Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Обобщающая беседа «Зима»

Екатерина Муравьева
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Обобщающая беседа «Зима»

КОНСПЕКТ

занятия по ознакомлению с окружающим миром

в старшей группе

Тема: Обобщающая беседа «Зима»

Задачи

: используя приемы ТРИЗ, продолжать учить детей использовать морфологическую таблицу в качестве опорной схемы; продолжать учить детей работать в группах – слушать и задавать вопросы; познакомить с профессией – лесник; закрепить признаки зимы как времени года; выявить взаимосвязи в природе зимой; определить свое отношение к зиме и понять красоту природы в зимнее время года; продолжать разъяснять детям идею шкалы на термометре, как работает термометр; используя приемы ТРИЗ, совершенствовать умение детей выявлять противоречия и разрешать их; закрепить понятие «лес» - это сообщество растительного и животного мира; закрепить умение детей определять назначение и функции предметов; активизация зрительного внимания и памяти, развитие наблюдательности, совершенствование зрительно – пространственной ориентировки; формирование эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру.

Материал: схема взаимосвязи в природе, рисунки и фотографии с изображением объектов живой и неживой природы, одежды и продуктов питания, видеозапись с вопросами, термометр, морфологическая таблица, жетоны – снежинки.

Ход занятия

Дети делятся на 4 подгруппы по 3 человека. Остальные дети занимают места в качестве зрителей на стульях, расставленных полукругом. На столах у каждой подгруппы – таблички, символизирующие ту или иную редакцию: «Прогноз погоды» - тучка с солнышком, «Клуб путешественников» - корабль, «Диалоги о животных» - птица, насекомое, зверь и рыба, «Здоровье» - фрукты.

I Организационный момент.

Воспитатель. Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Воспитатель. Как вы думаете, какому времени года посвящено стихотворение А. С. Пушкина? Правильно, зиме. Докажите это

.

Воспитатель. Сегодня наша группа – это телевизионный канал «Зимушка – зима», который в своих передачах рассказывает зрителям об этом времени года. К прямому эфиру сейчас будут готовиться четыре программы: «Прогноз погоды», «Клуб путешественников», «Диалоги о животных», «Здоровье», которые помогут нам поговорить о зиме. Наш канал работает в прямом эфире, поэтому зрители могут задавать вопросы. Помните, что вы должны внимательно слушать своих товарищей, так как за правильный ответ и интересный вопрос команда получает жетон. Задача каждой команды – собрать наибольшее количество жетонов – лучей к снежинке.

Воспитатель. Все передачи на нашем канале связаны между собой, их можно объединить одной фразой: «В природе все взаимосвязано». Вспомним эти связи и составим схему на магнитной доске:

Неживая природа Живая природа

Растения

Животные, человек

Ребенок составляет схему на доске.

Воспитатель. С помощью этой схемы мы постараемся раскрыть связи в природе.

II Основная часть.

Программа «Прогноз погоды»

Работа проводится с первой подгруппой детей.

Воспитатель. Вы – синоптики и ведете наблюдение за погодой. Задача вашей программы – рассказать зрителям, почему зимой происходят изменения в неживой природе.

Задание 1. Расскажи о погоде сегодня по своим наблюдениям, пользуясь планом:

Дата.

Продолжительность дня.

Облачность.

Температура воздуха.

Осадки.

Видимость на дорогах.

Ребенок из редакции «Прогноз погоды» составляет рассказ о погоде.

Воспитатель. В студию поступил видео - вопрос. Включаю видеозапись: «О каком месяце говорят и почему?

Год кончает, зиму начинает.

Году начало – зиме середина.

Зиму замыкает, новому сезону дорожку показывает».

Дети совещаясь, отвечают на заданные вопросы.

Задание 2. Работа с термометром.

Воспитатель. Мы с вами установили температуру воздуха на сегодняшний день, посмотрев на термометр на окне. Но вчера она была другая, столбик был поднят выше. Как это получается? Давайте проведем эксперимент, и вспомним, от чего это зависит.

Демонстрирует ребенок:

1. зажимаем пальцем шарик с жидкостью на термометре

2. смотрим, как ведет себя столбик с жидкостью на термометре

3. наливаем в чашку воды и кладем в нее лед, мешаем

4. помещаем термометр в воду той частью, где находится шарик с жидкостью

5. снова смотрим, как ведет себя столбик с жидкостью на термометре.

Итоги:

когда мы держим шарик пальцами, столбик на термометре начинает подниматься, когда же мы поместили термометр в холодную воду, столбик начал опускаться.

Воспитатель. Какие вопросы к программе есть у других редакций? Подведем итоги работы редакции «Прогноз погоды» и прикрепим жетоны к контуру снежинки на доске.

Программа «Клуб путешественников»

Работа проводится с детьми из подгруппы редакции «Клуб путешественников».

Воспитатель. Вы – путешественники. Расскажите нам о том, какими вы увидели почву, водоемы и растения в зимнее время года.

Задание 1.

Используя рисунки, составь рассказ по вопросам:

• Чем покрыта почва зимой?

• Чем покрыты водоемы зимой?

• Какие меры безопасности надо соблюдать зимой на водоемах?

Посовещавшись между собой, дети выбирают того, кто будет выполнять данное задание.

Задание 2.

Расскажи о растениях зимой по вопросам:

• Какими мы видим хвойные и лиственные растения зимой?

• Почему лиственные растения на зиму сбрасывают листву? Какому дереву принадлежат эти листья?

• Подбери прилагательные, которые можно использовать для описания зимнего леса.

Задание 3.

Воспитатель. Раз уж мы заговорили о лесе, скажите, что же такое лес? Подскажите, как мне заполнить таблицы.

Перед детьми вывешиваются морфологические таблицы по растительному и животному миру. Если редакция затрудняется в выполнении задания, то она берет помощь у зрителей.

Встреча с интересными людьми

Воспитатель. Ребята, сегодня к нам в студию пришел необычный человек, а главный человек в лесу. Догадались, о ком я говорю?

Дети. Да, о леснике.

Рассказ лесника о своей профессии.

Воспитатель. Какие вопросы к программе есть у других редакций? Подведем итоги работы группы и выполним упражнения физкультминутки.

Дети становятся в круг.

А сегодня у зимы – новоселье,

Мы с тобой приглашены на веселье.

Дом построен из сугроба

Вот такой вышины.

Белый коврик у порога

Вот такой ширины.

Погляди–ка, потолки – ледяные,

Высоки–превысоки – кружевные!

Мы по лестницам шагаем.

Выше ноги, топ – топ.

Двери комнат отворяем,

Справа – хлоп, слева – хлоп.

Здравствуй, зима!

Дети занимают свои места. Занятие продолжается.

Программа «Диалоги о животных»

Выполнение заданий детьми следующей из редакций.

Воспитатель. Вы – натуралисты и ведете наблюдения за жизнью животных. Задача вашей программы – рассказать о переменах, которые происходят в жизни животных в зимнее время года.

Задание 1. Используя рисунки, расскажи об изменениях в жизни насекомых и рыб с приходом зимы.

Задание выполняет один из участников данной редакции.

Задание 2. Раздели картинки с изображениями птиц на две группы и назови эти группы. Назови главную причину отлета птиц осенью. Расскажи, чем питаются птицы, которые остаются зимовать.

Задание выполняют все участники редакции.

Задание 3

. Назови птиц, которых можно встретить в нашем городе зимой. Расскажи, как можно помочь перенести птицам холодную зиму.

Демонстрация ребенком: как можно из обычной коробки из – под сока изготовить кормушку.

Воспитатель. Наши корреспонденты прислали видеозапись сценки по рассказу писателя – натуралиста Н. Сладкова «Как медведя переворачивали». Роли будут исполнять заранее подготовленные дети подготовительной группы «Фантазеры». Включаю видеозапись.

Воспитатель. Какую лесную примету про медведя вы запомнили.

Работа со зрителями.

Воспитатель выставляет на демонстрационное полотно картинки с изображением отдельных частей тела животных и птиц, предлагая детям внимательно их рассмотреть и решить, какому животному или птице принадлежит та или иная часть.

Задание «Необычное животное»

Воспитатель. А теперь из этих частей, принадлежащим разным животным, попробуйте сконструировать необычное животные, и дайте ему имя.

Дети конструируют животное.

Воспитатель. Какие вопросы к программе есть у других редакций? Подведем итоги работы группы.

Программа «Здоровье»

Работа проводится с участниками редакции «Здоровье».

Воспитатель. Во время зимы организм человека ощущает недостаток тепла, солнечного света, витаминов. Задача вашей программы – рассказать, как надо заботиться о своем здоровье зимой.

Задание 1.

Помоги подобрать одежду для мальчика.

Ребенок выполняет задание, подбирая бумажную одежду, необходимую для носки зимой.

Воспитатель. В студию поступил видео-вопрос, включаю запись: «Расскажи, почему зимой надо одеваться теплее?»

Задание 2.

Правильно ли оделась девочка, которую ты видишь на картинке, для занятий на лыжах? Найди ошибки и помоги их исправить.

Дети выполняют задание, аргументируя свои ответы, берут при необходимости помощь зрителей.

Работа со зрителями.

Воспитатель. Расскажи, как пополнить недостаток витаминов в организме зимой. Назови продукты, которые необходимо употреблять в зимнее время.

Воспитатель. К нам пришло письмо от мальчика Вити. Сейчас я его прочитаю. Вы внимательно слушаете и, если с чем–то не согласны, поднимите сигнальную карточку. Попытайтесь объяснить, почему вы не согласны с Витей.

Здравствуйте, уважаемая редакция!

Я хочу рассказать вам, как мы с моим другом Васей ходили кататься на лыжах. Погода была замечательная – ярко светило солнце, блестел снег. Сначала мы катались с горки, бегали наперегонки по замерзшему озеру. Вокруг нас стояли деревья и кусты, покрытые снегом. Было очень интересно дергать за ветки и смотреть, как снег падает на землю. Потом мы замерзли и решили развести костер. Наломали веток, ободрали бересту с берез, но костер развести не удалось. На ветке мы увидели снегиря. Накормили его кусочками хлеба и решили взять его домой. Вернулись мы радостные и веселые.

Дети с воспитателем обсуждают содержание письма.

III Заключительная часть.

Воспитате

ль. [/b] Вот закончилась работа нашего телеканала. Посмотрите, на доске появилась снежинка. Все лучики ее восстановлены общими усилиями, благодаря тому, что вы друг другу помогали как настоящая команда. Сегодня у нас нет победителей и проигравших. Вы все без исключения работали отлично. И наш канал «Зимушка – зима» приготовил всем поощрительные призы – медальки в виде телевизора, на экране которого вы можете что-нибудь нарисовать.

Публикации по теме:

Перспективное планирование по лепке (средняя группа) Тема: Большие и маленькие морковки. Цель: Закреплять умение лепить предметы конусной формы и разной величины. Тема: Спелые яблоки и ягоды.

Программа «детский сад 2100». Планирование по образовательной области «Чтение художественной литературы» в средней группе Дата Тема Программное содержание Сентябрь «Я и мой детский сад» 3 неделя 4 неделя Чтение рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой».

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Зима
  • Зима
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Обобщающая беседа «Зима»
Опубликовано: 27 января 2014 в 19:29
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Сценарий физкультурного развлечения «Кнопа-физкультурник»
Сценарий физкультурного развлечения «Кнопа-физкультурник». Возрастная группа: средняя группа Цель: Доставить детям положительные эмоции и хорошее...
Проект «Все профессии нужны, все профессии важны»
Тема проекта: «Все профессии нужны, все профессии важны». Введение: Счастлив тот человек, который выбрал профессию по душе. Правильно подобранное ремесло...
Фотоотчет: рисование «Снеговики в шапочках и шарфиках»
Задачи: учить детей рисовать гуашью; показать приемы работы с гуашью; развивать глазомер, чувство цвета, формы и пропорций; воспитывать...
Магнитик — сувенир. План — конспект совместной деятельности. Средняя группа.
Тема: Магнитик – сувенир. Цель: Вылепить с детьми сувенир – магнитик. Задачи: Формировать умение лепить из природной глины различные предметы;...
«Окна в дыму» (фото отчет детского творчества по теме «Безопасность»)
Прошла у нас неделя безопасности. Как результат работы было рисование « С дымом мешается облако пыли. » В работе с детьми мы использовали различные...