру, в дальнейшем это трансформируется в потребность к самосовершенствованию.

Развивать умение соотносить права и правила, умение рассуждать, делать выводы, сопереживать.

Воспитывать в детях такие личностные качества, как активность и инициативность, самостоятельность и вежливость, уважение к другим людям, умение проявлять помощь нуждающимся.

Словарная работа: «Конвенция», «Право», «Право на имя».

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура».

Предварительная работа:

Чтение произведений с последующей беседой о правах, которые затронуты в произведении.

Дидактические игры на формирование дружеских взаимоотношений.

Формулирование совместно с детьми правил, которые необходимо соблюдать.

Заучивание пословиц и поговорок, стихотворений.

Проведение серии занятий, формирующих у детей первоначальные знания на основе Конвенции ООН о правах ребенка.

Материал к занятию : конверты с заданиями, мячи, флажки, веревочки, «волшебный сундучок», иллюстрации из сказок, обручи, мягкие игрушки.

Содержание ООД:

Появляется Незнайка. Он весело шагает, насвистывая себе под нос и играя в мяч. Навстречу ему идет Знайка. Незнайка случайно попадает в Знайку мячом.

Незнайка. Ой, привет! Куда это ты направляешься?

Знайка (поправляет очки). Я иду в детский сад. Там дети в школе «Правовых знаний» изучают свои права.

Незнайка. Каких, каких знаний, правовых? (Недоумленно). Там что ходят только направо?

Знайка. Какой ты глупый Незнайка! Там можно много узнать интересного и нового о самой важной ценности человечества — о правах!

Незнайка. О чем, о чем? О каких таких правах?

Знайка. В этом детском саду, Незнайка есть «Школа правовых знаний», где ребята изучают свои права. А вот послушай!

Дети исполняют песню. Звучит музыка на мелодию песни «Учат в школе».

Как права ребятам знать,

Интеллект свой повышать,

Все мы знаем, все мы знаем, все мы знаем.

И законы уважать,

Малышей не обижать,

Все мы знаем, все мы знаем, все мы знаем.

На учебу есть права,

И на отдых есть права,

Все мы знаем, все мы знаем, все мы знаем.

На заботу есть права,

На работу есть права,

Все мы знаем, все мы знаем, все мы знаем.

Знайка. Понятно?

Незнайка. И что здесь такого? Ну, права, ну законы! Я сам себе законы пишу и все знаю!

Знайка. Ничего- то ты не знаешь.

Воспитатель. Знайка и Незнайка, а давайте проверим много ли знают наши ребята? Я предлагаю провести КВН. И вы тоже присоединяйтесь к нам. У нас 2 команды.

Команда «Почемучки» и команда «Знайки».

Приветствие команды – «Знайки» :

«Мы команда Знайки, знайки не зазнайки,

В игры разные играем, в КВН мы побеждаем».

Наш девиз: «Знание – это сила» :

Приветствие команды – «Почемучки».

— Мы хотим про все узнать, прочитать и рассказать!

Любим в КВН играть, дружно, честно побеждать!

Наш девиз: «Все хотим на свете знать, все загадки отгадать»

Воспитатель : Время движется, не вправе

Мы об этом забывать.

Делу - время, час - забаве,

КВН пора начать.

Задание 1

Словесная игра «Позови ласково».

Дети должны назвать уменьшительно - ласкательно рядом стоящего ребёнка, при этом передав ему мяч (таким образом, закрепляется знание права на имя и воспитывается вежливое, уважительное отношение друг к другу).

Задание 2.

Литературная викторина «Права литературных героев»

Воспитатель : Ребята, в какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу?

В гости к бабушке пошла, пироги ей понесла. Серый волк за ней следил, обманул и проглотил. («Красная шапочка».)

Ждали маму с молоком, а пустили волка в дом. Он и скушал их потом. Кто же были эти маленькие дети? («Волк и семеро козлят».)

— Почему волк смог нарушить право на жизнь в этой сказке? (волк смог нарушить право на жизнь, потому что козлята не послушали маму и открыли дверь волку)

Сидит в корзине девочка у мишки за спиной. Не хочет Миша девочку отпускать домой и, сам того не ведая, несёт её домой. («Маша и медведь»).

«Колобок», «Гуси-лебеди» .

— В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований?

Появилась девочка в чашечке цветка. И бала та девочка не больше ноготка. И бежала девочка с ласточкой на Юг, спасаясь от преследований мыши и крота. («Дюймовочка»).

— Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища?

Кто работать не хотел, а играл и песни пел? К братцу третьему потом прибежали в новый дом. А волк хотел проникнуть в их крепкое жилище, конечно, все они спаслись, но долго хвостики тряслись. («Три поросёнка».)

— В чём заключается нарушение права на неприкосновенность жилища в этой сказке? (Волк нарушил право на неприкосновенность жилища, так как два домика разрушил, а в третье хотел без разрешения проникнуть.)

«Заюшкина избушка», «Зимовье».

— В какой сказке обижают, неволят, применяют физическое наказание?

(«Золотой ключик или приключение Буратино»)

— В какой сказке эксплуатируют героиню? Нарушают право на праздник, развлечение?

Дразнят Золушкой меня, оттого что у огня, силы не жалея, в кухне я тружусь, тружусь, с печкой я вожусь, вожусь. («Золушка»).

Воспитатель :

Ребята, также как герои сказок мы с вами должны отдыхать. Ведь мы имеем на это право. Поэтому давайте немного отдохнем и поиграем в игру:

П/И «Спасатели» (закрепление права на жизнь).

В обруч кладутся игрушки: они оказались на необитаемом острове либо в горящем доме. Воспитатель даёт задания добираться до обруча и поочерёдно спасать игрушки. Каждый раз дети передвигаются разными способами : «паучком», парами, держась за руки, с закрытыми глазами и пр.

Задание 3.

«Мой домашний адрес» (право на жилище).

Ребята по очереди (передавая флажок по кругу) называют свой домашний адрес.

Задание 4.

Игра «Волшебный сундучок».

Воспитатель. У меня в руках «волшебный» сундучок. Его подарил наш друг Буратино. Давайте посмотрим, что же в нём находиться.

Из сундучка по очереди воспитатель достаёт предметы, символизирующие знакомые детям права человека. Каждое право кратко обсуждается.

Сердечко

Воспитатель. Какое право может обозначать сердечко?

Дети. Право на любовь и заботу.

Воспитатель. Что означает забота? Кто заботиться о вас? О ком вы заботитесь?

Свидетельство о рождении.

Воспитатель. Что это за документ? О каком праве он вам напоминает?

Дети. Право на имя.

Воспитатель. Что означает иметь право на имя? Как вы должны обращаться друг к другу? Как следует обращаться ко взрослым людям?

Домик.

Воспитатель. Как вы думаете, почему в сундучке лежит домик? О каком праве он напоминает?

Дети. О праве на имущество.

Воспитатель. Как вы считаете, можно ли взять чужую вещь? Как люди должны относиться к своему дому?

Конверт.

Воспитатель. О чем вам напомнил этот конверт?

Дети. Никто не имеет права читать чужие письма и подглядывать.

Воспитатель. Как вы думаете, почему нельзя читать чужие письма?

Букварь

Воспитатель. Узнаете эту книгу? О каком праве детей она напоминает?

Дети. О праве на образование.

Воспитатель. Почему это право необходимо?

Игрушечные утка и утенок.

Воспитатель. Как вы думаете, почему Буратино положил в сундучок эти игрушки? О чем они напоминают нам?

Дети. О праве ребенка быть вместе с мамой.

Задание 5. «Конкурс капитанов».

Воспитатель. Все вы знакомы с Конвенцией ООН о правах ребенка и Декларацией прав человека. Попробуйте ответить на следующие вопросы, к каждому из которых я предложу 3 варианта ответа. Вы должны выбрать правильный ответ, поднять карточку с нужной цифрой.

1). В каком документе изложены права ребенка?

1. В конституции РФ.

2. В конвенции о правах ребенка.

3. В декларации прав ребенка.

2). Кто признается ребенком в соответствии с Конвенцией о правах ребенка?

1. Лицо до достижения 18 лет.

2. Лицо до достижения 14 лет.

3. Лицо до достижения 16 лет.

3). Кто в нашей стране призван стоять на страже прав и свобод граждан?

1. Председатель правительства

2. Президент

3. Председатель Государственной Думы.

4). Что является высшей ценностью в России по Конституции РФ?

1. Промышленный и военный капитал.

2. Человек, его права и свободы.

3. Государство

Воспитатель : А теперь давайте немного отдохнем.

П/И «Прогулка по ручью» (право каждого на отдых, уметь отдыхать совместно).

На полу изображается ручеёк, его ширина меняется (с помощью верёвочек или вырезанный из обоев). Дети (это туристы) становятся «паровозиком» (руки кладутся на плечи идущему впереди) и по ходу движения расставляют ноги на нужную ширину. Оступившийся ребёнок отправляется в конец «паровоза».

Задание 6.

«Кто в каком доме живёт» (право на жилище, а также его неприкосновенность).

Воспитатель бросает мяч каждому ребёнку, называя животное или насекомое, а дошкольник должен в ответ назвать его жилище (например, пчела — улей, медведь — берлога и т. д.).

Задание 7.

Пантомима «Я помогаю родителям по дому» (закрепление понятия обязанностей).

Ребенок движениями тела показывает, как он делает какую-то работу по дому. А остальные ребята должны отгадать, что именно имеется в виду.

Рефлексия.

Воспитатель. Ребята, давайте предоставим нашим гостям воспользоваться правом на личное мнение. Возьмём у них интервью. Незнайка будет корреспондентом и будет брать интервью, а Знайка будет репортёром снимать на видеокамеру.

- Вам понравилась наша игра?

- Что больше всего запомнилось?

- Вам нравиться наш детский сад?

- Спасибо за интервью. Приходите к нам ещё. Будем рады видеть вас! До свидания!

Подведение итогов и вручение поощрительных подарков.

Публикации по теме:

Конспект НОД по правовому воспитанию «Право на жилье и неприкосновенность жилища» Конспект НОД по правовому воспитанию «Право на жилье и неприкосновенность жилища» Цель: 1. Ознакомить детей с «Конвенцией о правах ребенка».

Конспект НОД в группе общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет по гражданско-правовому воспитанию Конспект НОД в группе общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет по гражданско- правовому воспитанию на тему: «Русская береза —.

Конспект ОД по гражданско-правовому воспитанию «Любимый Тамбов, гордимся тобой» в старшей группе Воспитатель Полякова Т. М. Конспект ОД по гражданско-правовому воспитанию на тему: «Любимый Тамбов, гордимся тобой!». Старшая группа. Цель:.

Конспект занятия по гражданско-патриотическому воспитанию в старшей группе «Ознакомление с историей российского флага» Конспект занятия по гражданско-патриотическому воспитанию в старшей группе «Ознакомление с историей Российского флага» Программное содержание.

Конспект занятия по правовому воспитанию в средней группе по теме «Права ребёнка» МБДОУ Д/С № 4 «Незабудка». МО «Барышский район» Конспект занятия по правовому воспитанию в средней группе. По теме «Права ребёнка» Воспитатель.

Конспект занятия по правовому воспитанию «Что такое права человека. Право на имя» в старшей группе Тема: «Что такое права человека. Право на имя" Цель: сформировать у детей первоначальные правовые знания на основе Конституции ООН о правах.

«Космические приключения». Конспект открытого занятия по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию детей«Космические приключения». Конспект открытого занятия по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию детей Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 91» города Ярославля Конспект открытого занятия по духовно-нравственному.

Конспект НОД по познавательному развитию по гражданско-патриотическому воспитанию «Наша Родина — Россия» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№5 общеобразовательного вида» с. Чугуевка Чугуевского района Приморского.

Конспект ООД по правовому воспитанию «По-разному зовутся дети» в средней группе Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3» Конспект занятия в средней группе «По-разному зовутся.

Педагогический проект по гражданско-правовому воспитанию «Я — часть России» в подготовительной к школе группе В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание.

Автор публикации:
Конспект занятия по гражданско-правовому воспитанию «Мы — граждане»
Опубликовано: 7 июля 2019 в 17:39
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД