МААМ-картинки

Конспект занятия по нравственному воспитанию в старшей группе «Беседа о правдивости»

Елена Коршунова
Конспект занятия по нравственному воспитанию в старшей группе «Беседа о правдивости»

Материал: книги с иллюстрациями к рассказам Л. Н. Толстого, Н. Носова, иллюстрации к различным р. н. сказкам, книга о пословицах.

Предшествующая работа: чтение книг, рассматривание иллюстраций, заучивание стихотворения, дразнилки, пословиц и поговорок, чтение рассказа В. Осеевой «Что легче?», рассказ А. Толстого «Корова»

Программное содержание: обобщить и закрепить представления детей о правдивости. Показать привлекательность правдивости, как нормы поведения, воспитывать отрицательное отношение к обману; уточнить представление детей о том, что значит быть «правдивым» с людьми, что значит «уметь дружить»; научить осмысливать и оценивать ситуацию, самостоятельно понимать мотивы поведения и соотносить эти мотивы существующим нормам поведения; познакомить с пословицами о правдивости. Следить за правильным построением предложений, учить четко выражать свою мысль. Развитие тембрового слуха детей; установление положительных взаимоотношений между детьми.

Публикация «Конспект занятия по нравственному воспитанию в старшей группе „Беседа о правдивости“» размещена в разделах

Ход занятия:

В-ль: -Всегда радостно слышать, когда кому-нибудь из детей говорят: Ты поступил хорошо!

Как вы думаете, когда вам так говорят?

Расскажите о добрых поступках своих товарищей. (рассказы детей).

Вы сейчас правильно говорили о доброте, о хороших поступках. Но надо не только говорить, но и совершать их.

Дети, сегодня я принесла книги с рассказами и хочу вам предложить послушать несколько. (быль Л. Н. Толстого «Косточка»)

Вопросы: - О чем эта быль?

- Скажите, какой поступок совершил Ваня?

- Почему Ваня солгал?

- А как бы вы поступили в этой ситуации? Что надо было сделать?

- Скажите, а если бы папа не сказал про то, что, если кто не умеет есть сливы с косточкой, то можно умереть, признался бы Ваня?

- Как вы думаете, накажет ли его папа?

К такой ситуации можно сказать:

«Правду как ни прячь, она наружу выйдет.»

- Вот еще послушайте маленький рассказ Л. Н. Толстого «Лгун».

Вопросы: -О чем рассказ?

- Почему люди не поверили мальчику, когда на самом деле напали волки?

- Чем отличаются поступки Вани и этого мальчика?

Для этого рассказа подходит такая пословица:

«Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.»

- А сейчас послушайте еще рассказ Л. Н. Толстого «Правда всего дороже»

Вопросы: -О чем говорится в этом рассказе?

-Как поступил этот мальчик?

- Сравните поступки всех этих мальчиков: кто поступил правильно?

- Какого мальчика вы бы хотели видеть своим другом?

«Кто любит лгать, того нельзя другом назвать»

А к этому рассказу подходит такая пословица:

«Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.»

Игра с пением «Угадай-ка»

Цель: развитие тембрового слуха детей; установление положительных взаимоотношений между детьми.

Дети стоят в кругу. Я на мелодию р. н. песни «Ах, вы, сени…» пою:

Ты, Алеша (любое имя, не ленись,

Поскорее отвернись,

Глазки быстро закрывай,

Кто позвал тебя узнай!

- Ребята, скажите мне, пожалуйста, чем отличается фантазия от вранья? (ответы детей)

- Вспомните, пожалуйста, какой рассказ мы недавно читали, в котором мальчики фантазировали. Как они фантазировали?

- Что сделал третий мальчик?

- Какие рассказы вы помните, в которых дети свою вину перекладывали на других?

Русский фольклор богат не только пословицами и поговорками, но и дразнилками. (чтение дразнилки про Вову)

В этой дразнилке мальчик также переложил свою вину на кошку. А вам бы хотелось, чтобы про вас тоже сочинили дразнилку?

- Вы хорошо рассказали, что нужно быть правдивым. Кто говорит всегда правду, у того много друзей.

- Мы с вами учили стихотворение, которое называется «Не обманывай и не сплетничай» Г. П Шалаевой про Ягненка. Прочтите его еще раз для нас и наших гостей (чтение детьми стихотворения)

-Как вы думаете, много ли друзей у Ягненка? Почему нет?

- Какая пословица подходит к этому стихотворению?

Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.

-Посмотрите на этих героев из разных сказок. Назовите их. К кому из этих героев подходит пословица:

Врет, и глазом не смигнет.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.

Правда всего дороже.

-Быть правдивым, я думаю, каждый из вас хотел. И очень важно помнить, что вы сами должны поступать с другом так, как хотели бы, чтобы он поступал с вами. Недаром народная мудрость гласит: «Скажи кто твой друг, и я скажу кто ты».

По поступкам ваших друзей судят и о вас. Поэтому, если ваш друг совершает недостойные поступки, помогите ему стать хорошим, не поощряйте смехом его недостатки. Нужно всегда смело говорить правду, даже тогда, когда сказать правду трудно и неприятно.

Приложение

Фольклорная дразнилка

Вова, Вова-карапуз

Съел у бабушки арбуз.

Бабушка ругается,

Вова отпирается!

- Это, бабушка, не я!

Это кошечка твоя!

Не обманывай и не сплетничай

Ягненок хотя был

По возрасту мал,

Охотно он сплетни

Про всех сочинял.

Всегда очень плохо

Про всех говорил,

За это Ягненка

Никто не любил.

И с ним не играют, не верят ему:

- Рассказывай сказки себе самому!

Когда вы не знаете, что рассказать,

То лучше, наверное, просто молчать.

Г. П. Шалаева

Пословицы о правде

1. Лучше горькая правда, чем красивая ложь.

2. В ком правды нет, в том и толку мало.

3. Говоришь правду, правду и делай.

4. Без правды веку не проживешь.

5. Сила не в силе, а в правде.

6. Правда, что шило- в мешке не утаишь.

7. Кто любит лгать, того нельзя другом назвать.

8. Раз солгал – навек лгуном стал.

9. Кто не врет, то спокойно живет.

10. Кто сегодня обманул, тому завтра не поверят.

11. Маленькая ложь за собою большую ведет.

12. Правда – светлое солнце, правда – чище ясного неба.

Публикации по теме:

Планирование по ОО «Чтение художественной литературы». Совместная деятельность воспитателя и детей (подготовительная группа) Сентябрь Чтение рассказа К. Паустовский «Теплый хлеб» Стихи М. Волошиной «Осенью»; Чтение сказки «Волк и лиса» Рассказывание сказки А. Пушкина.

Конспект НОД по художественной дитературе в средней группе. Чтение рассказа Н. Носова «Карасик» Тема НОД Чтение рассказа Н. Носова «Карасик» Задачи НОД «Чтение художественной литературы»: дать детям представления о нравственной стороне.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по нравственному воспитанию в старшей группе «Беседа о правдивости»
Опубликовано: 9 декабря 2014 в 19:13
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД