Получи документы

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми дошкольниками «Любимые сказки Пушкина»

Анджела Рахматулина
Конспект занятия по познавательному развитию с детьми дошкольниками «Любимые сказки Пушкина»

Цель: расширять знания детей о творчестве А. С. Пушкина и его произведениях;

Задачи: познакомить детей с биографией и творчеством А. С. Пушкина; показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту; вызвать интерес к творчеству поэта; развивать и обогащать речь детей, воспитывать интерес и любовь к сказкам А. С. Пушкина

Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию с детьми дошкольниками „Любимые сказки Пушкина“» размещена в разделах

Предварительная работа: Чтение художественной литературы по сказкам А. С. Пушкина, рассматривание иллюстраций, раскрашивание раскрасок по мотивам сказок А. С. Пушкина.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сегодня я хочу поговорить с вами о сказках. Согласитесь, что нет наверное человека, который бы не любил сказки. А что такое сказка, кто может сказать?

Дети : Сказка - это произведение, в котором изображается чудесное, необычное.

Воспитатель: Правильно, ребята. Сказка – это жанр народного творчества, прозаический устный рассказ о вымышленных событиях. Под сказкой чаще всего понимают народное произведение, которое создавали и передавали в устной форме. У такого произведения есть автор, она закреплена в письменной форме.

Сказки бывают разные, их очень много всех не перечесть. Но сегодня мы будем говорить о сказках великого писателя и поэта Александра Сергеевича Пушкина.

Воспитатель: Ребята, надеюсь, вы знаете, кто такой А. С. Пушкин. Интересно, послушать ваши ответы.

Дети: Пушкин – писатель и поэт. Он писал стихи и сказки.

Воспитатель: Вы совершенно правы. Пушкин был великим писателем, поэтом, сочинителем. Он известен всему миру. Когда вы подрастете и пойдете в школу, то узнаете, что А. С. Пушкин писал не только для детей, но и для взрослых.

А. С. Пушкин родился в Москве в 1799 г. в семье молодого офицера Сергея Львовича и Надежды Осиповны. Кроме Саши в семье росли еще дети: дочь Ольга и сын Левушка. Маленький Саша рано выучился читать и писать, перечитал книги из отцовской библиотеки.

Детей богатых дворян иностранным языкам учили домашние учителя – гувернеры. У Пушкиных в доме был гувернер – француз. Он и научил маленького Сашу французскому языку.

По русски с ним говорила бабушка, грамоте обучали учителя, а еще рядом была любимая няня Арина Родионовна, которая была крепостной матери Саши. Впоследствии когда ей дали вольную, она не ушла, а осталась жить в доме Пушкиных.

Арина Родионовна рассказывала маленькому Саше сказки перед сном. Пушкин так любил сказки, что позднее, став уже совсем взрослым человеком, просил няню опять их рассказывать.

А. С. Пушкин стал писать очень рано – с 12- 13 лет, когда учился в Царском селе под Петербургом. Его заметили и одобрили знаменитые писатели того времени. Лицеист Саша Пушкин подружился с ними. Дружба, конечно же, оказала свое влияние.

Долгими зимними вечерами Саша Пушкин слушал сказки, которых Арина Родионовна знала множество и мастерски их рассказывала. Со слов няни Пушкин записал семь сказок и несколько песен. Знаете, как Пушкин писал о себе :

Я был рожден для жизни мирной,

Для деревенской тишины,

В глуши звучнее голос мирный

Живее творческие сны.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним сказки Пушкина, которые мы с вами знаем. А вы всех героев пушкинских сказок помните?

Я проверю для порядка

Загадаю вам загадки.

Вспомним пушкинские сказки,

И героев, и названья.

Итак, приготовились.

1. Что за зверь в хрустальном доме

Князю прибыль создает,

“Во саду ли, в огороде. ”-

Звонко песенку поет?

Вы догадались, кто это?.

Дети: Белка

Воспитатель: Правильно, белка из «Сказки о царе Салтане его славном сыне Гвидоне и прекрасной царевне лебеди»

2. Чуть опасность, где видна.

Верный сторож как со сна.

Шевельнется, встрепенется,

К той сторонке обернется,

И кричит:«Кири – ку – ку! Царствуй лежа на боку!»

Дети: золотой петушок

Воспитатель: Верно, а сказка называется «Сказка о золотом петушке»

3. Много лет старик рыбачил.

Часто был он без удачи.

Вы ли вспомнить не могли бы,

С чем ходил ловить он рыбу?

Дети: Невод

Воспитатель: Правильно – это из сказки «О рыбаке и рыбке»

4. Немало сказок интересных

Поведать может кот ученый.

Так назовите же то место,

Где с цепью дуб растет зеленый?

Дети : Лукоморье

Воспитатель: Молодцы, дети. Отлично справились с загадками. Вспомнили правильно все сказки. Сказки Пушкина светлые, звонкие, прекрасные - живут и радуют нас.

Воспитатель: Сказки, рассказанные Ариной Родионовной Пушкин использовал сам – сказка о царе Салтане, о Балде и о Мертвой царевне, а сказку о царе Берендее он подарил своему другу В. А. Жуковскому. Вы обратили внимание, что некоторые сказки Пушкина носят длинные названия, как это было принято в древние времена. У всех старинных сказок были длинные – предлинные названия. Например «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне – Лебеди», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о Кузьме Остолопе и работнике его Балде». Позже эта сказка стала носит другое переделанное название «Сказка о попе и работнике его Балде»

Воспитатель: Ребята, а сейчас я хочу с вами немного поиграть. Я буду вам показывать героев из сказок Пушкина. А вы посмотрите внимательно и скажите кто это и из какой он сказки.

Игра «Угадай героя сказки»

На картинках изображены пушкинские сказочные персонажи : Ученый Кот, Золотая Рыбка, Баба Яга в ступе, золотой петушок, Царевна – Лебедь, дядька Черномор, старуха у разбитого корыта, Белка с орешками и др. Если дети затрудняются назвать героя, воспитатель зачитывает пушкинские строки из сказок, характеризующие героя.

Воспитатель: Все сказки А. С. Пушкина написаны стихами. В стихах слова обязательно рифмуются. Пушкинские сказки – следуют народной правде, народным началам «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!» Главный урок сказок отвечает запросам души: не сводить смысл жизни к поиску материальной выгоды, ответственно относиться к своим намерениям, отвечать за свои поступки и, не надеяться на «авось». Как это четко прослеживается в сказке о рыбаке и рыбке, где жадная и глупая старуха, не могла остановиться и требовала все новых и новых благ у золотой рыбки. Помните, сколько раз приходил бедный старик к морю просить у золотой рыбки исполнения желаний жадной старухи и каждый раз море встречало его по – разному.

Я буду вам читать отрывки из сказки, а вы слушайте внимательно, как менялось море. Превращайтесь в волны и меняйтесь также.

Игра с использованием мимики и пантомимики «Море волнуется»

Воспитатель читает: Жил старик со своею старухой

У самого синего моря

(море спокойное, волны слегка плещутся, едва поднимаясь над полом)

Вот пошел он к синему морю;

Видит, - море слегка разыгралось.

(волны слегка покачиваются)

Вот пошел он к синему морю,

Помутилося синее море.)

(волны сильнее раскачиваются)

Старичок отправился к морю

(почернело синее море)

(Воспитатель просит детей сделать сердитое выражение лица, ведь море рассердилось)

Вот идет он к синему морю

Видит на море черная буря:

Так и вздулись сердитые волны

Так и ходят, так воем и воют.

(волны сделав очень сердитое лицо, ходят по группе, сильно размахивают руками)

В ответ на просьбу старика сделать его владычицей морскою

Ничего не сказала рыбка

Лишь хвостом по воде плеснула

И ушла в глубокое море.

(волны успокаиваются, становятся тише)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы прекрасно справились со своей ролью. А сейчас я приготовила для вас еще одно задание. Посмотрите на столе лежат предметы, которые выпали из сказок Пушкина. Ваша задача определить из какой сказки предмет и отправить их обратно в сказки.

Игра «Сказки – забывалки»

На столе лежат предметы из сказок Пушкина : яблоко, сеть – невод, лук и стрела Гвидона, деревянная ложка Балды, златая цепь, орешки Белочки, лебединое перо, зеркальце и др. Дети должны по предметам отгадать сказки. Если дети затрудняются, то в помощь можно предложить иллюстрации из этих сказок.

Воспитатель: Какие вы сегодня молодцы, ребята. На все загадки правильно отвечаете. Все сказки Пушкина знаете и отгадываете. Предлагаю вам немного отдохнуть.

Проводится физкультминутка «У Лукоморья»

У Лукоморья дуб зелёный; Дети поднимают руки вверх

Златая цепь на дубе том: Делают движения руками крест на крест

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом; Идут друг за другом по кругу

Идёт направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит. Движения руками вправо, влево

Там чудеса: там леший бродит, Закрывают глаза руками

Шевеля пальцами, поднимают руки вверх

Русалка на ветвях сидит; Движение «волна» сверху вниз

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей; Идут по кругу на внешней стороне стопы

Избушка там, на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей; Повороты вокруг себя с высоким подниманием колена.

Воспитатель: Сегодня мы много говорили о Пушкине, о его сказках. Какие сказки А. С. Пушкина вы знаете, незамедлительно называйте!

-«Сказка о рыбаке и рыбке».

«Сказка о золотом петушке».

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

«Сказка о царе Салтане».

«Сказка о попе и о работнике его Балде

Но это было легкое задание и вы с ним конечно же справились. А сейчас задание посложней, я буду задавать вопросы, а вы отвечайте.

1 С кем состязался Балда в «Сказке о Попе» когда пошел к морю за оброком?

2 У кого спрашивала царица о том, кто на свете всех милее?

3 Какой самый первый предмет потребовала старуха у золотой рыбки?

4 Какая птица помогала Гвидону в «Сказке о царе Салтане»?

5 К каким силам природы обращался королевич Елисей, когда искал свою невесту?

6 Что умело делать волшебное зеркальце?

Воспитатель: Ну что ж, ребята молодцы. – Справились со всеми заданиями. Очень много нового узнали о Пушкине и о его сказках. Чему учат сказки А. С. Пушкина?

Дети: доброте, любви, верности, не отступать перед трудностями, нельзя быть жадным и злым; нужно помогать другим.

Воспитатель: Чем они заканчиваются?

Дети: Добро побеждает зло.

Воспитатель: Сегодня мы заканчиваем разговор о чудесах, творимых в этом сказочном мире. Но добро, прославляемое Пушкиным в своем творчестве, надеюсь надолго останется в ваших сердцах, а злу никогда там не найдётся место.

Прошло много лет с того времени, когда жил великий поэт. Но его сказки не забыты. Его помнят и любят не только в нашей стране, но и во всём мире. Стихи Пушкина, его поэмы и сказки живут с человеком всю жизнь.

Публикации по теме:

Фотоотчет о викторине «Наши любимые сказки» по сказкам А. С. Пушкина в старшей группеФотоотчет о викторине «Наши любимые сказки» по сказкам А. С. Пушкина в старшей группе Цель – формирование интереса к творчеству А. С. Пушкина. Задачи: Проверить знание детьми сказок А. С. Пушкина. Расширить кругозор детей.

Конспект занятия по развитию речи «Сказки А. С. Пушкина»Конспект занятия по развитию речи «Сказки А. С. Пушкина» Цель:создать условия для умения рассказывать о своих любимых сказках, отгадывать загадки по произведениям А. С. Пушкина. Задачи: Учить правильно.

Конспект занятия по развитию речи «Сказки А. С. Пушкина» и изготовление аппликации «Золотая рыбка»Конспект занятия по развитию речи «Сказки А. С. Пушкина» и изготовление аппликации «Золотая рыбка» Манвелова Мария Конспект занятия по развитию речи старшая-подготовительная группа «Сказки А. С. Пушкина» Аппликация «Золотая рыбка»[/h4] Цель:.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Сказки А. С. Пушкина»Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Сказки А. С. Пушкина» Цель: обобщение знаний детей о сказках А. С. Пушкина. Задачи: - развивать связную речь, внимание, мышление, активизировать словарь детей;.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Любимые сказки»Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Любимые сказки» Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему: «Любимые сказки» Цель: воспитывать интерес и любовь к народным сказкам.

Конспект занятия-викторины по закреплению сказок «Наши любимые сказки» с детьми старшего дошкольного возрастаКонспект занятия-викторины по закреплению сказок «Наши любимые сказки» с детьми старшего дошкольного возраста Программные задачи: - Создание положительной эмоциональной атмосферы и хорошего настроения по средствам сказок; - Привлекать детей к правильному.

Фотоотчет «Любимые сказки А. С. Пушкина»Фотоотчет «Любимые сказки А. С. Пушкина» 6 июня родился Великий поэт Александр Сергеевич Пушкин. В связи с этим в нашем детском саду со 2 по 6 июня проходила неделя, посвященная.

План — конспект НОД с дошкольниками в группе раннего возраста по познавательному развитию План – конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в группе раннего возраста по познавательному развитию. Задачи:.

План — конспект НОД с дошкольниками в подготовительной группе по познавательному развитию «Цветик-семицветик»План — конспект НОД с дошкольниками в подготовительной группе по познавательному развитию «Цветик-семицветик» Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое.

Проект «Любимые сказки А. С. Пушкина»Проект «Любимые сказки А. С. Пушкина» Проект «Любимые сказки А. С. Пушкина» Карелина Елена (подготовительная группа общеразвивающей направленности) Составители проекта: воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию с детьми дошкольниками «Любимые сказки Пушкина»
Опубликовано: 20 ноября 2022 в 17:57
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД