Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе «Как оленёнку маму искали»

Ирина Романовская
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе «Как оленёнку маму искали»

МДОУ «СИНЯЯ ПТИЦА»

Занятие в подготовительной логопедической группе «Гномики» по развитию речи «Путешествие в сказку «Как оленёнку маму искали»

Воспитатель: И. А. Романовская

г. Салехард

Программное содержание

Активизация словаря по теме «Дикие животные наших лесов и их детёнышей». Совершенствование грамматического строя речи (образование имён существительных с помощью суффиксов: -ИХ, -УХ, -ИЦ, -ОНОК, -НОК, -АТ, -ЯТ; употребление в речи предлогов: НА, ИЗ, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД).

Развитие связанной речи. Развитие общих речевых навыков (чёткости, дикции, интонационной выразительности речи). Совершенствование навыков чтения, звукового анализа слова. Развитие общей и мелкой моторики. Развитие зрительного и слухового внимания. Развитее творческого воображения. Воспитание бережного отношения к природе.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Рассматривание иллюстраций диких животных Севера. Описание внешнего вида. Разгадывание загадок. Чтение стихов, рассказов, сказок о животных Севера.

Ход занятия.

Воспитатель:

Ребята! Сегодня я Вам приготовила кроссворд. Когда мы его отгадаем, то узнаем слово, которое получится в красном столбике. Умеете отгадывать кроссворды? Видите, первое слово – самое длинное. Это название столицы нашего округа. Это единственный в мире город, который находится на Полярном Круге. Кто назовёт это слово?

Дети отвечают – Салехард.

Стихотворение о Салехарде (читает ребёнок).

Воспитатель:

Чтобы отгадать второе слово, отгадайте загадку (загадывает ребёнок).

Загадка:

Не страшны ему метели

И глубокие снега,

Шкуру тёплую имеет

И ветвистые рога.

На большие расстоянья

Он кочует без труда,

Да и плавает отлично,

Не страшна ему вода.

Дети отвечают – олень.

Воспитатель:

Вы правильно угадали второе слово. А теперь угадаем третье слово (загадывает ребёнок).

Загадка:

Вкус у ягоды хорош,

Но сорви, пойди-ка.

Куст в колючках будто ёж

Назван … (ежевика).

Воспитатель:

Чтобы отгадать четвёртое слово, мы должны внимательно послушать стихотворение (читает ребёнок).

Стихотворение:

Вышки, трубы, вертолёты –

Очень трудная работа:

Добывать нам нефть и газ

Из глубин земли для нас.

Чтобы нам обед сварить

Приготовить ужин

Вот для этого как раз

Газ нам очень нужен.

Воспитатель:

Скажите, ребята! Что добывают на нашей ямальской земле?

Дети отвечают – нефть, газ.

Воспитатель: какое слово подходит к нашему кроссворду по количеству букв?

Дети отвечают – нефть.

Воспитатель: а последнее слово, Вы угадаете, когда послушаете стихотворение (читает ребёнок).

Стихотворение:

Тундра-северяночка,

Нет её милей!

Северным сиянием

Небо светит ей.

Будто чудо-девица

Лунною иглой

Вышивает красочно

Мой Ямал родной.

Воспитатель: Дети! О чём это стихотворение?

Дети отвечают – о тундре.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы отгадали кроссворд! Какое слово получилось в красном столбике?

Дети читают – Север.

Воспитатель: да! Мы живём на Севере. А какие животные живут в наших лесах и тундре?

Дети: по цепочке перечисляют животных.

Воспитатель: как их можно назвать одним словом? Какие это животные?

Дети – дикие.

Воспитатель: правильно, это дикие животные, они живут в лесу.

А сейчас мы отправимся в путешествие в сказку.

Сказка «Как оленёнку маму искали»

Рассказывание воспитателем сказки:

Однажды девочка опять собралась на прогулку в лес. Вышла она на лесную полянку и услышала, что кто-то жалобно плачет. Девочка спряталась за дерево и стала наблюдать. Она же знала, что вести себя в лесу надо очень осторожно, чтобы не напугать животных и птиц, чтобы не навредить им. И вот она увидела, что плакал малыш, у которого были тоненькие ножки, огромные глаза и крошечный дрожащий хвостик. Он жалобно тянул:

- Мама! Мама!

Неожиданно на ветку дуба прыгнула белка и спросила:

- Что случилось? Ты потерялся?

- Да, я потерял маму.

- А какая твоя мама? У неё есть пушистый рыженький хвостик?

- Нет, - горько заплакал малыш.

Из-за дуба вразвалку вышла медведица и сказала:

- Наверное, твоя мама носит лохматую коричневую шубу?

- Нет, - продолжал плакать малыш.

Послышалось шуршание, и из-под пня выкатилась ежиха. Она озабоченно нахмурилась и сказала:

- Я знаю, у твоей мамы колючки на спине.

- Нет, - продолжал реветь малыш.

Зашевелились кусты, и оттуда выскочила зайчиха. Она спросила:

- Тогда у твоей мамы косые глаза и длинные уши?

- Нет! Нет, - зарыдал малыш.

С сопением из норы вылезла барсучиха.

- Может быть у твоей мамы белые полоски на мордочке? – поинтересовалась она.

- Нет же, - неожиданно рассмеялся малыш. – Где вы видели такую маму: с пушистым хвостиком, в коричневой лохматой шубе, с иголками на спине, с косыми глазами, с длинными ушами, да ещё с белыми полосками на мордочке?

Да уж, - засмеялись все лесные мамы. – А какая твоя мама?

- Моя мама – самая красивая. Она светло-коричневая, с белыми пятнышками на спине. У неё маленькая головка и большие красивые глаза, стройные ноги и крошечный хвостик.

- Знаем, знаем, - загалдели лесные мамы. – Как хорошо, что малыш знает приметы своей мамы. И тут на поляну выбежала встревоженная оленуха. Малыш бросился к своей маме. Она нежно лизнула его влажным языком в лоб. Как были рады этой встречи все лесные мамы! А больше всех была рада девочка, которая с улыбкой отправилась домой.

Упражнение «На водопой» (координация речи с движением)

Воспитатель: вставайте в круг на ковре и представьте, что мы превратились в диких животных.

Как-то раз лесной тропой (Идут по кругу друг за другом)

Звери шли на водопой.

За мамой лосихой топал лосёнок, (Идут, громко топая)

За мамой лисицей крался лисёнок, (Крадуться на носочках)

За мамой ежихой катился ежонок, (Двигаются, в полуприседе)

За мамой медведицей шёл медвежонок, (Идут в перевалку)

За мамою белкой скакали бельчата, (Двигаются прыжками)

За мамой зайчихой – косые зайчата, (Продолжают прыгать, сделав ушки из ладоней)

Волчица вела за собою волчат, (Крадутся большими шагами)

Все мамы и дети напиться хотят. (Поворачиваются лицом в круг, встают на четвереньки, делают лакательные движения)

Дети садятся на места.

Беседа по сказке. Разыгрывание сценки по ролям.

Воспитатель: Куда однажды собралась девочка?

Дети: Однажды девочка собралась в лес.

Воспитатель: Что неожиданно услышала девочка?

Дети: Девочка услышала, что кто-то жалобно плачет.

Воспитатель: Кто же это был?

Дети: Плакал малыш, у которого тоненькие ножки, огромные глаза и крошечный дрожащий хвостик.

Воспитатель: Кто пришёл на помощь малышу?

Дети: На помощь малышу пришли лесные мамы.

Воспитатель: Попробуйте изобразить, как всё происходило.

Далее воспитатель выбирает детей на роли оленёнка и лесных мам. Дети разыгрывают сценку по ролям.

Воспитатель: Чем закончилась лесная сказка?

Дети: На полянку выбежала мама оленуха и увидела своего детёныша. Все лесные мамы очень обрадовались, а больше всех обрадовалась девочка, которая с улыбкой пошла домой.

Игра «Кто откуда?»

Воспитатель предлагает серию сюжетных картинок по сказке.

Воспитатель: Где сидела мама белка?

Дети: Белка сидела на ветке дуба.

Воспитатель: Откуда вразвалку вышла медведица?

Дети: Медведица вышла из-за дуба.

Воспитатель: Откуда выкатилась ежиха?

Дети: Ежиха выкатилась из-под пня.

Воспитатель: Откуда выскочила зайчиха?

Дети: Зайчиха выскочила из кустов.

Воспитатель: Откуда с сопением вылезла барсучиха?

Дети: Барсучиха вылезла из норы.

Воспитатель: Сейчас мы с Вами расскажем чистоговорку про бобров.

Чистоговорка:

У нас в реке живут бобры.

Бобры добры, бобры бодры.

Мудры плотин строители.

Бобры – речные жители.

Игра-соревнование «Найди нужную картинку»

Воспитатель: предлагает детям, которые сидят в первом ряду найти три картинки с изображением диких животных Севера из общего количества картинок, детям второго ряда предлагает найти три картинки с изображением птиц живущих на Севере (также – ягод и грибов).

Игра «Найди маму»

Воспитатель: У Вас на листочках контурные изображения лесных мам. А рядом – изображение одного детёныша. Вы должны обвести изображение той мамы, чей детёныш нарисован на вашей карточке. Детёныша можно раскрасить, правильно подберите карандаш для раскрашивания.

Упражнение «Составь предложение»

Воспитатель предлагает детям, которые умеют читать карточки со словами:

У БЕЛКИ БЕРЛОГА

У ЛИСЫ ДУПЛО

У МЕДВЕДЯ НОРА

Дети меняют карточки местами так, чтобы исправить ошибки. Воспитатель предлагает детям, которые не умеют читать составить предложения с использованием картинок.

Итог занятия

Воспитатель: Сегодня мы с Вами говорили о нашем Севере, о животных, которые здесь живут, играли в игры. А как называется сказка, в которой мы побывали? Как называют маму оленёнка? Дома расскажите родителям сказку «Как оленёнку маму искали» и нарисуйте картинку к ней. А завтра мы устроим выставку, будем рассматривать, и обсуждать Ваши работы.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе «Как оленёнку маму искали»
Публикации по теме:

Циклограмма деятельности на 2012–2013 уч. г. инструктора по физической культуре Муниципальное автономное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида №15 «Солнышко» Циклограмма деятельности на 2012.

Совместное проведение физкультурно-речевых занятий в детском саду. 06. 12. 2012 г., в рамках городского семинара-практикума " Интеграция ОО "Физической культуры" с другими образовательными областями", было.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Буквы, алфавит
  • Буквы, алфавит
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе «Как оленёнку маму искали»
Опубликовано: 13 октября 2013 в 13:43
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Поделки из природного материала и пластилина.
Наступила календарная зима, но в нашем крае по-осеннему пасмурно, сыро, сильные ветра с дождем. Грязь и слякоть частенько нам с ребятами не позволяют...
Фотоотчет «Праздник Осени»
Праздник осени - один из самых первых праздников в учебном году. Дети разучивают стихи, песни, танцы. И все это для того, чтобы порадовать красавицу-осень. В...
Мастер-класс «Открытка к празднику»
Праздник любят все, и подарки тоже. Но особенно приятно подарки дарить. А уж когда подарок выполнен с душой, да своими руками, приятнее вдвойне! Предлагаю...
Хлебный человек. Сказка.
Предлагаю вашему вниманию свою новую сказку. Специально включила в нее слова: пестунья, шанежки, расстегайчики, страда, бирюльки. Пояснение этих слов детям,...
Проект «Новый год у ворот» для воспитанников старшей группы
Цель проекта: Познакомить детей с историей Нового года, его особенностями и значением в жизни людей, приобщать к культуре новогоднего праздника, его...