Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Что такое стекло?»

елена коркунова
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Что такое стекло?»

Программное содержание:

Познакомить детей с историей возникновения стекла.

Расширять и систематизировать знания о производстве стекла и изделий из него, особенностях стекла и стеклянной посуды.

Учить устанавливать причинно-следственные связи на основах опытов.

Развивать способности детей делать умозаключения, анализировать, сравнивать, классифицировать.

Воспитывать в детях уважительное отношение к людям труда, и эмоциональную отзывчивость к красоте изделий из стекла.

Материал и оборудование: кусочки стекла по количеству детей, бумажный и стеклянный стаканы, мультимидейная установка, деревянные палочки, мыльные пузыри и трафареты, белые халаты.

Предварительная работа:

Рассматривание изделий из стекла, чтение стихотворения

Дж. Родари «Стеклянная», А. Барто «Однажды я разбил стекло…».

Словарная работа: хрупкое, прозрачное, мелодичное, водонепроницаемое.

Ход НОД.

Воспитатель: Послушайте загадку и отгадайте её.

Не влетят в наш домик мошки.

И тепло нам и светло.

Очень прочное в окошке

И прозрачное

(С…о)

Дети, а вы знаете, как появилось стекло? Сейчас расскажу.

Презентация истории о возникновении стекла.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Что такое стекло?»

Когда-то, давным-давно мореплаватели пристали к одному песчаному берегу и решили развести костёр, чтобы согреться и приготовить пищу. Обычно, они обкладывали костёр камнями, чтобы он дольше горел, но камней поблизости не было, и тогда они обложили костёр на песке камнями из соды и мела, которые у них были на корабле. Костер горел ярко и выделял много тепла, расплавляя все вокруг себя. Ночью камни мела, соды и песок расплавились. Утром, проснувшись, мореплаватели, увидели на песке блестящие камушки-капельки, это было стекло. Так впервые люди получили стекло.

Вот примерно такие стекла.

Что плавилось в огне, чтобы получилось стекло?

Дети: Песок, сода и мел.

Воспитатель: Да, правильно и до сих пор люди берут эти три части: сода, песок, мел, нагревают и получают стекло. Постепенно из стекла делали все больше и больше предметов.

А какое оно стекло? Давайте его обследуем. Теперь дети встали и проходим в лабораторию. Одеваем халаты - мы теперь исследователи. (Перед каждым ребенком кусочек стекла.)

Опыт №1.

Дети проходят к столам, где лежат лабораторные стёкла.

Воспитатель: Возьмите стекло и потрогайте его. Какое оно на ощупь? (гладкое, холодное, квадратной формы) Отметим это свойство таким значком. (Воспитатель отмечает в таблице гладкость стекла).

Опыт №2.

А теперь посмотрите в окно. Что вы видите? (Ответы детей: дом, деревья, небо).

Попробуйте посмотреть через стекло друг на друга. А сейчас посмотрите через стекло на гостей и улыбнитесь им. Что мы можем сказать о стекле? Какое оно? Правильно, стекло прозрачное.

Отметим в таблице свойство стекла – прозрачность вот таким значком.

Опыт №3.

Воспитатель: У меня два стакана. Это какой? (показывает стеклянный стакан)

Дети: Стеклянный стакан.

Воспитатель: Я наливаю в него воду. А это какой стакан (показывает бумажный стакан).

Дети: Бумажный стакан.

Воспитатель: Я наливаю в него воду. Ой, что происходит?

Дети: Вода из бумажного стакана начинает течь.

Воспитатель: Почему из бумажного стакана течет вода?

Дети: Потому что бумажный стакан размок и порвался.

Воспитатель: Почему из стеклянного стакана не течет вода?

Дети: Потому что стеклянный стакан не пропускает воду и вода остается внутри.

Воспитатель: Правильно, значит, мы можем сделать какой вывод?

Дети: Стекло не пропускает воду.

Воспитатель: Ну конечно, это и есть второе свойство стекла - водонепроницаемость или другими словами стекло не пропускает воду.

В таблице отмечаем это свойство таким значком.

Опыт №4.

Воспитатель подходит к окну и стучит по нему. Что вы слышите? (Ответы детей: стекло звенит, издает звук).

А теперь вы постучите палочками по стеклу. У нас получился оркестр!

Послушайте, как звенит стеклянный колокольчик. Звук у колокольчика звонкий, потому что в колокольчике тонкое стекло и язычок из стекла. Что можно сказать о стекле?

Дети: Стекло звенит, оно мелодичное.

В таблице отмечают мелодичность стекла.

Опыт №5.

Воспитатель: Дети, а если я уроню кусочек стекла. Что с ним произойдет? Как вы думаешь?

Ответы детей.

Воспитатель: Сейчас мы с вами узнали ещё об одном свойстве стекла – оно бьётся.

Значит стекло – хрупкое, оно легко ломается. Чтобы об этом не забыть, отметим на нашей схеме свойство стекла – хрупкость.

Опыт №6.

Воспитатель: А если взять в руки разбитое стекло или разбитую бутылку, наступить на стекло? Что может произойти?

Дети: Можно порезаться, пораниться.

Воспитатель: Да, дети, нельзя брать в руки осколки в руки, порезы долго заживают. Со стеклом нужно обращаться осторожно, аккуратно пользоваться стеклянными предметами, не бросать, они могут разбиться.

Воспитатель на демонстрационной таблице схематично отмечает свойство стекла – порез.

Физкультминутка

«Отражение в стекле».

Воспитатель показывает различные фигуры, дети как отражение их повторяют.

Воспитатель: Стекло у путешественников получилось случайно. В наше время стекло выплавляют на стекольных заводах. А всякие предметы выдувают стеклодувы.

Показ презентации о стеклодувах.

Он берёт большую трубку, макает её в горячие жидкое стекло похожее на эти мыльные пузыри. И выдувает фигуру или сосуд, который застывает, затвердевает и становится вазой или фигуркой.

Представьте, что вы стеклодувы и попробуйте создать свой предмет или игрушку. (Дети надувают мыльные пузыри, воспитатель рассматривает).

А какие предметы из стекла есть у вас дома?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что на стекле можно еще рисовать? Я вам предлагаю подойти к столу и порисовать на стекле.

Молодцы! Вот вы узнали еще одно свойство стекла. На нем можно рисовать.

Ставим табличку.

Итог.

Воспитатель: Дети, давайте повторим свойства стекла: гладкое, холодное, прозрачное, водонепроницаемое, мелодичное, хрупкое, можно пораниться.

Наше занятие подошло к концу. Спасибо!

Публикации по теме:

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебница вода» МБДОУ №1 г. Обояни Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по опытно-экспериментальной деятельности на.

Конспект познавательной опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебница-вода» Программное содержание: -ознакомление детей со свойствами воды -отсутствие собственной формы -текучесть -лёд-это вода -вода может одни.

Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Стекло и его свойства» Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе на тему «Стекло и его свойства». Цель: ознакомление детей.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Мы исследователи!» Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности. Задачи: 1. Расширить и уточнить знания детей о выращивании.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Что такое стекло?»
Опубликовано: 19 октября 2017 в 08:37
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Открытое занятие по развитию речи «Моя семья» для старшего дошкольного возраста....
Цель: расширение представления о семье и формирование любви и уважения к родным и близким. Задачи: Образовательные: -активизировать словарный запас...
Игровой макет «Улицы нашего посёлка»
Там, где шумный перекресток, Где машин не сосчитать, Перейти не так уж просто, Если правила не знать. Пусть запомнят твердо дети: Верно поступает тот,...
Комплекс утренней гимнастики «На дачу к бабушке» для детей младшего возраста
Тема: « На дачу к бабушке» 1. Сегодня мы с вами пойдем на дачу к бабушке. ( Дети строятся парами, берутся за руки и идут за воспитателем. 20 – 30...
Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию детей в...
Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию детей в старшей группе «Мастерская зимы» Цель: Развитие образного мышления и...
Викторина по теме «Перелетные птицы»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию викторину по теме "Перелетные птицы", которую можно провести в старшей и...