Папки-передвижки

Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе «Загадочные камни и минералы»

Виктория Сергеева
Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе «Загадочные камни и минералы»

Цель:

Закрепление умения определять качества и свойства предметов путём исследования.

Программные задачи:

Образовательная:

- познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, особенностями;

- вызвать радость открытий полученных из опытов.

- формировать мыслительные процессы: умение классифицировать камни по разным признакам, анализировать и обобщать свои наблюдения, делать выводы.

Развивающая :

Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе „Загадочные камни и минералы“» размещена в разделах

- развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира.

- формировать устойчивый познавательный интерес и поддерживать поисковую активность в совместной деятельности детей.

- развивать связную речь внимание, память.

- Развивать умение устанавливать причинно- следственные связи в природе, выводы.

- дать и уточнить знания с опорой на опыты.

- побудить детей выражать словами свои тактильные ощущения.

работы с увеличительными приборами.

- развивать сенсорные способности.

- закрепить навыки работы с увеличительными приборами.

Воспитательная:

- воспитывать желание интересоваться объектами неживой природы.

- воспитывать усидчивость; интерес и способность работать в группе.

- воспитывать у детей интерес к обследованию камней, любоваться ими.

Активизация словаря: камень, твердый, гладкий, шероховатый, холодный, мокрый, сухой, легкий, маленький, большой, прочный, тонет.

Оборудование:

презентация «Какими бывают камни и минералы», поделки (сувениры из камня, Эмблемы под названием «Друзья – природы», фартуки, шапочки, ящик ощущений, различные камни, миска с водой, лупы, салфетки, шкатулка с сокровищами, пластилин, синяя и белая ткань, набор строительного материала, набор схем – рисунков, аудиозапись с таинственной музыкой.

Методы и приё мы:

Игровой: игровые упражнения, дидактическая игра.

Наглядный: использование и показ презентации «Какими бывают камни и минералы», показ схемы – рисунка.

Словесный: рассказ воспитателя, вопросы воспитателя, индивидуальные ответы детей, поощрение, анализ занятия.

Практический: игровая ситуация, динамическая пауза, самостоятельная и творческая работа детей.

Предварительная работа: рассматривание камней на прогулке, собирание коллекции камней, строительные игры с использованием камней на прогулке, хождение по камням для массажа ног, рассматривание иллюстраций с изображением гор и горных ландшафтов, чтение сказки П. П. Бажова «Каменный цветок».

Ход занятия:

Ребята, я пришла не с пустыми руками, посмотрите, это ящик не простой, в нем что – то лежит.

Дидактическая игра: «Ящик ощущений».

- Мы сейчас узнаем, что в нем лежит. Дети, надо на ощупь определить, что находится внутри.

Дети подходят к столу и руками определяют на ощупь содержимое ящика. Ответы детей.

Посмотрите сколько камешков там лежит (много, все они такие красивые и разные. Сегодня мы поговорим о камнях и обследуем их. Приглашаю детей в лабораторию под названием «Друзья -природы».

Динамическая пауза:

По дорожке мы пошли. Много камешков нашли.

Присели, собрали, дальше пошли.

Вот направо мы пошли, гладких камешков нашли.

Присели, собрали, дальше пошли

И с собой все принесли.

- Сейчас я познакомлю вас с камешками, узнаем о них.

Камни встречаются повсюду. Где? Ответы детей (на дорогах, в лесу, на участке, на даче, на стройке, на берегу). Да, камни можно найти на берегах рек, озер, морей. Наши камешки собраны на берегу Ейского лимана. (Показ слайдов).

Вот мы пришли в лабораторию. Мы сегодня будем не просто ребята, «Мы друзья-природы».

Воспитатель предлагает детям по удобнее занять места у столов.

- Для того, чтобы проводить опыты нам надо надеть фартуки и шапочки. Я прошу вас удобно садиться за столы. А сейчас внимательно посмотрим, какие нам нужны помощники для экспериментов?

( Воспитатель быстро напоминает предназначение каждого органа: глаза, уши, пальцы.)

- Откройте свои салфетки и подвиньте к себе, поближе корзинки. Самыми первыми работают наши глаза.

Опыт № 1. Определение цвета и формы.

Воспитатель: Ребята, внимательно осмотрите глазами все камни, какого они цвета?

Предполагаемые ответы детей.

Дети делятся наблюдениями какого цвета у них камни (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.) .

Вывод: камни по цвету и форме бывают разные (воспитатель показывает схему – рисунок № 1, прикрепляет на доске).

Опыт 2. Определение жесткости камня

А теперь возьмите в правую руку пластилин и сожмите, а в левую камешек. Что произошло с камешком, а что с пластилином? Почему? Попробуйте постучать комочком пластилина о камешек, и двумя камешками друг о друга. В чем разница?

Вывод. Камень тверже пластилина. Если пластилин сжать в ладошке, он изменит форму, а камень нет. Из пластилина мы лепим разные фигурки, он мягкий, а из камешков ничего лепить нельзя.

Опыт № 3. Определение размера.

Воспитатель: спрашивает: «Все камни одинакового размера

Предполагаемые ответы детей.

Воспитатель: Найдите и покажите мне ваш самый большой камень.

-А теперь найдите самый маленький.

-Саша, какой у тебя камень?

Предполагаемые ответы детей.

Аналогично предлагаю найти самый красивый (по их мнению) и самый невыразительный, простой камень.

Воспитатель: Выложите камни в ряд – от самого большого к самому маленькому.

Воспитатель: Кто сделает важный вывод о размерах камней?

Вывод: камни бывают разных размеров. (Воспитатель прикрепляет на доске схему – рисунок № 2)

Воспитатель: Для следующего опыта нам нужны будут очень чувствительные пальчики.

Самомассаж для пальцев рук «Ладошка»

Разотру ладошку сильно - Растирающие движения ладонью об ладонь.

Каждый пальчик покручу - Закручивающие движения пальцами одной руки

вокруг пальца другой.

Поздороваюсь с ним сильно – Сгибаем и соединяем попеременно пальцы

правой и левой руки.

И вытягивать начну - Вытягивающие движения вдоль фаланг каждого

пальца.

Руки я затем помою - Растирающие движения ладонью об ладонь.

Пальчик к пальчику сложу – Соединяем пальцы правой и левой руки.

На замочек их закрою - образуют замок.

И тепло поберегу - сохраняя тепло в ладонях.

Опыт № 4. Определение характера поверхности.

Воспитатель: Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая?

Предполагаемые ответы детей.

Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень. Это галька. Повторите, как он называется?

- Возьмите в руку гальку, какая она на ощупь?

Дети: Гладкая, ровная, твердая.

Воспитатель: Почему у этого камня нет острых углов? Как вы думаете?

Выслушиваю любые ответы детей.

-Камень галька гладкий потому, что находится всегда в воде, в реке, в море. Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок – острые углы постепенно исчезают, камешек становится округлым.

-Возьмите два маленьких камешка в ладоши, потрите их. (Показываю)

-Вот так вода в море или в реке двигает камни, и постепенно острые углы стираются, и камни становятся гладкими.

- А теперь найдите шершавый. Какой он на ощупь?

Предполагаемые ответы детей.

Вывод: камень может быть гладким и шероховатым. (Воспитатель прикрепляет на доске схему – рисунок № 3)

Опыт № 5. Рассматривание камней через лупу.

Воспитатель: Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами.

(Дети рассматривают все свои камни.)

Воспитатель: Что интересного вы увидели ребята?

Предполагаемые ответы детей.

(Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т. д.)

- Дети вы любите играть с камешками, а разве можно с ними играть, строить, делать поделки?

На дне озера, моря лежит много камней, разных камней, мы это доказали. Многие взрослые и дети любят бросать камешки в воду. А мастера. умельцы своего дела делать из них настоящие шедевры. А сейчас я приглашаю вас посмотреть, какие красивые вещи делают из камней (показываю, рассказываю, что из чего сделано). (Показ слайдов).

Воспитатель: Молодцы, очень внимательные дети.

Физкультминутка. Дети выполняют движения, соответствующие стихотворению:

По дорожке мы шли, много камешков нашли.

Присели, собрали, дальше пошли.

Вот направо мы пошли, серых камешков нашли,

Присели, собрали, дальше пошли.

Вот мы в горку пошли, пестрых камешков нашли,

А под горку пошли — белых камешков нашли,

С собой в садик принесли.

Воспитатель: Ребята, давайте продолжим свои опыты.

- У меня есть к вам интересное предложение на минуту стать весами.

-А что делают весами?

Предполагаемые ответы детей. Взвешивают.

Опыт № 5. Определение веса.

Воспитатель: Возьмите камни в ладошки и определите самый тяжелый и самый легкий камень.

Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые. (Воспитатель прикрепляет на доске схему – рисунок № 4)

Воспитатель: Ребята, а сейчас положите ладошки на стол и быстренько на щеки. Стол какой?

Предполагаемые ответы детей.

Воспитатель: А щеки? Наша кожа может быстро определить температуру.

Ответы детей.

Опыт № 6: Определение температуры.

Воспитатель: Сейчас у нас будет интереснейший, очень сложный опыт. Среди своих камней нужно найти самый теплый и самый холодный камень. Ребята, как и что вы будете делать?

Предполагаемые ответы детей.

(Дети предлагают способы действий, проводят опыт. Воспитатель просит показать теплый, затем холодный камень и предлагает согреть холодный камень.)

Дыхательная гимнастика. Дети берут все камни, кладут их на ладони, делают вдох носом, а выдох через рот, губы трубочкой (3 раза).

Вывод: камни могут быть теплые и холодные. (Воспитатель прикрепляет на доске схему – рисунок № 5)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что будет с камнем, если положить его в воду?

Предполагаемые ответы детей.

Воспитатель: Почему вы так думаете?

Предполагаемые ответы детей.

Воспитатель: А что нужно сделать, чтобы узнать правду – истину?

(Предложения детей.)

Опыт № 7. Плавучесть.

Воспитатель: Возьмите понравившийся вам камень и осторожно опустите в воду.

(Дети подходят к миске с водой, осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта).

Воспитатель: Дети, обратите внимание, по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким. (Дети достают камень и вытирают маленькой салфеткой.)

Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные. (Воспитатель прикрепляет на доске схему – рисунок № 6)

Воспитатель: Ребята! Посмотрите, пожалуйста, на доску. У нас получилось необычное письмо о камнях. Письмо в рисунках и схемах. Кто хочет стать ученым, сделать важный вывод о свойствах камней?

(Один ребенок делает вывод обо всех проделанных опытах.) Дети приводят рабочее место в порядок снимают фартуки и шапочки, воспитатель поощряет детей, предлагает пойти на экскурсию и посмотреть выставку: о камнях и минералах.

-У хозяйки Медной горы много разных камней. Есть красивые, есть не очень. Она вам прислала фото своих любимых камней, которые мы с вами на улице не найдем, они глубоко спрятаны в ее горе.

(Приглашаю детей посмотреть презентацию на мультимедиа, «Какие бывают камни и минералы»).

Воспитатель: Ребята, а давайте мы сейчас сами, своими руками, попробуем создать горную цепь из двух вершин.

Дети подходят к строительным материалам и строят горы. Накрывают их голубой тканью, а вершины белой тканью.

Воспитатель: А теперь закройте глаза. Звучит таинственная музыка. Представьте, что вы альпинисты, это профессия людей, которые поднимаются в горы. Наденьте снаряжения и поднимайтесь в горы.

- Будьте осторожны!

- Поднялись?

- Что вы видите? (Дети делятся впечатлениями).

- А теперь осторожно спускаемся с гор.

В то время на подножье горы воспитатель ставит шкатулку с сокровищами. Дети открывают глаза, раскрывают шкатулку.

Воспитатель: Ребята! Это, наверное, Хозяйка Медной горы совершила чудо. Шкатулку вы возьмете в группу и рассмотрите сокровища через лупу. Ребята! Наше занятие подошло к концу. Вам понравились горы, камни? Вы их полюбили? Конечно же, да. Всё что вы сегодня узнали, увидели, расскажите своим друзьям и родителям. Всего вам доброго. (Дети с собой забирают шкатулку с сокровищами и рассматривают все через лупу).

Публикации по теме:

Конспект итоговой игры-занятия по познавательному развитию во второй младшей группе «Веселое путешествие»Конспект итоговой игры-занятия по познавательному развитию во второй младшей группе «Веселое путешествие» Образовательная область: познавательное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие. Цель: закрепление знаний,.

Конспект НОД по познавательному развитию «Моя семья» во второй младшей группе Цель: формирование у детей понятий о семье. Задачи: 1. Продолжать формировать у детей представление о семье. 2. Учить правильно, называть.

Конспект НОД по познавательному развитию во второй младшей группе «Мой дом, моя семья!» Занятие по познавательному развитию во второй младшей группе на тему «Мой дом — моя семья!» Цели и задачи: Воспитывать привязанность ребенка.

Конспект НОД в подготовительной группе по познавательному развитию «Камни» Тема : КАМНИ Цель: Дать детям представление о разнообразии камней и их роли в жизни человека. Задачи: Воспитательные: - Воспитывать интерес.

Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе «Береза в снегу»Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе «Береза в снегу» Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе: «Береза в снегу». Цель: Способствовать формированию у детей представления.

Конспект занятия по познавательному развитию ФЭМП во второй младшей группе «Прогулка в зимний лес» Цель: продолжать учить находить один и много предметов в специально подготовленной обстановке. Задачи: Образовательные: закрепить умение.

Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе на тему «Мебель» Цель: создание условий для расширения представлений детей о мебели, ее назначении. Задачи: -дать детям обобщенное понятие «мебель», рассказать.

Конспект занятия во второй младшей группе «Перелетные птицы» по познавательному развитию Конспект занятия во 2- мл. группе «Перелетные птицы» по познавательному развитию. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: - повторить названия птиц; - расширять.

Конспект занятия во второй младшей группе по познавательному развитию «Хорошее настроение» Тема: «Хорошее настроение» Цель: Продолжать формировать представления о свойствах предметов (цвет). Формировать умение объединять предметы.

Методическая разработка занятия по познавательному развитию во второй младшей группе Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию на тему: «Волшебный сундучок» для детей второй младшей группы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе «Загадочные камни и минералы»
Опубликовано: 6 февраля 2017 в 19:00
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД