МААМ-картинки

Конспект занятия по ознакомлению детей с детской литературой «Рассказывание русской народной сказки «Жихарка»

Илюшина Наталья
Конспект занятия по ознакомлению детей с детской литературой «Рассказывание русской народной сказки «Жихарка»

Сценарий образовательной ситуации по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с детской литературой.

Тема: «Рассказывание русской народной сказки «Жихарка».

Задачи:

1. Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества.

2. Поддерживать стремление задавать и правильно формулировать вопросы, при ответах использовать элементы объяснительной речи.

3. Учить детей выражать своё отношение к содержанию произведения, его событиям и героям.

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению детей с детской литературой „Рассказывание русской народной сказки „Жихарка“» размещена в разделах

4. Обогащать словарь посредством использования традиционных для сказок речевых оборотов.

5. Подводить детей к пониманию жанровых особенностей сказки.

6. Закреплять и расширять знания детей о русском крестьянском быте.

7. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Предварительная работа:

- чтение русских народных сказок и рассматривание иллюстраций к ним;

- разучивание народных игр «Коршун и наседка», «Жихарка».

Материалы: игровое пространство в группе «Русская изба»; аудиозапись игры на балалайке, кокошник, большой расписной платок; столик, кукла-мальчик, игрушки-кот, петух, лиса; Книга с иллюстрациями «Русские народные сказки».

Ход ситуации:

(Воспитатель приглашает детей пройти в ту часть группы, где устроено игровое пространство «Русская изба». Звучит аудиозапись игры на балалайке.)

Воспитатель: Дети, посмотрите, какой красивый русский платок я принесла сегодня в группу. (Показывает платок детям, затем набрасывает на плечи, берёт в руки кокошник.) А это кокошник – старинный женский головной убор. На Руси кокошник носили женщины и совсем ещё юные девушки (надевает кокошник). Посмотрите, какой у меня красивый русский наряд! Как вы думаете, вот так принарядившись, на кого я сейчас стала похожа?

Воспитатель: А кто такая сказочница?

Воспитатель: Ну что ж, раз я теперь сказочница, расскажу вам сказку – не короткую, не длинную, а народную сказку, старинную. Садитесь поудобнее, да слушайте внимательно.

(Дети рассаживаются на стульчики, расставленные полукругом. Воспитатель садится напротив, рядом ставит небольшой столик.)

Воспитатель: Русские народные сказки часто начинаются с присказки. Вот и я сейчас начну рассказывать сказку с такой присказки :

Ни в каком далёком царстве, тридевятом государстве,

Дело было на Руси, стариков о том спроси…

Жили-были в избушке у лесной опушки

Кот, петух да маленький человечек – Жихарка.

Жихарка – это имя маленького мальчика. Да вот и он сам, а с ним его друзья – кот да петух! (Располагает на столе игрушки.) Кот с петухом на охоту ходили, а Жихарка домовничал. Обед варил, стол накрывал, ложки раскладывал. Раскладывает да приговаривает: «Эта простая ложка – котова, эта простая ложка – Петина, а эта не простая – точёная, ручка золочёная – это Жихаркина. Никому её не отдам!»

Вот прослышала лиса, что в избушке Жихарка один хозяйничает, и захотелось ей Жихаркиного мясца попробовать. (На столе ставится игрушка лисы, в стороне от других героев.)

Воспитатель: Кот да петух как уходили на охоту, всегда велели Жихарке двери запирать. Запирал Жихарка двери. Все запирал, а один раз и забыл. Справил Жихарка все дела, обед сварил, стол накрыл, стал ложки раскладывать, да и говорит: «Эта простая ложка – котова, эта простая ложка – Петина, а эта не простая – точёная, ручка золочёная – Жихаркина. Никому её не отдам». Только хотел её на стол положить, а по лестнице – топ-топ-топ. Лиса идёт!

Испугался Жихарка, с лавки соскочил, ложку на пол уронил, и поднимать некогда, - да под печку и залез. А лиса в избушку вошла, глядь туда, глядь сюда – нет Жихарки.

«Постой же, - думает лиса, - ты мне сам скажешь где сидишь».

Пошла лиса к столу, стала ложки перебирать:

- Эта ложка простая – Петина, эта ложка простая – котова, а эта ложка не простая – точёная, ручка золочёная, - эту я себе возьму.

А Жихарка под печкой во весь голос:

- Ай, ай, ай, не бери, тётенька, я не дам!

- Вот ты где, Жихарка!

Подбежала лиса к печке, лапы в подпечье запустила, Жихарку вытащила, за спину перекинула – да в лес понесла.

Домой прибежала, печку жарко истопила: хочет Жихарку изжарить да съесть. Взяла лиса лопату.

- Садись, - говорит, - Жихарка.

А Жихарка маленький, да удаленький. На лопату сел, ручки-ножки растопырил – в печку-то и не идёт.

- Не так сидишь, - говорит лиса.

Повернулся Жихарка к печи затылком, ручки-ножки растопырил – в печку-то и не идёт.

- Да не так, - говорит лиса.

- А ты мне, тётенька, покажи, я ведь не умею.

- Экой ты не догадливый. !

Лиса Жихарку с лопаты сбросила, сама на лопату прыг, в кольцо свернулась, лапки спрятала, хвостом накрылась. А Жихарка её толк в печку да заслонкой прикрыл, а сам скорей вон из избы да домой.

А дома-то кот да петух плачут, рыдают: «Вот ложка простая – котова, вот ложка простая – Петина, а нет ложки точёной, ручки золочёной, да и нет нашего Жихарки, да и нет нашего маленького!» Кот лапкой слёзы утирает, Петя крылышком подбирает.

Вдруг по лестницу – тук-тук-тук. Жихарка бежит, громким голосом кричит: «А вот и я! А лиса в пчке сжарилась!»

Обрадовались кот да петух. Ну Жехарку целовать! Ну Жихарку обнимать! И сейчас кот, петух и Жихарка в этой избушке живут, нас в гости ждут.

(Воспитатель предлагает детям встать и немного поиграть)

Народная игра «Коршун и наседка».

(Закончив играть, дети снова садятся на стульчики, начинается беседа по содержанию сказки.)

Воспитатель: Понравилась вам сказка? (ответы детей)

Воспитатель: Кто вам больше всего понравился? (ответы детей)

Воспитатель: Можно назвать Жихарку главным героем сказки? (ответы детей)

Воспитатель: Что делал Жихарка, когда кот и петух уходили на охоту? (ответы детей)

Воспитатель: Какие были ложки у героев? (ответы детей)

Воспитатель: Как лиса обхитрила Жихарку? (ответы детей)

Воспитатель: Пока лиса собиралась поджарить Жихарку, что делали кот и петух? (ответы детей)

Воспитатель: Давайте вспомним, как про это сказано в сказке : «Кот лапкой слезу утирает, петушок крылышком подтирает». А как можно по-другому сказать про то, что делали друзья Жихарки? (ответы детей)

Воспитатель: Можно сказать про Жихарку, что он удалец, молодец? (ответы детей)

Воспитатель: Как встретили кот и петух Жихарку? (ответы детей)

Воспитатель: Молодцы! И пока наша сказка не закончилась, давайте поиграем. В круг вставайте, детвора, поиграть пришла пора!

Игра по сказке «Жихарка».

Воспитатель берёт в руки игрушки – героев сказки «Жихарка» (по очереди, а дети под музыку (аудиозапись игры на балалайке) показывают:

- как бежит лиса;

- как двигается петух;

- как ходит кот;

- как Жихарка сел на лопату;

- как плакали кот и петух;

- как они радовались возвращению Жихарки.

Герои сказки «Жихарка» (игрушки) остаются в группе, в зоне актуального развития детей, для самостоятельных свободных игр.

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия в средней группе по развитию речи «Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк», помочь оценить поступки героев. Предварительная работа:.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц» Горская Наталья Юрьевна Конспект по развитию речи во второй младшей группе Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц» Цели: Познакомить.

Конспект занятия по художественной литературе для второй младшей группы по изучению русской народной сказки «Рукавичка» Задачи: - Учить детей узнавать героев по загадкам, запоминать действующих героев и последовательность действий. - Воспитывать у младших.

Конспект занятия по художественной литературе по изучению русской народной сказки «Снегурушка и лиса»Конспект занятия по художественной литературе по изучению русской народной сказки «Снегурушка и лиса» Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Снегурушка и лиса», помочь понять смысл произведения. Задачи: - Способствовать эмоциональному.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ русской народной сказки «Лиса и Журавль»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ русской народной сказки «Лиса и Журавль» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ русской народной сказки «Лиса и Журавль» Цель: Развивать диалогическую и.

Конспект занятия «Рассказывание русской народной сказки  «Заяц-хваста» в старшей группе Задачи. Подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, к оценке поступков и характера главного героя. Закрепить знания о жанровых.

Конспект занятия в младшей группе по лепке на тему русской народной сказки «Колобок»Конспект занятия в младшей группе по лепке на тему русской народной сказки «Колобок» Интеграция образовательных областей: «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». Задачи: 1. Вызвать.

Конспект занятия с применением техники «оригами» «Лисичка — герой русской народной сказки»Конспект занятия с применением техники «оригами» «Лисичка — герой русской народной сказки» Оригами «лисичка – герой русской народной сказки» Цель: Создание оригами лисичка. Задачи: - развивать фантазию, творчество; формировать.

Конспект занятия в средней группе «Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка»Конспект занятия в средней группе «Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка» Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка» средняя группа Цель: Обучающая: знакомить детей с русской народной сказкой «Заюшкина.

Видео, рассказывание русской народной сказки «Волк и семеро козлят» для детей младшего дошкольного возраста МБДОУ ДС № 35 "Ручеек" г. Туапсе, Краснодарского края. Воспитатель: Ануфарьян К. С. Видео, рассказывание русской народной сказки «Волк.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению детей с детской литературой «Рассказывание русской народной сказки «Жихарка»
Опубликовано: 1 декабря 2020 в 09:46
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД