Лучший педагог года

Конспект занятия по развитию речи «Осень» с использованием мнемотехники в подготовительной к школе группе

Стафеева Наталья
Конспект занятия по развитию речи «Осень» с использованием мнемотехники в подготовительной к школе группе

Тема: Осень.

Цель: формирование умения составлять связный рассказ об осени с опорой на мнемотаблицы.

Задачи:

Обучающие:

- Обобщение представлений о признаках осени, её характерных особенностях.

- Формирование умения рассказывать по мнемотаблицам, составлять мнемодорожки.

- Расширение и активизация словаря по теме «Осень».

- Обобщение представлений о признаках осени и её характерных особенностях.

Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Осень“ с использованием мнемотехники в подготовительной к школе группе» размещена в разделах

- Совершенствование грамматического строя речи (подбор однородных определений, согласование прилагательных с существительными в роде, падеже; распространение предложений прилагательными; согласование числительных с существительными; составление распространённых предложений по картинам).

- Активизирование речи детей посредством составления предложений, рассказов по мнемотаблице.

Воспитательные:

- Воспитание навыка сотрудничества, самостоятельности, инициативности.

Развивающие :

- Развитие зрительного восприятия, внимания, способности обобщать.

- Развитие координации речи с движением.

Предварительная работа.

1. Экскурсия по экологической тропе в разные погодные условия, наблюдение за осенними изменениями в природе.

2. Обучение работе по мнемотаблицами.

3. Рассматривание картин на занятиях по изобразительной деятельности, по ознакомлению с окружающим.

4. Словарная работа - дать определение осени (золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.

Средства:

- мяч; осенний листочек;

- листы-основы для рисования;

- презентация;

- конверты с карточками для составления предложений (мнемодорожки).

Сп. :

- рассказывание сказки;

- словарная работа;

- беседа;

- индивидуальная работа;

- работа с мнемодорожкой и мнемотаблицей;

- итог занятия.

Ход занятия.

Организационный момент.

- Ребята, послушайте сказку.

Осенняя сказка.

Жила – была на свете весёлая птичка. C утра до вечера она пела своим деткам звонкую песенку. Проснулась однажды птичка и видит, что дерево, на котором она свила гнёздышко, стало как будто другое: листики стали золотые. Полетела птичка к своим подружкам и спрашивает: «Вы не знаете, кто мне подменил дерево, на котором я живу?» Но никто ей ничего не мог ответить.

На другой день и её подружки увидели, что у них тоже листики на деревьях стали жёлтые. Кого только не спрашивали птички, но нигде не могли найти ответ на свой вопрос.

И решили они обратиться к старой Сове, она ведь ночами не спит.

Прилетели, поздоровались и спрашивают «Бабушка Сова, ты не знаешь, кто листики на деревьях красит?» Посмотрела на них Сова и ответила: «Знаю, знаю. Когда вы спите, лесом ходит волшебница и раскрашивает в красно-жёлтые краски деревья, кусты, траву. А имя этой волшебницы… .»

Дети - Осень!

Как вы догадались?

- Только осенью листья на деревьях становятся разноцветными (красными, жёлтыми, коричневыми).

Словарная работа.

- Давайте сначала поиграем с осенними словами.

Встаньте в круг. Я буду бросать вам мяч, и называть слово, а вы ловите мяч и повторяете это же слово, но ставьте перед ним слова «осенний, осенняя, осеннее» :

месяц - осенний месяц,

погода - осенняя погода,

настроение - осеннее настроение,

цветы - осенние цветы,

листва - осенняя листва,

дерево - осеннее дерево

день - осенний день.

- Возьмите листик и передавайте его по кругу на каждое придуманное слово – действие.

Осенью листья : что делают?

- Падают,

вянут,

шуршат,

шелестят,

осыпаются,

желтеют.

- Ребята, а какими словами можно описать осень? Осень какая?

(дети называют слова)

(золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая,

затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя,

хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая,

унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная,

грустная, ласковая.)

Вы назвали много слов, а сейчас послушайте ещё одно – хмурая.

Как вы думаете, что оно обозначает?

Давайте скажем его все вместе,

а теперь -. (индивидуальная работа).

Давайте поиграем с этим словом.

Осень какая?- хмурая.

День - хмурый.

Небо - хмурое.

Погода - хмурая.

Вы хорошо справились с заданием. (Дети садятся за столы. У каждого ребёнка на одежде по листочку. Задание - найти свою пару и сесть за стол с таким же листочком).

Составление предложений об осени с использованием мнемокарточек и мнемодорожек.

Давайте вспомним, какие изменения происходят осенью :

1. В погоде -

- Какое бывает солнце, как оно светит и греет осенью?

(Осенью солнце светит, но греет слабо)

Давайте обозначим солнце вот таким значком. Выберите его в своем конвертике и положите перед собой.

- Что можно сказать про осеннее небо?

(Небо осенью серое, пасмурное, хмурое. Осенью на небе появляются тучи.)

Тучи на небе обозначим вот таким значком. Найдите его и положите рядом со значком солнце.

- А какое предложение можно составить со словом «дождь»? (Осенью часто идут дожди).

Давайте обозначим дождь вот таким значком. Положите его рядом с тучей.

- Какой ветер дует осенью?

(Осенью дует сильный, холодный ветер.)

Ветер давайте обозначим вот таким символом. Картинку положите рядом с картинкой ветер.

2. В растительном мире.

- Какими становятся листья на деревьях осенью?

- Как называется явление, когда опадают листья?

Осенью листья на деревьях становятся разноцветными, высыхают и опадают и деревья остаются голыми.

Осенью начинается листопад.

Листопад мы с вами обозначим вот таким значком. Найдите его у себя и положите с листьями.

3. В животном мире.

- Куда деваются птицы? Почему?

Осенью насекомые прячутся, птицам нечем питаться.

Осенью перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются с нами.

Давайте перелётных птиц обозначим вот таким значком. Положите его рядом с листьями.

- Что происходит с животными?

Осенью животные готовятся к зиме, заяц и белка меняют окраску шерсти, медведь и ёж впадают в спячку.

Зверей мы с вами обозначим вот таким значком.

4. В мире людей.

- Как одеваются люди осенью?

Осенью люди одеваются теплее, надевают шапки, куртки, варежки, часто берут с собой зонты.

Одежду мы обозначим таким значком, а зонт - вот таким. Свои картинки положите рядом с животными.

- Что собирают люди осенью?

Осенью люди собирают урожай.

Осенью люди ходят в лес собирать грибы.

Урожай овощей, грибы мы обозначим вот такими значками. Положите его в конце.

Физминутка.

Осень.

Листья осенние тихо кружатся (дети кружатся на носочках, руки в стороны)

Листья нам под ноги тихо ложатся (приседают)

И под ногами шуршат, шелестят (движения руками вправо, влево)

Будто опять закружиться хотят (поднимаются, кружатся).

Ребята, посмотрите, у нас получилась схема нашего рассказа об осени.

Составление рассказа об осени по мнемотаблице.

А теперь я вам предлагаю перемешать картинки и выложить их вот в такой последовательности:

в первую строчку положите те значки, которые относятся к погодным изменениям,

во второй те, что относятся к людям,

в третий в животном мире,

а в четвертый к изменениям в растительном мире.

У каждого из вас получился свой рассказ об осени по таблице.

(1-2 ребенка рассказывают по своей схеме).

Итог занятия.

Мы сегодня много интересного рассказали про осень. Это чудное, красивое время года. Что вам запомнилось из услышанного сегодня на занятии?

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами мнемотехники «Знакомство с космосом» в подготовительной к школе группе Конспект НОД по познавательному развитию с элементами мнемотехники «Знакомство с космосом» в подготовительной к школе группе. Цель: познакомить.

Конспект НОД по развитию речи с использованием мнемотехники «Времена года» в подготовительной группе Конспект НОД по развитию речи с использованием мнемотехники " Времена года" в подготовительной группе Цель: Обобщать представления детей.

Конспект НОД по развитию речи в младшей группе с использованием мнемотехники «Моделирование сказки «Волк и семеро козлят» Тема: Моделирование сказки «Волк и семеро козлят» Программное содержание: 1. Учить детей подбирать заместители персонажей сказки, опираясь.

Конспект ОД по речевому развитию «Осень» с использованием мнемотехники в подготовительной группе Цель: формирование умения составлять связный рассказ об осени с опорой на мнемотаблицы. Задачи: Обучающие: обобщение представлений.

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники «Пересказ рассказа «Пчелки на разведках» (старшая группа) Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области речевое развитие с использованием современных технологий.

Конспект с использованием мнемотехники в подготовительной группе «Осень» Программное содержание Цель: формирование умения составлять связный рассказ об осени с опорой на мнемотаблицы. Задачи: 1. Обучающие: •.

Конспект занятия по развитию речи «Разучивание стихотворения Н. Нищевой «Снегири» с использованием мнемотехникиКонспект занятия по развитию речи «Разучивание стихотворения Н. Нищевой «Снегири» с использованием мнемотехники Конспект занятия по развитию речи «Разучивание стихотворения Н. Нищевой «Снегири» с использованием мнемотехники Конспект к занятию по развитию.

Конспект занятия по развитию речи с использованием приемов мнемотехники по сказке «Теремок» (вторая младшая группа) КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ. Рассказывание сказки «Теремок» (2 младшая группа) Обучающие задачи:.

Конспект занятия по развитию речи «Заучивание стихотворения В. Орлова «Что подарит лето?» с использованием мнемотехники Цель: Закреплять умение детей пользоваться мнемотаблицами при заучивании стихотворений. Задачи: Развивающие: • развивать память; • зрительное.

Использование приемов мнемотехники по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе АКТУАЛЬНОСТЬ Одним из показателей умственного развития детей является развитие речи. В своей педагогической деятельности я столкнулась.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи «Осень» с использованием мнемотехники в подготовительной к школе группе
Опубликовано: 11 сентября 2019 в 14:12
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД