Папки-передвижки

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы на тему «Наш дом — природа»

СВЕТЛАНА ГУРЬЕВА
Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы на тему «Наш дом — природа»

Цель: Закреплять знания о звуках речи, на основе анализа слов типа «дом», «дым», познакомить со смыслоразличительной ролью звуков (сон – сын, дом – дым, стон – стул, нос – нас, и др.). Закреплять умение образовывать слова с помощью суффиксов и приставок (дом – домовой, бездомный, надомный); учить подбирать синонимы и антонимы (терем, изба, домик, домище, храм, хоромы); учить составлять модели (с предлогом);учить выразительно читать, анализировать стихотворение; учить сравнивать объекты природы и быта человека, указывать связь всего живого и неживого на Земле, дать понятие многозначности слова «дом» (Земля, планета, Родина, внутренний мир человека).

Публикация «Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы на тему „Наш дом — природа“» размещена в разделах

Материал и оборудование: Картинки – схемы слова «дом», фишки серые и красные; картинки двух домов для раскрашивания («дом – природы» и «дом человека»); картинки на которых изображены лев и муравей, мел, портфель, ластик, глобус, карандаш, строительный материал: гипс, дерево, глина, кирпич и др. ; Звуковичок (игрушка).

Методы: Беседа, художественное слово, рисование, сравнение, наблюдение.

Ход занятия:

Воспитатель. Сегодня мы отправляемся в страну русского языка, русской речи. Там много разных улиц. Первая улица – улица звуков.

Фонетическая зарядка.

Дети ловят звуки и зажимают два кулачка, если поймали два звука, и один кулачок, если поймали один звук (ам, но, ау и др.); пропевают звуки «а», «м», затем складывают в слоги.

Воспитатель. Слышите: кто-то к нам пришёл. Вот сюрприз! Это Звуковичок.

Звуковичок. В моей стране живёт много звуков и слов. Загадаю вам загадку про моё слово. Моё слово состоит из трёх звуков. Они спрятались в других словах. Первый звук в слове «д – д – доска».

Дети. Д.

Звуковичок. Второй звук прячется в слове «о – о – осы».

Дети. О.

Звуковичок. Третий звук скрывается в слове «м – м – машина».

Дети. М.

Звуковичок. Какие слова получились?

Дети. Дом.

Звуковичок. Как вы хорошо всё отгадали! Молодцы! А можно мне ещё с вами поиграть?

Дидактическая игра «Всё растёт от корня».

Воспитатель. А из каких слов – родственников можно построить наш дом?

Дети. Дом – ик, Дом – ишко, Дом – ище, без – Дом – ный, Дом – ашний, Дом – овой, на – Дом – ный и др.

Воспитатель. Ой, кто-то плачет! Что случилось?

(Показ картинок с изображением льва и муравья).

Бедняга муравей, не может он свой домик найти. Его лев прогнал, да и сам свой потерял.

(Деление слов на слоги и «измерение» длины слов).

Да, дети, слово «лев» живёт в домике из одной комнаты, а слово «му – ра – вей» – в домике из трёх комнат. В природе наоборот : лев – … (большой, сильный, смелый, а муравей – … (маленький, крошечный, а слово «лев» меньше, чем слово «муравей». А как ещё можно назвать дом?

Дети. Терем, храм, изба, хоромы, дворец, школа, библиотека.

Воспитатель. А для кого они предназначены?

Дети. Для человека.

Воспитатель. А для животных?

Дети. Теремок, избушка, конура.

Физкультминутка.

Воспитатель. К нам пришли строители разных специальностей, но они не говорят об этом, а показывают, что умеют делать. (Три «бригады» показывают действия моляра, кровельщика, каменщика. Другие угадывают и рассказывают, что делали, например, маляры – принесли ведро, перемешали краску, красят кистью).

Воспитатель. Вот какие у нас знатоки! А сейчас отправимся дальше – на улицу предложений, ведь слова, как и звуки, не живут сами по себе, отдельно, а дружат и работают вместе. Мы недавно ходили в дом, где живут книги.

Дети. Этот дом называется «библиотека».

Воспитатель. Составьте предложение со словом «библиотека».

Дети. В библиотеке живут книги. Дети ходили в библиотеку и др.

Дидактическая игра «Живое предложение».

Воспитатель. Нужно много знать, чтобы хорошо учиться в школе. Дети из подготовительной группы к школе приготовили загадки для вас, чтобы проверить, как вы готовитесь к школе. (Загадывают загадки про глобус, листик, карандаш, мел. Когда дети отгадывают загадку и показывают нужный предмет, ребёнок, загадавший её, объясняет значение слова – глобус – шар, карандаш – деревянная рубашка и т. д.).

Дом – это место, где живёт человек. Для зверей дом – это природа. А что значит природа для человека? (Сравнительный анализ стихов Э. Мошковской «Жил на свете человек» и В. Орлова «Дом под крышей голубой»). Почему человек был рад, что ему не хватило досок на двери и крышу дома?

Дети. Он любил природу. Лес был стенами его дома, а крышей – небо. Крыльцо нужно было для друзей.

Воспитатель. А кто же его друзья?

Дети. Солнце, птицы, майский жук…

Воспитатель. А как мы должны жить на нашей Земле – планете?

Дети. Как в большом доме, общем доме. Люди должны дружить между собой, жить единой семьёй. Наш дом – наша планета Земля, Родина, Россия.

Воспитатель. Рассмотрите рисунки двух домов. Что в них общего? Что разного? Что можно добавить? А что нельзя раскрасить? (Воздух). Да, человеку природа дала всё : свет, тепло, огонь (солнце, газ, стены для домов (камень, дерево, воду. И человек должен не только всё это брать, но и (беречь).

Много мы узнали о нашем большом доме – природе и нашем маленьком доме – квартире. Но у каждого из нас есть ещё своё, особенный дом, скрытый от глаз, – это внутренний дом, душа. И этот дом должен быть чистым, светлым, радостным, добрым, милосердным. И тогда другим будет хорошо рядом с вами.

Дидактическая игра «Добрые слова».

Вспомнить и сказать добрые слова (Мама, бабушка, мир, друг, Родина).

Воспитатель. Да, замечательные слова. А с чего начинается наша Родина, наш русский дом? Да, конечно, с каждого из нас. И, только взявшись за руки, сумеем мы сохранить наш дом в мире, а природу – во всей её красе.

(Исполнение песни Я. Френкеля «С чего начинается Родина»).

Вот и закончилось наше путешествие в страну звуков, слов, предложений, в страну русской речи.

Всем спасибо, молодцы!

Публикации по теме:

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Примерное перспективное планирование НЕДЕЛЯ: «День знаний» Месяц НОД ТЕМА. ЦЕЛИ СЕНТЯБРЬ Познание (ФЭМП) Счет и сравнение Закреплять умение сравнивать два предмета по двум.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы на тему «Наш дом — природа»
Опубликовано: 4 апреля 2013 в 20:03
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД