Конспект занятия по ознакомлению с окружающим, в старшей группе. «Дом под зеленой крышей»

Елена Иващенко
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим, в старшей группе. «Дом под зеленой крышей»

Программые задачи:

формировать представление детей об экосистеме «Лес»;

учить выделять свойства природных объектов, устанавливать их сходство и различие, видеть связь между условиями обитания растений и животных, их внешним видом повадками;

развивать воображение, умение формулировать свои ответы, обогащать словарь;

формировать навыки экологически безопасного поведения, закреплять правила поведения в лесу;

формировать доброжелательное отношение ко всему живому, подвести детей к тому, что каждый из нас в ответе за окружающий мир,

воспитывать дружеские отношения между детьми,

формировать такие качества личности, как отзывчивость, сочувствие.

Словарная работа:

перелётные, зимующие, осина, кедр, лиственный, хвойный, смешанный, груздь, бледная поганка.

Оборудование:

грибы, деревья, игра «Собери цепочку из птиц», термосы, чай, кружки зелёные и красные, игра-загадка, книжка- раскладушка, звуковая игра «Правила поведения в лесу».

Предшествующая работа:

экскурсии; наблюдения, рассматривание иллюстраций; чтение произведений о жизни в лесу; настольные игры «Лото», «Домино», словесная игра «Угадай, чего не стало?».

Ход занятия

В: - Ребята, вы любите играть?

- Назовите свои любимые игры.

- Чем они вам нравятся?

Да, игры всегда рядом с вами, с детьми, они радуют вас и помогают лучше узнать окружающий мир.

- У меня для вас тоже есть необычная игра. Называется «Игра-загадка». Хотите поиграть?

(Воспитатель открывает коробку. На дне коробки изображен лес, сверху изображение закрыто голубым фоном «полем).

- Перед вами игровое поле, оно разделено на части. Хочу раскрыть вам секрет: «Под этим полем спряталась подсказка, но воспользоваться ею вы сможете не сразу».

Прозвучит сейчас загадка

С вас смекалка и отгадка.

- Да, ребята есть одно очень важное условие, вы должны не только слушать загадку, но следить за моими действиями. Свои варианты ответов можете говорить, как только я сделаю паузу.

Дом со всех сторон открыт,

Он зелёной крышей крыт,

Заходи в зелёный дом-

Чудеса увидишь в нём.

(лес)

- Приглашаю вас, ребята, по тропинке побродить.

И о лесе поговорить.

(Дети отправляются в лесное путешествие по тропе)

Когда ты идёшь по тропинке лесной

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Тут есть «почему?» и «зачем?», и «откуда»?

Вопросы «кто?», «что?», и «куда?», «для чего?», «почему же»?

Вопрос за вопросом и так целый день

Звучат отовсюду, как будто капель.

Пойдём-ка, друзья, по тропинке лесной,

Ответы искать под зелёным шатром.

- Вот мы и в лесу. Давайте поздороваемся с лесом, каждый по-своему. (Здравствуй, прекрасный лес! Добрый день, лес дорогой! Я очень рада встречи с тобой, красивый лес! Зелёный лес, приветствую тебя! и. т. д.)

- А, что такое лес?

(Дом для зверей и растений..)

- Лес - это необыкновенный мир тайн и загадок.

Кстати о загадках, я вспомнила ещё одну очень интересную загадку. Интересно, сможете ли вы её отгадать?

Есть у людей зеленый друг, Весёлый друг, хороший

Он им протянет сотни рук

И тысячу ладошек.

(дерево)

- Деревья, ребята, самые главные жители леса. Их в лесу много и они разные.

- Чем деревья похожи между собой?

(У всех деревьев есть корни, стволы, ветки)

- А чем отличаются друг от друга?

(Деревья разные по высоте. Есть высокие деревья и низкие. У одних деревьев листья на ветках, у других хвоя.).

- Как называются деревья на ветках, которых листья? (лиственные)

- А деревья, покрытые хвоей? (хвойные)

- Какие деревья можно встретить в лиственном лесу? (Осину, берёзу, дуб, липу,.)

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим, в старшей группе. «Дом под зеленой крышей»

- Какие деревья растут в хвойном лесу? (Ель, сосна, кедр)

- Как называется лес, в котором соседствуют хвойные и лиственные деревья?

(Смешанный лес).

- А сейчас закройте глаза и представьте, что вы в лесу, вокруг много красивых, зелёных деревьев. Но вот на тропинке появилось грустное деревце. Откройте глазки (на фланелеграфе изображение сухого дерева)

- Ребята, можно помочь дереву?

(Да, нужно его «пожалеть», «вылечить»). Давайте, ребята, каждый предложит свой способ «лечения» и повесит на ветку листик. Я начну первая.

(Я вскопаю землю вокруг дерева. Я полью деревце. Я повешу зимой кормушку на дерево, птицы будут прилетать в «столовую» и радовать дерево своими песнями. Я попрошу солнышко, чтобы оно согрело дерево. Я прикоснусь к дереву и подарю своё тепло. (поделюсь.)

- Посмотрите, наше деревце ожило, на нем появились зелёные листочки. Мы помогли ему, совершили чудо. А всё потому, что у вас добрые сердца, которым всё подвластно.

Есть такая пословица «Возле леса жить, голодному не быть» Чем же в лесу можно полакомиться?

- А какие лесные ягоды вы знаете?

(Малина, смородина, брусника, черника, земляника, ежевика.)

- Ягоды - любимое лакомство людей. Вкус и аромат их неповторим. А до чего же вкусный лесной чай из листьев малины и смородины! А может, попробуем его приготовить, всё необходимое у нас есть.

(Да)

-Тогда давайте пройдем в «Лесное кафе». Возьмём термос. В нём удобно заваривать чай. Аккуратно кладём в него листья малины (смородины) заливаем их кипятком, закрываем термос пробкой и оставляем его на некоторое время. Пока чай готовится, мы с вами подойдем вот к этой лесной полянке.

Полянка лесная у нас на пути

Грибы помогите, ребята, найти.

Съедобные мы обозначим кружком

Зеленого цвета, а красным кружком

Грибы, что опасность несут нам всегда.

Готовы с заданием справиться?

(Да)

(Дети раскладывают кружки).

- Таня, какие грибы ты отметила зелёными кружками?

- Давайте назовём съедобные грибы.

- Какие отмечены кружком красного цвета?

- Как можно ещё назвать ядовитые грибы?

(Несъедобные, опасные).

Грибы можно собирать вместе с взрослыми. Не следует брать в руки и тем более пробовать на вкус незнакомые или ядовитые грибы?

- А сейчас давайте немножко разомнёмся и поиграем.

В лес гулять мы пришли,

(маршируют на месте)

Вборд ручей перешли,

(шагают, высоко поднимая колени)

Небывалой высоты

У ручья растут цветы,

(поднимают руки, встают на носки, тянутся вверх)

Посмотри по сторонам,

Что же лес подарит нам?

(ставят руки на пояс, поворачивают голову вправо, влево) Наклонись, сорви малинку

И клади её в корзину

(наклоняются вправо-влево)

Крепкий беленький грибок

Мы положим в кузовок.

- Наш чай заварился. Мы можем подойти и попробовать его. (Дети пьют чай)

- До чего же вкусный лесной чай! А какой аромат!

- Ребята, чем пахнет чай?

(Чай пахнет лесом, малиной (смородиной, цветами,.)

- Этот чай очень полезный от простудных заболеваний. Можно сказать, что это лечебный чай.

- Ребята, у меня есть для вас ещё одна игра, называется она «Найди ошибку».

(Воспитатель показывает детям книжку-раскладушку, зачитывает предложенияс грамматическими ошибками, предлагает детям исправить их).

Поляна растёт на землянике. (Земляника растет на поляне).

Черника принесла мальчика.

Лес растет в бруснике.

Смородина собирала девочку.

Корзину положили в груздь.

Лисички нашли девочку.

- В лесу много птиц. Их называют санитарами леса. Как вы думаете почему?

(Потому что птицы уничтожают вредителей леса). (Птицы защищают лес от вредителей).

- Да, без пернатых друзей невозможно представить лес. У меня для вас есть игра. Называется она «Составь цепочку из птиц».

- Посмотрите, карточки с изображением птиц - это звенья цепочки. По краям карточек находятся ориентиры, они нам нужны для соединения звеньев цепи. Хочу обратить ваше внимание, при правильном соединении звеньев должны получиться геометрические фигуры. Итак, первые звенья двух цепочек перед вами, можно начинать (дети собирают цепочки).

- Назовите геометрические фигуры и их цвет?

(Дети последовательно перечисляют, сначала геометрические фигуры первой цепочки, потом второй).

- Как можно, одним словом, назвать птиц расположенных в первой цепочке? (Перелётные)

- Как можно назвать птиц расположенных во второй цепочке? (Зимующие)

- А сейчас вспомним животных, обитающих в лесу. А поможет нам в этом игра «Изобрази животное»

Воспитатель загадывает загадки о животных: о лисе, зайце, медведе, белке, еже, лосе. Ребёнок, первым назвавший правильную отгадку, изображает животное и отвечает на вопросы:

- Что ты делаешь в лесу?

- Есть ли у тебя жилище и как оно называется?

- Чем ты питаешься?

Лес живой. И как всему живому, ему необходимо солнце, которое дарит ему свет и тепло, вода и почва для роста растений для роста растений и жизни животных, чистый воздух, а ещё покой и тишина. Люди часто не задумываются о том, как они могут нанести вред лесу и его обитателям, А вы знаете правила поведения в лесу? Сейчас проверим. Звуковая игра нам в этом поможет. Слушайте и выбирайте правила поведения в лесу. (Звучит аудиозапись)

• Нельзя ломать ветки, деревья калечить, траву топтать, листья рвать.

• В лесу можно шуметь, листья разбрасывать, букеты нарывать. Подумаешь, в лесу много зелени ещё вырастит.

• Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать и главное при этом никто не пострадает.

Старайтесь не шуметь в лесу, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

• Пучеглазую лягушку, ползучего жука, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.

• Звери всякие важны, звери всякие нужны. Каждый делает в природе своё дело.

- Вот мы и вспомнили с вами правила поведения в природе.

Давайте будем беречь наш лес

Другого такого на свете уж нет.

В обиду его никому не дадим

Любовью согреем, от зла защитим.

Ребята, наше путешествие подошло к концу, нам пора возвращаться. Давайте пойдём по тропинке, она-то и выведет нас к детскому саду.

(Звучит аудиозапись «Голоса леса»).

Публикации по теме:

Перспективное планирование НОД (безопасное поведение) по программе «Детство» Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности (НОД)Образовательная область «Безопасность»: Безопасное поведение1.

Экологическое воспитание старших дошкольников Цель проекта: Становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых.

Библиотека изображений:
  • Логические загадки
  • Овощи
  • Овощи
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим, в старшей группе. «Дом под зеленой крышей»
Опубликовано: 24 октября 2012 в 12:16
+21
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Елочка из фоамирана». Мое творчество.
Для создания новогоднего настроения в оформлении композиции нужен главный элемент. Это будет елочка. Елочку можно сделать из ниток, бумаги. А я решила...
Изготовление атрибута для танца снежинок
Приближается Новый год, все готовятся к утренникам. По традиции, почти всегда на утреннике присутствуют девочки- снежинки. Для завершения образа хочется...
Детский мастер-класс по нетрадиционной технике рисования. Тема: «Снегирь на ветке...
Детский мастер-класс по нетрадиционной технике рисования. Тема: «Снегирь на ветке рябины». ( Для детей 6-7 лет) Доброго времени суток, коллеги! Я...
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» (наблюдение за насекомыми)
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» ( наблюдение за насекомыми) Вот и прошла зима с морозами и метелями. Наступила весна. Чаще стало пригревать теплое весеннее...
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...